Главная / Энергоносители / Книжка вприкуску






Характерно, что третий в России (после Москвы и Петербурга) клуб для книголюбов открылся именно в Челябинске. Здешние книжные магазины всегда выгодно отличались богатым ассортиментом. «Книжных магазинов в Челябинске хватает, — подтверждает эксперт в области культуры Владимир Спешков. — Модные издания поступают к нам одновременно с Москвой и Екатеринбургом». Агентство DISCOVERY Research Group в 2006 году оценило челябинский рынок книготорговли как один из наиболее развитых в российских регионах (наряду с Екатеринбургом и Новосибирском). Южноуральские книготорговцы не боятся экспериментировать с новыми форматами работы. Они надеются, что новые стратегии развития бизнеса — выход в смежные с книготорговлей сегменты, развитие книжных супермаркетов — позволят им остаться в числе лидеров российского рынка.

С польского сленга слово «кнайп» переводится как «жрачка», объясняет Елена Черева, артдиректор челябинского клуба «Bookвари». Разговор не о польском общепите — о заведении для любителей книг, открывшемся в середине минувшего лета в центре Челябинска. Почему владельцы «Bookварей» обозначили его формат непонятным рядовому библиофилу (а тем более клабберу) термином «кнайпклуб», сказать сложно. То ли южноуральские интеллектуалы ценят маргинальные шутки, то ли тамошние маргиналы не чужды интеллектуальных провокаций.


Нынешнее книжное изобилие в Челябинске расцвело на развалинах бывшей государственной монополии — ГУП «Челябинсккнига», созданного в 1998 году на базе Челябинского облкниготорга. Тогда госпредприятие контролировало 23 из 26 книжных магазинов города, в том числе самые большие — «Дом книги» и «Уральскую книгу».

Развалы и развалины
Книжный рынок Челябинска развит, но не насыщен, считает директор дивизиона «Урал» компании «Топкнига» Виктория Зорина. По оценке компании, в Челябинске на 40 тыс. человек приходится один книжный магазин (около 30 точек на 1,1 млн населения). До Европы пока далеко: там одна книготорговая точка приходится на 12 тысяч потенциальных покупателей. Но среднероссийский показатель — 50 тыс. человек на один магазин — уверенно перекрыт.

Размах оборотов книготорговцев можно оценить на примере второго крупного игрока — новосибирской «Топкниги». Эта компания, лидер российского рынка, пришла в Челябинск в 2002 году. Сейчас она контролирует пять магазинов. У них тоже два супермаркета по 1 тыс. кв. метров: «Литера» и «ЛасКнигас» с годовыми оборотами 8 и 10 млн рублей, причем ассортимент «ЛасКнигас» достигает 80 тыс. наименований.

Конкуренцию монополисту составили две крупные частные компании. Местная «Интерсервис ЛТД» вышла на рынок более десяти лет назад, сделав ставку на оптовую торговлю, работу со школами и библиотеками. Постепенно компания развила неплохую розничную сеть. По словам заместителя директора «Интерсервиса» Вероники Феськовой, только в Челябинске фирма контролирует восемь книжных магазинов площадью от 20 до 700 кв. метров, в том числе два супермаркета «Книжный город». Ассортимент — от 1,5 до 50 тыс. наименований. Финансовые показатели в компании раскрывать не стали.

Помимо крупных компаний в городе работают и нишевые игроки: магазины «Координаты чудес» (принадлежат ООО «ЛитурЧ»), продающие в основном детскую литературу, и сеть «Спецкнига», торгующая деловыми и отраслевыми изданиями. Сегмент не насыщен. «Магазинов специализированной литературы, рассчитанной не на массового покупателя, не хватает», — констатирует Владимир Спешков.

За несколько лет частным компаниям удалось вытеснить с рынка «Челябинсккнигу». По оценке заместителя начальника управления имущества министерства промышленности Челябинской области Сергея Чигинцева, ГУП не смогло набрать команду грамотных менеджеров и начало терять позиции. «Уральская книга» закрылась, половина «Дома книги», некогда самого крупного центра книжной торговли в городе, досталась арендаторам. 15 августа 2007 года обанкротившееся ГУП продали с аукциона. К этому времени у него остались лишь промбаза и два книжных магазина. Они отошли московскому издательству «АСТ», контролирующему сеть «Буква», вторую по величине в России после «Топкниги». Покупатель заплатил за остатки фирмы на аукционе начальную цену — 1,5 млн рублей.

Челябинск — не исключение. После прихода такого крупного игрока, как группа «АСТ», и появления новых нишевых компаний — тех же «Bookварей» (книги для интеллектуалов) — ситуация на рынке обострится. В «АСТ» планы не комментируют. «Скорее всего, новый собственник будет банкротить предприятие», — уверен Сергей Чигинцев. Затем, вероятно, «АСТ» откроет на купленных площадях магазины под своим брендом.

Кофе и сигареты
Российский книжный рынок растет ежегодно примерно на 15%, но в основном за счет цен на книги (около 20% в год), при этом объемы тиражей, по данным «Топкниги», с каждым годом сокращаются (минус 5%). Заработки книготорговцев поднимаются, но покупательская база сжимается. Как следствие — конкуренция становится острее.

Параллельно бизнес развивает инфраструктуру. «Интерсервис» собирается открыть логистический центр площадью в 7 тыс. кв. метров. У «Топкниги» подобные центры уже есть по всей стране.

Уральцы и сибиряки готовятся противостоять экспансии москвичей. По словам Вероники Феськовой, уже в 2007 году «Интерсервис» откроет в Челябинске четырепять книжных магазинов общей площадью более 3 тыс. кв. метров. В компании считают, что именно крупные супермаркеты станут в будущем основным полем конкурентной борьбы в Челябинске. Дополнительные площади книготорговцы получают с помощью местных девелоперов. По мнению Виктории Зориной, специалисты по недвижимости осознали, что книжный магазин способен привлечь в новые торговые центры дополнительных посетителей, и в новых торгово­развлекательных комплексах «Горки» и «Фокус» под них сдана часть площадей.

То же можно сказать и про сопутствующие сегменты. По данным отчетности «Топкниги», на книгопродажи во II квартале 2007 года пришлось лишь 66% выручки, а «Bookвари» за счет книг вообще делают только треть.

Характерной приметой челябинского книжного рынка становится развитие дополнительного сервиса. «Современная торговля уже давно не ограничивается операцией: покупатель спросил книгу — продавец ее выдал», — говорит Виктория Зорина из «Топкниги». Приходится увеличивать долю периодики, медиапродукции и канцелярских товаров. Расширение ассортимента этим не ограничивается. «Bookвари», совмещающие кофе и книги, можно счесть экзотическим заведением для эстетов. Но то, что, открывая «ЛасКнигас», «Топкнига» предусмотрела там место под детскую площадку и кафе, свидетельствует: объединение книготорговли и общепита становится тенденцией.

И здесь южноуральские книжные бизнесмены снова оказываются впереди регионального рынка. В крупнейшем мегаполисе Урала Екатеринбурге сочетание торговли книгами и DVDдисками — уже привычное явление. А вот кофе или мороженое в книжных лавках не предлагают. Есть, правда, кафебиблиотека «Шепот», но она книгами не торгует.

Диверсификация форматов, выход в смежные сегменты рынка — таково будущее челябинской книготорговли.


Блог командного духа Через сервис к нефтяникам Спрос выше дерева Унять архаику Мода на перестановки Что вы гоните До основанья, а затем Как аукнется

Главная / Энергоносители