Главная / Новости / Невостребованный престиж

На протяжении десяти летсуществования рынок банковских платежных карт, как региональный, таки федеральный, делал ставку преимущественно на реализацию зарплатныхпроектов. Теперь, когда заработную плату по картам получают коллективыбольшинства не только ведущих индустриальных предприятий,но и некрупных организаций, в том числе бюджетных, привычный путьколичественного роста, похоже, себя исчерпал.




Предложение превышает спрос Участники рынка признают: прежде чем формироватьсобственно рынок банковских платежных карт особого статуса, им придетсявсерьез поработать с психологией клиентов — как нынешних, таки потенциальных. Во всяком случае, на данный момент ощутимогонеудовлетворенного спроса на престижные карты нет.

К тому же на рынке зафиксированы ощутимые качественныеизменения: хотя владельцы карт попрежнему используют их в основном дляснятия наличных, доля таких операций все­таки снижается. Если ещедва­три года назад она составляла в среднем по региональному рынку90 — 95%, то теперь — около 60% (см. «Рынок через призму цифр»). Такимобразом, инфраструктура использования пластика расширяется.В сложившемся контексте банковскому сообществу, для которогокомплексное обслуживание розничной клиентуры стало стратегией,со временем всерьез придется браться за неосвоенный сегмент немассовогопластика — карт категории premium, предназначенных для VIPклиентов.

Предложение дебетных немассовых карт пока превышаетспрос, констатирует вицепрезидент «Запсибкомбанк» ОАО Олег Заруба: «Нашбанк в настоящее время выдал две тысячи “золотых” и “платиновых” карт,что соответствует примерно одному проценту объема эмиссии банка.Очевидно, что потенциальная емкость рынка значительно больше,но сегодня рынку интереснее продукты среднего уровня. Многие клиентыуже оценили удобство пластика как банковской услуги, но пока не готовыплатить за престижную карточку».

Все, кто хотел такие карты получить, их получили, уверен начальник отдела пластиковых карт ОАО «Челиндбанк» Александр Бреславский:«Вопрос в том, чтобы пробудить интерес у тех, кто имеет финансовыевозможности приобрести карты категории premium, но не знаетих преимуществ и, соответственно, не формирует спрос. Заинтересоватьклиентов — первоочередная задача эмиссии немассовых пластиковых карт».

Начальник управления платежных технологий и процессинга банка «Северная казна» Павел Ефремовотмечает: «Рынок premiumпродуктов в Екатеринбурге достаточноспецифичен. С одной стороны, клиентов, готовых реально пользоватьсядополнительными сервисными программами банков и платежных системи оплачивать их, довольно мало. С другой — большинство клиентов,обращающихся в банки за пластиковыми картами класса premium, простоне знают всего перечня и уровня сервисов, которые они получают за своиденьги. Они не осознают, чем отличаются продукты этого классаот продуктов других категорий. Фактически эти клиенты платят деньгитолько за цвет пластика. Поэтому продвижение сервисов платежных системсейчас представляется неперспективным».

Олег Заруба считает: чтобы изменить ситуацию, одного«престижного» цвета VIPкарты явно недостаточно. Банкуэмитенту нужнообеспечить адекватное сервисное наполнение продукта. Сервисы,предлагаемые международными платежными системами, не всегдавостребованы клиентами. Соответственно, эмитенты сами должныформировать такой пакет дополнительных услуг, который позволилбы выделить престижные карты в линейке карточных продуктов и обеспечитьим очевидные конкурентные преимущества. «Система наполняет карты рядомбазовых привилегий, такими, например, как экстренная выдача наличныхза рубежом. Далее банки уже сами дополняют VIPпродукт той или инойуслугой, — рассказывает начальник отдела розничных продаж филиала ОАО“Внешторгбанк” в Екатеринбурге Андрей Округин. — Каждый из продуктов имеет свои преимущества и свой пакет услуг. И клиент решает сам, на чем остановить выбор».

