Главная / Энергоносители / Кто распашет асфальтовое поле

Отметим: при отсутствии разумной агрополитики подход власти к проблемам села «не с той стороны» проявляется системно. Эффект госдотаций нивелируется несогласованностью действий федеральной и региональных ветвей. Самый старый пример «глухих телефонов» — диспаритет между стоимостью горюче-смазочных материалов (ГСМ) и стоимостью готовой продукции. Ситуация только ухудшается. «Литр молока первого сорта в два раза дешевле, чем литр дизтоплива», — констатирует министр сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области Сергей Чемезов. Государство, вместо того чтобы с помощью гибкого налогового регулирования стимулировать нефтяников к производству недорогого бензина, соглашается: диспаритет есть. И предлагает бороться с ним… внедрением ресурсосберегающих технологий. Логика: если для вас еда дорогая — ешьте меньше. По словам заместителя губернатора Челябинской области Андрея Косилова, «высокие цены на ГСМ сводят на нет инновационные технологии в сельском хозяйстве: все сэкономленное уходит на горючку». Вместе с властью стыдливо умолчим о том, сколько стоит экономичный трактор и под силу ли купить его хозяйству Зауралья, получившему из-за засухи-2004 колоссальные убытки. Хотя энергосберегающие технологии здесь очень нужны: производители зерна, чтобы сохранить адекватную рынку себестоимость продукции, после оплаты электроэнергии вынуждены урезать другие статьи расходов.


Главным инвестором, а также регулятором агрорынка остается государство. Декларируемая причина — продовольственная безопасность страны. Настоящая — скорее социального свойства: хоть как-то занять, поддержать людей, еще живущих в деревнях. Регионы, на которые переложен основной финансовый груз, предпочитают подкармливать сами хозяйства: надеются, что те, поддерживая производство, обеспечат народ работой. От решения инфраструктурных проблем государство давно устранилось. Село как среда обитания современного человека разрушено. Российский крестьянин грозит исчезнуть как вид. С точки зрения бизнес-логики, выгоднее нанимать китайцев: они обходятся дешевле (даже с учетом того, что хозяйства платят госпошлину за выдачу официальных разрешений на работу одного иностранца — 4 тыс. рублей в федеральный бюджет и тысячу в областной), работают быстрее и качественнее, да еще и не пьют. И пока на юге Курганской области на 40% выросла безработица, в 19 хозяйствах Челябинской области по договору с Китаем уже пять лет работают граждане КНР.

Решение социальных проблем на селе — чтобы и кадры укоренить, и ростки инвестиций удобрить — как раз в ведении и возможностях региональных властей. Чтобы кадры оставались, им надо больше платить, нужны нормальные человеческие условия жизни. А для этого государству пора ориентировать хозяйства не на валово-социалистические «удои от коровы» или «урожайность с гектара», а на рыночные продажи. Поддержать кадровую основу способна инновационная система оплаты труда. А уж инвестор, если ему будет выгодно, распашет заброшенные поля, вырастит зерно, продаст его на птицефабрику или накормит им коров и сбудет молоко. Новый хозяин сам обеспечит занятость крестьян, надо только, чтобы к его приходу они на селе остались.

Инвестору приходится буквально пробиваться через асфальтовое поле диспаритета, отсутствия протекционистской политики государства, долгов хозяйств, неразберихи с паями, дополнительной нагрузки в виде социальных объектов, отсутствия законодательной базы. Известные нам примеры показывают: при разумных вложениях больших сумм, при грамотном менеджменте инвестору по плечу даже эти задачи. Не сможет он справиться только с одной: а работать-то на селе с кем? Кому доверять деньги, кого сажать на новые тракторы?


Производство на вынос Молодые начинают и выигрывают Процент под прицел Высокий клининг Франко-­российский вариант Жизнь после книги, или Дон Кихот умер, да здравствует Дон Кихот «РуссНефть» прирастает Удмуртией Нехорошая ситуация Негде пробу ставить

Главная / Энергоносители