![]() |
Главная / Энергоносители / Тост за независимость По данным Росстата, в сентябре по сравнению с августом хлеб подорожал на 1,5%, молоко и молочные продукты — на 7,2%, подсолнечное масло — на 13%, сливочное — на 9,4%. Стоимость минимальной потребительской корзины выросла за шесть месяцев года на 12,5%, минимального потребительского набора — на 17%. О росте цен впервые публично и громко заговорили на высшем государственном уровне. Версии выдвигали разные, вплоть до экономического сговора. Между тем подъем цен на продовольствие (от 6,6 до 9,8% в разных субъектах Урало-Западносибирского региона), скорее, стал результатом стечения объективных экономических факторов — как внешних, так и внутренних. Неурожай в странах Евросоюза вызвал повышенный интерес европейских закупщиков к российскому хлебу, в итоге выросла цена зерна на внутреннем рынке. Подорожание увеличило стоимость комбикорма, а за ним — яйца, молока и молочных продуктов. Фоном послужили скудная сырьевая база и значительная зависимость от импорта продовольствия (так, по данным профильных союзов, Свердловская область ввозит до 50% мяса и 80% сыров). ![]() Одна голова хорошо… В течение октября власти субъектов Урала и Западной Сибири экстренно разрабатывали меры стабилизации обстановки на продовольственных рынках. Методы были разные: одни чиновники старались договориться с торговыми сетями, другие распечатывали продовольственный фонд. Третьи до сих пор «изучают обстановку». Обеспечение продовольственной безопасности страны — стратегическая цель агрополитики государства. Перед властью региональной сегодня стоит задача тактическая: снять социальную остроту момента. Для этого разумнее использовать экономические рычаги: сдерживание цен административными методами чревато возвращением тотального дефицита продовольствия. ![]() В Тюменской области для снижения себестоимости хлеба принято решение о реализации мукомольным предприятиям зерна из регионального продоволь- ственного фонда. «Запас зерна, сделанный еще в 2004 — 2005 годах по низким ценам, позволит сегодня держать цену на приемлемом уровне — до 11 рублей за килограмм. Запасы фонда составляют порядка 110 тыс. тонн, это может закрыть годовую потребность в муке всех областных хлебопекарных предприятий, — считает губернатор области Владимир Якушев. — Таким образом, мы мягко корректируем рынок, не провоцируя возникновения даже небольших проблем у производителей». В Свердловской области в ближайшее время все молочные и хлебные заводы, крупные пекарни, птицефабрики будут переведены на обязательное декларирование повышения цен, включая экономическое обоснование: каждое повышение должно согласовываться с Региональной энергетической комиссией. Для регулирования цен на сыры, растительное и животное масло всем крупным оптовикам и торговым сетям предложено добровольное декларирование ценообразования. Власти Челябинской области уверены: остановить рост цен на продукты можно с помощью договоренностей с бизнесом, перекрестного субсидирования и ликвидации в цепочке от производителя до покупателя перекупщиков. «Во-первых, мы проводим работу с переработчиками и ритейлерами, советуем торговым сетям реализовывать продукцию предприятий, которые несущественно подняли цену на основные продукты. Благо, такие есть: например, комбинат “Народный хлеб” не поднял цены на ходовые сорта хлеба за счет того, что увеличил стоимость более дорогих, элитных сортов, — рассказал первый заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Завалищин. — Во-вторых, чтобы снизить торговую наценку, мы организуем ярмарки, на которых товар может перейти от производителя непосредственно к покупателю, минуя цепочку из оптовых и розничных перекупщиков». … а две лучшеМежду тем бизнес-сообщество видит причину роста стоимости продуктов в дефиците сырья и увеличении его стоимости. Некоторые региональные чиновники до сих пор наравне с объективными причинами связывают рост цен с необоснованно завышенными наценками оптовых и розничных перекупщиков. Поэтому и наиболее популярная мера на уровне субъектов — административное регулирование. Исполнительный директор НП «Альянс» Алексей Подоляко уверен, что экономически необоснованное административное снижение наценок может только усугубить проблему: — Мы с производителями оказались в разных упряжках: они винят в повышении цен нас, а мы их. Но я со всей ответственностью заявляю: у нас как была наценка на социально значимые продукты 15 — 25%, так и осталась. Корни повышения цен нужно искать не в розничной торговле, а у производителей, — говорит генеральный директор сети супермаркетов «Елисей» (Екатеринбург) Марина