Главная / Новости / Посторонним вход






Региональный сетевой бизнес вынужден искать новые направления развития: конкуренция усиливается. Этап освоения областных центров прошел. Сегодня предприниматели обращают внимание на вторые города региона. Завтра массированная экспансия как федеральных, так и региональных игроков в направлении малых городов станет темой номер один.

Фото: Андрей Порубов

В течение 2006 года аналитический центр «Эксперт Урал» проводит крупномасштабное исследование условий ведения сетевого бизнеса в 15 малых городах УралоЗападносибирского региона, вторых по значимости после областных центров. Цель — показать точки роста: города, инвестиционно привлекательные и удобные с точки зрения инфраструктурных условий для развития для сетевого бизнеса. Первое представление городов Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Серова, Первоуральска состоялось в специальном выпуске журнала, посвященном Свердловской области (см. «Малая земля», «Э-У» № 17 от 08.05.06). Представляем теперь итоги проекта.

Но что известно в Челябинске о соседних Стерлитамаке и Нефтекамске? Или в Перми — об Орске и Серове? Как правило, только самые общие данные. Оценивая доступность информации о малых городах по шкале от 0 до 4, эксперты ставят в средний балл — 1, Это примерно посредине между «ничего» и «кое-что». Следствие — в отношении одних городов ожидания завышены, другие, напротив, недооценены.

«Города, в которых проживает от 200 до 500 тыс. человек, для сети гораздо выгоднее, чем городамиллионники, и по объему выручки с квадратного метра, и по потенциальной доле рынка. Те уже избалованы. Жители небольших городов, напротив, на крупноформатные объекты смотрят как на диковинку, а их покупательская способность не намного ниже», — считает директор по связям с общественностью компании «Техносила» Надежда Сенюк.

Условия
Основной фактор, на который ориентируется предприниматель, — потребительские возможности горожан. Эксперты оценивают вклад этого показателя в принятие решения о выходе в тот или иной город в 48% из 100 (см. Методы и информация). Первенство принадлежит крупнейшим городам региона с населением более 200 тыс. жителей (см. таблицу «Потребительские возможности городов»). Исключение — Первоуральск (132 тыс. человек): он на втором месте, решающую роль играет близость к Екатеринбургу. Средний уровень заработных плат в этих городах ниже уровня областного центра не более чем на 15 — 20%, а в Магнитогорске и Орске он даже выше — на 20% и 5% соответственно. Розничный товарооборот первой семерки городов рос в 2005 году в среднем на 14% быстрее, чем остальных восьми (35% против 21%), парк легковых автомобилей — на 2% (9% против 7%).

Качественным дорожным покрытием отличаются уфимские и челябинские автомобильные трассы, северные направления в Свердловской области. В 2004 и 2005 годах отремонтировано в среднем около 11% от общей протяженности этих дорог, соединяющих малые города с крупнейшими областными центрами. По трассам, ведущим в города Пермского края, и южным направлениям — не более 8%. Но уже в следующем году одним из приоритетных направлений дорожного строительства в Пермском крае (около трети бюджета) станет создание новых и реконструкция старых участков автомагистрали Березники — Пермь — Чайковский.

Чаще прочих также встает вопрос транспортной доступности и возможности деловых коммуникаций с малыми городами. Из 15 городов, входящих в исследование, прямое сообщение по железной дороге с крупнейшими областными центрами региона (Екатеринбургом, Тюменью, Уфой, Пермью, Челябинском), а также с Москвой и Санкт-Петербургом имеет лишь Каменск-Уральский. До Нефтекамска и Воткинска, напротив, можно добраться только автомобильным транспортом. Потенциальным преимуществом обладают Магнитогорск и Орск: в городах функционирует аэропорт.

Издержки
Проблемных точек в малых городах две — кадры и недвижимость. «Развитие нашей филиальной сети тормозит именно кадровый голод — ни финансы, ни что другое. В некоторых городах даже с гораздо меньшим потенциалом наши офисы работают намного успешнее, благодаря удачно найденным людям», — отмечает президент НПФ «Стратегия» Петр Пьянков. генеральный директор компании «Урал-Пресс» Константин Астафьев рассказывает:

По интегрированному показателю транспортной доступности внутри региона и между столичными городами наиболее комфортно коммуницировать с Миассом и Глазовом (см. таблицу «Транспортная доступность»): здесь относительно низкая стоимость проезда по железной дороге, много рейсов по большинству направлений и автомобильные дороги хорошего качества. Правда, по мнению экспертов, влияние этого фактора в скором времени отойдет на второй план.

