Главная / Энергоносители / Тост за независимость

По данным Росстата, в сентябре по сравнению с августом хлеб подорожал на 1,5%, молоко и молочные продукты — на 7,2%, подсолнечное масло — на 13%, сливочное — на 9,4%. Стоимость минимальной потребительской корзины выросла за шесть месяцев года на 12,5%, минимального потребительского набора — на 17%. О росте цен впервые публично и громко заговорили на высшем государственном уровне. Версии выдвигали разные, вплоть до экономического сговора. Между тем подъем цен на продовольствие (от 6,6 до 9,8% в разных субъектах Урало-Западносибирского региона), скорее, стал результатом стечения объективных экономических факторов — как внешних, так и внутренних. Неурожай в странах Евросоюза вызвал повышенный интерес европейских закупщиков к российскому хлебу, в итоге выросла цена зерна на внутреннем рынке. Подорожание увеличило стоимость комбикорма, а за ним — яйца, молока и молочных продуктов. Фоном послужили скудная сырьевая база и значительная зависимость от импорта продовольствия (так, по данным профильных союзов, Свердловская область ввозит до 50% мяса и 80% сыров).


Иллюстрация: Андрей Колдашев

Одна голова хорошо… В течение октября власти субъектов Урала и Западной Сибири экстренно разрабатывали меры стабилизации обстановки на продовольственных рынках. Методы были разные: одни чиновники старались договориться с торговыми сетями, другие распечатывали продовольственный фонд. Третьи до сих пор «изучают обстановку».

Обеспечение продовольственной безопасности страны — стратегическая цель агрополитики государства. Перед властью региональной сегодня стоит задача тактическая: снять социальную остроту момента. Для этого разумнее использовать экономические рычаги: сдерживание цен административными методами чревато возвращением тотального дефицита продовольствия.


Для стабилизации цен на социально значимые продукты (некоторые сорта хлеба, молоко, творог, кефир определенной жирности, российские растительное и животное масло, соль, сыр и сахар) решением тюменского губернатора установлен предельный размер торговых надбавок — 10%. Кроме того, чтобы разрядить напряженность, пенсионерам и многодетным семьям единовременно выплатят по 500 рублей из областного бюджета. «В целом по области это более 165 млн рублей, но мы идем на этот шаг, чтобы поддержать людей, по которым скачки цен ударили сильней всего», — сказал Владимир Якушев.

В Тюменской области для снижения себестоимости хлеба принято решение о реализации мукомольным предприятиям зерна из регионального продоволь-
ственного фонда. «Запас зерна, сделанный еще в 2004 — 2005 годах по низким ценам, позволит сегодня держать цену на приемлемом уровне — до 11 рублей за килограмм. Запасы фонда составляют порядка 110 тыс. тонн, это может закрыть годовую потребность в муке всех областных хлебопекарных предприятий, — считает губернатор области Владимир Якушев. — Таким образом, мы мягко корректируем рынок, не провоцируя возникновения даже небольших проблем у производителей».

В Свердловской области в ближайшее время все молочные и хлебные заводы, крупные пекарни, птицефабрики будут переведены на обязательное декларирование повышения цен, включая экономическое обоснование: каждое повышение должно согласовываться с Региональной энергетической комиссией. Для регулирования цен на сыры, растительное и животное масло всем крупным оптовикам и торговым сетям предложено добровольное декларирование ценообразования.

Власти Челябинской области уверены: остановить рост цен на продукты можно с помощью договоренностей с бизнесом, перекрестного субсидирования и ликвидации в цепочке от производителя до покупателя перекупщиков. «Во-первых, мы проводим работу с переработчиками и ритейлерами, советуем торговым сетям реализовывать продукцию предприятий, которые несущественно подняли цену на основные продукты. Благо, такие есть: например, комбинат “Народный хлеб” не поднял цены на ходовые сорта хлеба за счет того, что увеличил стоимость более дорогих, элитных сортов, — рассказал первый заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Завалищин. — Во-вторых, чтобы снизить торговую наценку, мы организуем ярмарки, на которых товар может перейти от производителя непосредственно к покупателю, минуя цепочку из оптовых и розничных перекупщиков».

… а две лучшеМежду тем бизнес-сообщество видит причину роста стоимости продуктов в дефиците сырья и увеличении его стоимости.

Некоторые региональные чиновники до сих пор наравне с объективными причинами связывают рост цен с необоснованно завышенными наценками оптовых и розничных перекупщиков. Поэтому и наиболее популярная мера на уровне субъектов — административное регулирование.

Исполнительный директор НП «Альянс» Алексей Подоляко уверен, что экономически необоснованное административное снижение наценок может только усугубить проблему:

— Мы с производителями оказались в разных упряжках: они винят в повышении цен нас, а мы их. Но я со всей ответственностью заявляю: у нас как была наценка на социально значимые продукты 15 — 25%, так и осталась. Корни повышения цен нужно искать не в розничной торговле, а у производителей, — говорит генеральный директор сети супермаркетов «Елисей» (Екатеринбург) Марина Лачихина.