Александр Бреславский, однако, не во всем разделяетподобный подход: «Конечно, эмитент несет нагрузку, но “главная роль”— все­таки у системы. VIPкарты приобретают не для того, чтобы ежедневнопокупать хлеб в гастрономе за углом.

Мнение Павла Ефремова совпадает с позицией ряда другихучастников рынка: наиболее реальным на данном этапе видится развитиев первую очередь сервисов самого банка­эмитента. Таких, например, какVIPобслуживание в отдельных «зонах», круглосуточно работающая службаперсональных менеджеров, способных обеспечить грамотноеконсультирование и гарантировать решение любых проблем клиента с картойи другими банковскими продуктами.

К престижу — через классикуБанкиры осознают, что рынок развивается эволюционнои перескочить определенные знаковые этапы его становления будетпроблематично. Освоив самые простые электронные дебетные карты, клиентыпостепенно переходят на продукты категории classic, чтобы в дальнейшемстать квалифицированным пользователем карты статуса gold. И кстати,«золотая» карта может быть массовой — при определенных условиях.

С ними обычно едут за рубеж, иногда надолго. И тут уже проявляются преимущества платежной системы в целом».

Аналогичного мнения придерживается и Олег Зарубаиз Запсибкомбанка: «В линейке дебетных продуктов перспективен преждевсего сегмент классических карт. Только после освоения этого сегментаможно ожидать роста эмиссии престижных продуктов — за счет техклиентов, которым потребуется статус продукта выше среднего по рынку.Пока средним по рынку остается уровень карт типа VISA Elecspanon илиCirrus/Maesspano, продавать престижные продукты будет проблематично».

Александр Бреславский из Челиндбанка относит к массовымпродуктам не только VISA Elecspanon и VISA Classic, но и VISA Gold:«Любой из этих видов карт применим при реализации зарплатных проектов.Мы можем выпускать и реально выпускаем их в массовом порядке». Рынок,по его наблюдениям, предпочитает функциональность, а не престиж.Пластиковые карты только для престижа и для поездок за границу ушлив прошлое, клиенту в основном интересны недорогие функциональные картыдля ежедневных покупок.

Александр Бреславский: «Рынок непрерывно развивается.Новые продукты появляются регулярно. Самый ожидаемый и востребованный— полноценная кредитная карта с так называемым graceпериодом (льготныйпериод, в течение которого проценты за пользование кредитомне начисляются. — Ред.), с широким диапазоном применения, возможностьюпогашения кредита в любое время. И не имеет значения, на каком именнопластике будут предоставлены данные услуги».

Либо есть, либо будетСудя по всему, спрос на карты особого статуса будет увеличиваться параллельно с ростом рынка кредитных карт.

Тем временем на российский рынок престижных карт всебольше внимания обращают клубные платежные системы, никогда не делавшиеставку на массового клиента. Активно осваивает рынок Diners Club:согласно данным самой системы, на территории России у нее уже 30 тысячклиентов. В декабре минувшего года к российской эмиссии приступилAmerican Express, выбрав для эксклюзивного выпуска и продвиженияна национальном рынке своих карт банк «Русский Стандарт». «Либо онау вас есть, либо будет» — гласит девиз рекламной кампании AmericanExpress, имея в виду новую для нашего рынка карточку.

В отношении кредитных карт оценить спрос болеепроблематично в связи с тем, что этот сегмент регионального карточногорынка находится в начальной стадии развития, констатирует Олег Заруба:«На наш взгляд, перспективы развития немассовых продуктов в ближайшеевремя будут напрямую связаны с развитием рынка кредитных карт, которыйпозволит эмитентам более четко сегментировать классические и престижныепродукты».

Дополнительные материалы:
Рынок через призму цифр
На территории Тюменской, Свердловской, Челябинской, Оренбургской,Курганской областей, Пермского края, ЯмалоНенецкого и ХантыМансийскогоавтономных округов, Башкортостана и Удмуртии к 1 октября 2005 года,по официальным данным Банка России, выпущено в общей сложности7 577 240 банковских платежных карт для физических и юридических лиц.Это 16,0% от общефедеральной эмиссии (47 385 582 карты).