На поиски и обучение уходит много времени, при этом денежные вложения не всегда оправданы: люди уходят. Практически единственный выход — перевод своих сотрудников из головного офиса. Годовая зар-плата топ-менеджера, переехавшего во второй город, с учетом покупки однокомнатной квартиры составит в среднем 1,5 млн рублей (см. таблицу «Рынок труда»).

— Главная проблема вторых городов — сложно найти квалифицированного руководителя: инициативного, вменяемого человека, который смог бы организовать работу офиса. Москва перетягивает специалистов из областных центров, областные центры — из вторых городов, вторые города — из третьих… Так все и движется. Мы стараемся работать через кадровые агентства. Эта схема нормально действует в городах-миллионниках. В небольших городах кадровых агентств часто просто нет, как, к примеру, в Миассе или Серове. Есть “информационные службы”, которые, как ни странно, берут деньги с соискателя, обещая трудоустроить. Затем они бесплатно информируют работодателя, но эти данные настолько некачественны, что работать с ними невозможно. Приходится банально давать объявления и проводить первичный отбор самим. Это затрудняет открытие филиала.

В средней экспертной оценке вклада того или иного фактора при принятии решения о выходе уровень развития рынка недвижимости занимает лишь четвертое место: вес этого интегрированного показателя — 8%. Но для некоторых сфер сетевого бизнеса, к примеру, розничной торговли, он играет решающую роль. «Недвижимость — единственное, почему мы не можем зайти в город. Были бы готовые подходящие крупноформатные площади, давно бы везде работали», — подтверждает Надежда Сенюк.

Лидирующее положение по условиям на рынке труда занимают Миасс, Стерлитамак и Чайковский. Худшие позиции — у Орска и Березников.

Выигрышная стратегия для розничного бизнеса — выход в малые города вместе с девелопером: договор об аренде площадей на стадии строительства. По прогнозам экспертов, уже через год-два в малых городах даже с самым низким уровнем развития коммерческой недвижимости появится как минимум по два-три торговых центра.

Рынок коммерческой недвижимости в большинстве малых городов Урала развит слабо. Практически нет крупных торговых центров и офисных зданий: по большей части используются первые этажи жилых домов. Предложения специализированных складских площадей единичны, изза чего высок разброс цен и арендных ставок. Положительная тенденция есть: по имеющимся данным площадь помещений, переведенных в разряд нежилых, в среднем постепенно снижается. В 2005 году это 21,7 тыс. кв. метров, что на 21% меньше, чем годом раньше. Начинается этап строительства самостоятельных объектов с торговыми и офисными площадями. Ведется строительство торгового центра в Нефтекамске (6 тыс. кв. метров), к концу 2007 года в Стерлитамаке планируется ввести торгово-офисный центр площадью 15 тыс. кв. метров, в Серове появится торгово-развлекательный комплекс площадью 20 тыс. кв. метров. В Березниках, Миассе и Стерлитамаке через аукционы продано несколько участков под строительство нежилых объектов общей площадью 193, 190 и 118 тыс. кв. метров соответственно. Наиболее динамично развиваются рынки коммерческой недвижимости Магнитогорска, Нижнего Тагила, Первоуральска.

Также при оценке потенциала развития малого города и перспектив работы необходимо учитывать — как правило, там все завязано на градообразующее предприятие. «Сети, работающие в малых городах, несут большие риски, связанные со стабильностью работы крупного предприятия. Задержали зарплату — рынок рухнул. К примеру, когда ММК перешел на карточный проект, магазины бытовой техники, в которых были банкоматы, хорошо заработали, а остальные закрылись», — подтверждает Надежда Сенюк.

Перспективы
Особенность работы в малых городах — активное взаимодействие с администрацией. С точки зрения экономического эффекта большие города, безусловно, более привлекательны. Но работать с администрацией любого второго города гораздо проще. К примеру, процедура с момента принятия решения до получения разрешения на строительство занимает в среднем около полугода, в то время как в областном центре — год-полтора. Пример приводит Петр Пьянков: «Были случаи, когда администрация малого города сама обращалась с инициативой открыть новый филиал: помогли с помещением, информацией. Отчасти это связано со спецификой нашей деятельности. Теперь практически со всеми главами заключаем договор: инвестируем в те города, где расположены филиалы».