— Власти не должны в этой ситуации заставлять предпринимателей устанавливать фиксированную цену на продукты — это может привести к тому, что бизнес окажется в убытке и ему невыгодно будет закупать и реализовывать определенные группы товаров. А отсюда прямая дорога к дефициту. С точки зрения власти, было бы логичнее устраивать преференции, выделять бюджетные средства, кредиты бизнесу для закупки социально значимых продуктов. Если бизнес, например, готов купить масло, привезти его в магазины и закрыть, например, месячную потребность, то чиновники могут помочь получить кредит под поручительство или покрыть часть процентов по нему. И это, естественно, отразится на конечной стоимости продукта (одно дело, когда цена устанавливается в расчете на 15% по кредиту, другое — на 3 — 7%). И повышение цены продукта в таком случае будет частично компенсировано из бюджета, а не ляжет на плечи конечного потребителя.

— На уровне субъектов можно регулировать цены на молочные продукты за счет дотаций производителям сырья. Около 80% себестоимости молока — текущие расходы и стоимость кормов для животных. И если бы дотации компенсировали часть затрат производителей на постоянно растущие в цене электроэнергию и корма, можно было бы остановить повышение цен на первом этапе цепочки. Соответственно, и у остальных игроков этого рынка (переработчиков, реализаторов) было бы закономерно спрашивать, на каком основании они повышают цены. А пока рост цен на основные продукты начинается именно с увеличения закупочной цены сырья.

Председатель союза молокоперерабатывающих предприятий Свердловской области Владимир Гаффнер уверен, что для снижения конечной цены продуктов в цепочке от производителя до розничной продажи власти главным образом должны обратить внимание на цены производителей:

Дополнительные материалы:

Основная задача, стоящая и перед бизнесом, и перед руководителями субъектов сегодня, — найти общий язык и стабилизировать ситуацию на рынке за счет сдерживания цен на социально значимые продукты. Но в перспективе власти необходимо озаботиться усилением продовольственной безопасности региона, снятием его зависимости от импорта продуктов питания. Для этого с помощью кредитов и субсидий из бюджета поддерживать сельхозпроизводителей, увеличивать посевные площади, формировать надежные продовольственные фонды.

Рост цен на три основные группы товаров — сыры, масло и хлеб — вызван недостаточной развитостью и гибкостью сырьевой базы России и проблемами на мировых продовольственных рынках, считает исполнительный директор НП «Альянс» Алексей Подоляко

Не сыр в масле


Алексей Подоляко

С растительным маслом ситуация иная. Цены на этом рынке серьезно выросли по двум главным причинам: неурожая семян подсолнечника в Европе и сокращения посевных площадей в России в этом году из-за переизбытка продукта в 2006-м. Результат — снижение объемов производства маслосырья примерно в 1,5 — 2 раза. Естественно, это сказалось на стоимости: в августе семечка подорожала почти вдвое. А в сентябре производители начали отгружать подсолнечное масло по более высоким ценам: рост у поставщика составил 20 — 40% еженедельно.

— Зерна в этом году в России мы произвели больше, чем в прошлом. Но подъем цен на него был вызван тем, что изменилась конъюнктура на мировом рынке: из-за засухи цены на зерно в европейских странах полезли вверх. А так как страна — уже часть открытого рынка, то и у нас цены на сырье подпрыгнули. Вслед за ними естественно повысилась и цена на хлеб.

Подготовила Евгения Еремина

Третий блок продуктов — сыры. Здесь рост цен вызван тем, что Евросоюз еще в июне отменил дотации (33 евроцента на килограмм продукции) для своих сельхозпроизводителей. Естественно, импортные сыры выросли в цене, а они у нас по разным регионам составляют от 60 до 80% рынка. Российские закупщики переключились на отечественных производителей, местные сыровики кинулись покупать сырье, чтобы закрыть потребности. Конечно, оказалось, что молочного сырья для сыров в таком объеме, который нужен, в стране нет, поэтому и цены в конце лета заметно подпрыгнули. В результате сыр и у нашего производителя вырос в цене более чем в 1,5 раза: получать дешевый продукт из дорогого сырья невозможно. Сегодня дорогой сыр лежит на полках магазинов. Розница, даже сделав наценку в 7 — 8%, не может его продать. Покупатель оказался не готов к такой высокой цене


Минус пятый Раздвоение знака Запах конкуренции Проваливаемся строго по графику Трехгрошовая мыльная опера Если сосед кирпича просит Формула муниципального счастья Точка схода АssspanA – ближе к заказчику

Главная / Энергоносители