Главная / Энергоносители / Мечтать вредно

Помните спор: разумно ли полдня потерять, а потом за пять минут долететь, пока все вкусное не съели?.. Эту ситуацию стратегического выбора (они, к слову, нередки в российских мультиках) напомнил предновогодний подарок от правительства РФ: оно будет направлять на развитие страны из стабилизационного фонда сумасшедшие деньги — по 1,1 трлн рублей в год. Центр еще не решил, стоит ли передавать территориям инициативу в распределении таких денег, но в регионах уже всерьез озаботились, как успеть получить пару сотен миллиардов и на что их потратить. Для Свердловской области это вообще вопрос принципиальный: в последнее время привлечением больших средств из федерального бюджета она не отличалась. Одна из рассматриваемых стратегий притяжения федеральных миллиардов в Свердловскую область — создание региональных институтов развития (РИР).


Рисунок: Андрей Колдашев

По такому пути пошли в частности власти Израиля, запустив в 1993 году государственную инвестиционную компанию Yozma — «фонд фондов». Ее капитал был вложен в десять вновь созданных инвестиционных фондов. В каждом случае пакет акций, принадлежавших правительству, составлял не более 40%, что оставляло контроль над фондами в частных руках. К участию в создании фондов Yozma правительство пригласило крупные зарубежные финансовые и инвестиционные компании. Однако создаваемые фонды должны были управляться израильскими независимыми частными управляющими компаниями. Сочетание этих условий обеспечило эффективный трансфер передового опыта и управленческих технологий, которыми обладали зарубежные акционеры фондов Yozma. В результате реализация программы привела к бурному росту высокотехнологичного сектора в Израиле, а инвестированные правительством 100 млн долларов обеспечили привлечение в венчурную индустрию от частного сектора около 150 млн долларов. Опыт земли обетованной свидетельствует: институт развития территории должен представлять собой систему фондов. Но это в глобальном масштабе.
В региональном приведем другой пример: такие структуры, как «Корпорация развития Красноярскго края», «Корпорация развития Южной Якутии», создавались под реализацию конкретных проектов — строительство Богучанской ГЭС, Северо-Сибирской железной дороги, Инагальского угольного комплекса. Корпорации выполняли исключительно функцию привлечения средств, и им за счет объединения усилий бизнеса и власти удалось добиться выделения из федерального фонда 34 и 100 млрд рублей соответственно. А вот управление инвестициями взяли на себя администрация регионов и бизнес, заинтересованный в реализации проектов: бизнес направляет деньги на строительство заводов по своим счетам, государство на строительство инфраструктуры — через казначейство. Таким же образом распределились обязанности в управлении проектами.

Устоявшегося определения РИР нет. Поэтому в качестве критерия истины обратимся к практике. В Европе институты регионального развития многообразны и по формам, и по функциям: бизнес-школы для среднего предпринимательства, венчурные фонды, технопарки. У нас за последние два года практически в каждом регионе тоже появились структуры, занимающиеся разработкой стратегий развития и инвестиционной политики территории. Организационно это как части региональных администраций, так и независимые компании, где администрация выступает лишь соучредителем. Степень эффективности работы РИР разная, но проблема типична для всех: оценив ситуацию в регионе и выявив слабые стороны, они не знают, что делать дальше. Между тем, по мнению эксперта Института региональной политики (Москва) Анны Осетровой, РИР не вправе ограничиваться анализом. Конструктив обязателен: институты с одной стороны должны создавать инструменты для привлечения инвестиций под инновационные проекты, с другой — искать формы управления как средствами, так и проектами.


Диктатура вкуса Золотые куры и свиньи Постоянная планка Будет хорошо, но очень дорого Малоэтажка по-крупному Борьба за лидерство Вода огонь гасит Дивись, какой девайс Ничто современное Перми не чуждо

Главная / Энергоносители