За последние три года на территории 15 городов запущено в реализацию 47 инвестиционных проектов на сумму более 2,3 млрд долларов (по данным исследования АЦ «Эксперт Урал», см. «Даешь десять процентов», «Э-У» № 38 от 16.10.06). В 2007 — 2008 годах планируется начать реализацию еще 24 проектов стоимостью 1,9 млрд долларов.

В то же время, что может служить большим стимулом социально-экономического развития вторых городов как не инвестиционные проекты градообразующих предприятий?

В аутсайдерах — Миасс и Первоуральск: здесь существенных вложений в промышленность последние три года не наблюдалось. Однако, если в Миассе глобальных изменений не предвидится, то в Первоуральске ситуация может измениться коренным образом. Группа ЧТПЗ планирует построить на базе Первоуральского новотрубного завода электросталеплавильный комплекс (307 млн долларов), «Интертехэлектро — Новая генерация» намерена вложиться в строительство парогазовой электростанции (260 млн долларов).

Абсолютным лидером по инвестиционной активности промышленных предприятий является Нижний Тагил. С 2003 года здесь реализовано 13 инвестиционных проектов на сумму 958 млн долларов, в том числе девять — на НТМК. Большинство проектов предприятия в 2003 — 2006 годах было направлено на реконструкцию основного производственного оборудования, увеличение качества и сортамента продукции (см. таблицу «Инвестиционные проекты в промышленности вторых городов»). В ближайшие два года усилят инвестиционные позиции предприятия Каменска-Уральского и Березников: планируется крупный проект увеличения производства глинозема на Уральском алюминиевом заводе, начнется строительство Ново-Березниковской ТЭЦ. Грядущее строительство на ММК прокатного стана-5000 выведет Магнитогорск в лидеры инвестиционной активности.

Все свои
Итак, определены лидеры по условиям ведения бизнеса в малых городах: Магнитогорск, Первоуральск, КаменскУральский, Стерлитамак и Нижний Тагил предсказуемо привлекательны для сетевых компаний (см. таблицу «Рейтинг вторых городов Большого Урала»). Эти крупнейшие после областных центров города уже давно обратили на себя внимание не только региональных, но и федеральных сетевиков. По словам заместителя председателя правления Уралтрансбанка Валентины Александровской, банк работает в Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском уже больше десяти лет, и эти филиалы — самые динамичные и высокорентабельные. Наблюдениями делятся эксперты «Техносилы»: «В Магнитогорске рынок бытовой техники перенасыщен. На двух центральных улицах в радиусе ста метров стоит М.Видео, Эксперт, Эльдорадо и МИР. Местные операторы уже умирают». Сетевой бизнес в этих городах должен быть «нишевый»: выход возможен только на пустующие и не отличающиеся высокой конкуренцией рынки.

Средняя стоимость инвестиционных проектов, запущенных в реализацию в 2003 — 2006 годах во всех городах, составила 50 млн долларов. Хороший сигнал: в ближайшие два года, согласно инвестиционным программах крупнейших предприятий, она увеличится на 60% до 80 млн долларов.

Основное направление для развития сетевого бизнеса — Соликамск, Миасс, Нефтекамск и Орск. Города интересны предпринимателям как из «своих» областных центров, так и других крупнейших городов региона. Преимущества городов усиливает выгодное местоположение. Открывая филиал здесь, компания «притягивает» соседние, также обладающие высоким потенциалом, — Березники, Златоуст и Чайковский (см. карту). Кроме того, из Нефтекамска удобно «накрыть» не вошедший в исследование Сарапул, из Миасса — Сатку, из Орска — Новотроицк. В будущем эти города станут центрами притяжения капитала и перспективными точками роста Уральского региона.

Ожидаемы и претенденты на последние места — Серов, Глазов и Воткинск. Относительно небольшая численность населения, невысокие потребительские возможности, недостаточное развитие деловой инфраструктуры по сравнению с другими городами пока не позволяют им конкурировать за предпринимательский капитал. Вероятно, это города третьей волны региональной экспансии, которая по нашим прогнозам начнется в ближайшие два-три года. Пока же наибольшие дивиденды принесет бизнес, развивающий в этих городах деловую инфраструктуру. Востребованы будут, к примеру, кадровые агентства, агентства недвижимости, объекты общественного питания, гостиничные услуги. Интересны города могут быть девелоперам.


Закаляйся, если хочешь быть «Единой России» не хватило новизны Наши с Уралмаша Было негде, станет не с кем Без IPO в голове Долг потребителей перед коммунальщиками - 600 миллионов рублей Добровольно принудительно Рецепты противостояния Титанический рост

Главная / Новости