То, что престижные карты с реально работающим сервиснымнаполнением у региональных VIPклиентов будут, сомнений не вызывает.Вопрос — когда именно.

Владельцы карт осуществили в общей сложности 42 368 798 операцийв России и за рубежом, из которых 26 569 167 операций (62,7%) пришлосьна получение денег в банкоматах и пунктах выдачи наличных.

По итогам девяти месяцев объем совокупной региональной эмиссии увеличился на 1 343 273 карты (21,6%).

Формирование клубного сервиса — следующий шаг
Ситуациюв сегменте карт класса premium комментирует директор управлениябанковских карт Уральского банка Сбербанка России Светлана Скоринова.


По оценкам участников рынка, к 1 января 2006 года в целомна территории указанных десяти субъектов РФ эмитировано около 8,1 млнкарт.



Уральскийбанк Сбербанка России — лидер регионального рынка банковского пластика.Из 4,1 млн карт, выпущенных за 9 месяцев 2005 года для розничныхклиентов на территории его присутствия (Свердловская, Челябинская,Курганская области и Республика Башкортостан), на долю банка приходится643 тыс. карт (15,7%). К 1 января 2006 года эмиссия составила 800 тыс.карт, что позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение его рыночнойдоли.

— Каково соотношение карт категорий mass и premium?— Если говорить об эмиссии нашего банка, то он,конечно, в пользу массового потребителя. Доля держателей «золотых» карт— 1%. Это нормально: иначе «золотая» карта, изначально рассчитаннаяна ограниченный круг пользователей, перестанет быть престижной.






— Как показывает практика Сберегательного банка(кстати, она совпадает с общемировой), в основном спросом пользуютсякарты VISA Gold и MasterCard Gold.

— Какие карты категории premium наиболее востребованы?

— Платежные системы вырабатывают общие стандартывыпуска и обслуживания карт. А конкретное наполнение, льготы и бонусыобеспечивает уже банк-эмитент — разумеется, в рамкахутвержденных правил. И поэтому функционал карт одной категории,выпущенных разными банками или даже одним банком, но для разныхклиентов, может различаться. Скажем, Сбербанк выпускает абсолютно все«золотые» карты одновременно с магнитной полосой и чипом. Кроме того,в стандартный пакет услуг по «золотой» карте Сбербанка входитбесплатное подключение опции «Мобильный банк». Через предоставлениедополнительных льгот Сбербанк поощряет тех клиентов, годовой обороткоторых по карте в торгово­розничной сети превышает 6000 долларов.

— Кто обеспечивает особый статус престижных карт — платежная система или банкэмитент?

— Мы ориентируемся на спрос. Сегодня Сберегательныйбанк — один из немногих, кто осуществляет эквайринг карт AmericanExpress. Наибольшим спросом эта услуга пользуется в гостиницах, кудаприезжают зарубежные гости. Наши банкоматы обслуживают карты этойсистемы. Кроме того, стандартное программное обеспечение наших POS-терминаловдля торговых предприятий предусматривает возможность обслуживания в томчисле American Express и Diners Club. Однако круг магазинов, которымивостребована услуга приема платежей по таким картам, невелик. Спросв основном формируют все­таки гостиницы в крупнейших городах региона.

— Как Сбербанк позиционирует себя по отношению к системам American Express и Diners Club?

— Сама культура безналичных расчетов с использованиембанковских платежных карт пришла в Россию десять лет назад. Все этигоды рынок развивался очень быстро, преимущественно за счетиспользования демократичных продуктов в массовых зарплатных проектах.В этих условиях говорить о формировании рынка карт «золотой» категорииеще рано. Пока рынок сделал только первый шаг — количественный. Вторымбудет формирование сервиса, в том числе клубного, элитного, в основекоторого — именно premium-карты.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы рынка premiumкарт?



Подготовил Олег Власов


Котлеты отдельно Ориентир на Запад Слишком много простоты Естественно, монополия Возвращение* Град удрученный Неточный расчет А может быть, UТair Критическая точка

Главная / Новости