Главная / Новости / История ЕС — это история успеха






Как оптимист обещаю… — Господин Эдерер, на полугодовой отрезок председательства Германии в Совете Европейского Союза пришлась 50-я годовщина подписания Римских договоров 25 марта 1957 года, которые считаются «свидетельством о рождении» Евросоюза. Об успехах Евросоюза можно говорить долго, но хотелось бы, чтобы вы обозначили внутренние проблемы, которые придется решать Германии в кресле председателя.

Начальник департамента планирования министерства иностранных дел Германии Маркус Эдерер имеет богатый опыт дипломатической работы. Отметим два периода: 1990 — 1993 — Москва, экономический отдел посольства ФРГ в РФ; 1999 — 2002 — Брюссель, глава кабинета Специального координатора программ по стабилизации ситуации в Восточной Европе, в том числе в бывшей Югославии. Сейчас г-н Эдерер участвует в планировании внешней политики Германии, но в какой-то мере его обязанности имеют общеевропейский контекст: с нового года Германия председательствует в Совете Евросоюза. Маркус Эдерер дал эксклюзивное интервью для специального проекта «Евросоюз — Урал».

Обсуждение затронет вопросы функционирования внутреннего энергетического рынка ЕС, наличия в нем конкурентной среды. Остро стоит проблема единоличного владения собственностью в энергетической сфере — собственно сырьем (допустим, природным газом) и элементами инфраструктуры (к примеру, трубопроводами). Даже в Германии, где хорошо развита конкурентная среда, есть большие компании, одновременно разрабатывающие газовые месторождения и владеющие системой газопроводов. Поэтому Еврокомиссия, имеющая исключительное право инициативы, предлагает разделить эти две части — эксплуатацию недр и транспортировку сырья.

— В повестке председательства Германии стоит несколько пунктов, имеющих важнейшее значение для Евросоюза как объединения государств. Например, на совещании глав государств и правительств ЕС в марте будет обсуждаться проект нового плана действий, в нем проанализированы выгоды, которые получат страны Евросоюза от совместной работы в энергетическом секторе.

Маркус Эдерер




— Как вы можете прокомментировать газовые и мясные конфликты России и Польши? Насколько это нормально, когда одна из стран ЕС, пусть даже такая крупная, как Польша, единоличным решением снимает с повестки дня саммита «Россия — ЕС» вопрос о новом соглашении с Россией всех 25 стран Евросоюза?

Мы будем обсуждать механизмы совместных действий стран Евросоюза в случае возможных потрясений в энергетическом секторе — будьто технологические катастрофы на территории ЕС или перебои в получении энергоресурсов, того же газа, возникшие в результате воздействия внешнего фактора. Это с одной стороны. С другой — мы должны развивать иностранный энергетический диалог. Это, естественно, касается России и других поставщиков энергии. Если продолжать тему газа, то у нас есть три мощных источника — Россия, Норвегия и Алжир. Очевидно, Евросоюз активизирует отношения по всем трем направлениям. Мы думаем и об укреплении диалога с другими мощными потребителями газа — Китаем, Индией, США. В целом я не вижу больших проблем в проведении Евросоюзом внешней энергетической политики, но детальная проработка конкретных шагов и направлений не будет легкой.

Интеграция в подарок — Германия сегодня несет самую большую нагрузку по линии ЕС: я имею в виду долю в бюджете Союза и участие в решении проблем мирового характера. А как в Германии формулируют плюсы Евросоюза для самой страны, для ее экономики?

— История ЕС не знает случаев, когда одна страна противостояла бы всем остальным. Не было ситуаций, когда не нашлось компромиссного решения, пусть даже спустя какое-то время. В случае с Польшей не стоит рассуждать в категориях «нормально — ненормально». Уверяю, здесь нет ничего сверхъестественного. Это обычный европейский процесс, хотя теперь он существует в несколько новых условиях. Как оптимист обещаю: путем переговоров ситуация в конечном итоге будет разрешена.

Если вы спросите людей на улицах Берлина, Мюнхена или Лейпцига, какие плюсы они видят от присутствия Германии в Евросоюзе, уверен, первое, что услышите — безвизовый режим перемещения в Европе. На границе Баварии с Австрией нет больше пограничных пропускных пунктов. Вы также не встретите их, отправившись в Нидерланды, Францию, другие страны. Это действительно изменило настроение европейцев: они получили максимальные возможности для общения друг с другом. С помощью евро мы создали валюту, которая успешно конкурирует с другими на мировом финансовом рынке, к примеру, с долларом. Европейский союз — одно из самых больших экономических пространств в мире. Благодаря ему мы не только являемся важнейшим участником мировой торговли, но даже входим в состав правления Всемирной торговой организации.

— Проект создания Евросоюза был подарком для послевоенной Германии. Он не только позволил нам интегрироваться в Европу и стать уважаемым членом европейского и мирового сообщества, на что вряд ли можно было надеяться после войны. Он дал шанс немцам продемонстрировать свои лучшие национальные черты и вернуть доверие других народов к себе как к нации. Впоследствии это позволило нам уйти от вечного политического противостояния с соседней Францией, изнурительного для обеих сторон. С экономической точки зрения проект Евросоюза стал для Германии очень успешным. Более половины объема нашего экспорта приходится сегодня на страны ЕС, мы заслужили статус индустриальной и технологической базы Евросоюза. И у Германии есть хорошие предпосылки для наращивания экономической мощи в рамках единой Европы.