Лачихина. ![]() — Власти не должны в этой ситуации заставлять предпринимателей устанавливать фиксированную цену на продукты — это может привести к тому, что бизнес окажется в убытке и ему невыгодно будет закупать и реализовывать определенные группы товаров. А отсюда прямая дорога к дефициту. С точки зрения власти, было бы логичнее устраивать преференции, выделять бюджетные средства, кредиты бизнесу для закупки социально значимых продуктов. Если бизнес, например, готов купить масло, привезти его в магазины и закрыть, например, месячную потребность, то чиновники могут помочь получить кредит под поручительство или покрыть часть процентов по нему. И это, естественно, отразится на конечной стоимости продукта (одно дело, когда цена устанавливается в расчете на 15% по кредиту, другое — на 3 — 7%). И повышение цены продукта в таком случае будет частично компенсировано из бюджета, а не ляжет на плечи конечного потребителя. — На уровне субъектов можно регулировать цены на молочные продукты за счет дотаций производителям сырья. Около 80% себестоимости молока — текущие расходы и стоимость кормов для животных. И если бы дотации компенсировали часть затрат производителей на постоянно растущие в цене электроэнергию и корма, можно было бы остановить повышение цен на первом этапе цепочки. Соответственно, и у остальных игроков этого рынка (переработчиков, реализаторов) было бы закономерно спрашивать, на каком основании они повышают цены. А пока рост цен на основные продукты начинается именно с увеличения закупочной цены сырья. Председатель союза молокоперерабатывающих предприятий Свердловской области Владимир Гаффнер уверен, что для снижения конечной цены продуктов в цепочке от производителя до розничной продажи власти главным образом должны обратить внимание на цены производителей: Дополнительные материалы: Основная задача, стоящая и перед бизнесом, и перед руководителями субъектов сегодня, — найти общий язык и стабилизировать ситуацию на рынке за счет сдерживания цен на социально значимые продукты. Но в перспективе власти необходимо озаботиться усилением продовольственной безопасности региона, снятием его зависимости от импорта продуктов питания. Для этого с помощью кредитов и субсидий из бюджета поддерживать сельхозпроизводителей, увеличивать посевные площади, формировать надежные продовольственные фонды. Рост цен на три основные группы товаров — сыры, масло и хлеб — вызван недостаточной развитостью и гибкостью сырьевой базы России и проблемами на мировых продовольственных рынках, считает исполнительный директор НП «Альянс» Алексей Подоляко Не сыр в масле ![]() Алексей Подоляко С растительным маслом ситуация иная. Цены на этом рынке серьезно выросли по двум главным причинам: неурожая семян подсолнечника в Европе и сокращения посевных площадей в России в этом году из-за переизбытка продукта в 2006-м. Результат — снижение объемов производства маслосырья примерно в 1,5 — 2 раза. Естественно, это сказалось на стоимости: в августе семечка подорожала почти вдвое. А в сентябре производители начали отгружать подсолнечное масло по более высоким ценам: рост у поставщика составил 20 — 40% еженедельно. — Зерна в этом году в России мы произвели больше, чем в прошлом. Но подъем цен на него был вызван тем, что изменилась конъюнктура на мировом рынке: из-за засухи цены на зерно в европейских странах полезли вверх. А так как страна — уже часть открытого рынка, то и у нас цены на сырье подпрыгнули. Вслед за ними естественно повысилась и цена на хлеб. Подготовила Евгения Еремина Третий блок продуктов — сыры. Здесь рост цен вызван тем, что Евросоюз еще в июне отменил дотации (33 евроцента на килограмм продукции) для своих сельхозпроизводителей. Естественно, импортные сыры выросли в цене, а они у нас по разным регионам составляют от 60 до 80% рынка. Российские закупщики переключились на отечественных производителей, местные сыровики кинулись покупать сырье, чтобы закрыть потребности. Конечно, оказалось, что молочного сырья для сыров в таком объеме, который нужен, в стране нет, поэтому и цены в конце лета заметно подпрыгнули. В результате сыр и у нашего производителя вырос в цене более чем в 1,5 раза: получать дешевый продукт из дорогого сырья невозможно. Сегодня дорогой сыр лежит на полках магазинов. Розница, даже сделав наценку в 7 — 8%, не может его продать. Покупатель оказался не готов к такой высокой цене Минус пятый Раздвоение знака Запах конкуренции Проваливаемся строго по графику Трехгрошовая мыльная опера Если сосед кирпича просит Формула муниципального счастья Точка схода АssspanA – ближе к заказчику Главная / Энергоносители |
||
![]() |