Национальный интерес — А насколько удается сбалансировать интересы каждой отдельной страны, входящей в ЕС, и общие интересы Союза? Нет ли здесь острых противоречий?

В мире есть ряд других высших управляющих должностей, которые Германия как отдельное государство не смогла бы получить без вхождения в Европейский Союз.

В предыдущем ответе я говорил о международных торговых отношениях. Противоречие между свободной торговлей в рамках Евросоюза и стремлением усилить протекционистские меры для защиты национальных товаропроизводителей существует всегда. Но нужно понимать, что в современной системе глобальной мировой торговли ровно такой же подход применяется и по отношению к самой Европе, это также касается всех нас — стран-членов Европейского Союза. Ясно, что ни одна страна в одиночку не способна продвигать свои интересы, она ищет союзников. И Европе не обойтись без поддержки других стран, будь то США, Китай, Россия или Индия. Но, играя на мировой арене, европейские страны должны осознавать, что только в союзе друг с другом они могут получить надежную поддержку других игроков. Таким образом, мы вынуждены всегда идти на компромисс, чтобы иметь общую позицию по отношению к внешнему миру.

— Очень непростой вопрос. В первую очередь надо сказать: национальные интересы, конечно, никуда не исчезли. Европейский Союз обеспечил основу взаимоотношений с местными и национальными властями с помощью механизма субсидиарности (на верхнем уровне решаются только вопросы, которые не могут быть решены на нижнем). Что скрывать, в определенной степени национальные интересы ограничиваются. Но делается это только для того, чтобы выиграл Европейский Союз в целом, и каждая страна, входящая в него, смогла бы получить больше, чем дала, устранить сложные, системные проблемы, которые не в состоянии была бы снять сама. В масштабе Европейского Союза удалось разработать и согласовать подход, который действительно работает на консолидированный интерес всех стран-участниц. Он эффективен и рассчитан на долгосрочную перспективу.

Европейский подход нацелен на поиск компромисса за счет установления четких правил принятия решений. Чем больше становится Европейский Союз, тем рациональнее и современнее мы стараемся сделать эти процедуры. К сожалению, конституционное соглашение не внесло ничего нового в систему принятия решений: она могла бы стать проще по сравнению с нынешней.

Это европейский подход. И сегодня он очень эффективен для тех, кто следовал ему в течение десятилетий, для так называемых старых членов ЕС. Они учились служить собственным национальным интересам и не гнаться за мелкими сопутствующими «успехами», подаваемыми политиками под соусом защиты национальных интересов.

— Два года назад в составе группы российских журналистов я путешествовал по Франции. В долине Луары мы видели бесконечные поля, на которых ничего не росло. Мы спросили французского гида, почему пустуют угодья. Тот ответил: французские фермеры получают из бюджета ЕС деньги в обмен на обещание не заниматься сельским хозяйством, потому что французская продукция выдавливает с европейского рынка товары, произведенные в Восточной Европе, в той же Польше. Мне тогда подумалось: есть что-то нездоровое в том, что людям платят деньги, чтобы они не работали. Вам не кажется, что это слишком далеко от классических представлений о рыночной экономике?

В целом мы верим: история ЕС — это история успеха. Случаются, конечно, и стагнации: в данный момент мы наблюдаем стагнацию в сфере экономики Евросоюза. Но Европа движется вперед. И я уверен, что, в конце концов, мы сформируем общую точку зрения как в оценке наших достижений в прошлом, так и на будущее Европейского Союза. На мероприятиях по поводу 50летия Римских договоров станет очевидно: ЕС очень даже жив.

В документах, которые подготовила Германия к началу председательства в Совете ЕС, подробно описаны слабые места европейского сельскохозяйственного рынка. В том числе говорится о дотациях.

— Общеевропейская политика в сфере сельского хозяйства — сложнейший вопрос. Он требует дополнительных серьезных обсуждений на самом высоком уровне.

Европейский СоюзОбъединение 27 европейских государств. В ЕС проживает 480 млн граждан: это крупнейший внутренний рынок в мире. Заключенный в 1992 году в Маастрихте договор о создании ЕС был дважды изменен договорами, подписанными в Амстердаме (1997) и Ницце (2000). Действующий договор ЕС подписан в Ницце и вступил в силу 1 мая 2004 года. Евросоюз рассматривает себя как сообщество на основе общих ценностей: государства-члены обязуются сохранять мир, свободу, демократию и плюрализм. Он также является сообществом, организованным по принципу солидарности (экономически более сильные поддерживают более слабых). Государствачлены передали ЕС определенные задачи и часть суверенных прав.

К сожалению, пока большая часть бюджета Евросоюза расходуется на сельскохозяйственную политику, хотя мы не можем не видеть, что за рубежами Европы сильные страны вкладывают деньги в новые технологии, развитие исследований, образовательный сектор, иными словами, в то, что служит фактором успеха завтрашнего дня. Мне кажется, европейцы придут к пониманию необходимости реформирования системы дотаций. Но здесь нельзя недооценивать влияние сельскохозяйственного лобби, которое заинтересовано в сохранении статускво. Скажем, в Германии доля сельского хозяйства в ВВП не превышает 1%. Но в других странах эта доля огромна, и они, конечно, выступают за сохранение механизма субсидирования аграрного производства.


«Полиэф» взят Оторваться на мэрах Лучшее — враг хорошего Сравнение имен Решайте сами Монетка за розетку Защити себя сам Медь вышла на публику Скучные люди

Главная / Новости