Главная / Инвестиции / Кто угорит на СО2

Аксиома глобального потепления Киотскийпротокол обязан возникновением проблеме глобального изменения климата.По мнению ряда ученых, в последние десятилетия наблюдается неуклонныйрост температуры земной атмосферы, что ведет к сдвигу климатическихзон, таянию полярных льдов, увеличению числа и масштабов природныхкатаклизмов и т.п. Причиной происходящего считается увеличениеконцентрации в атмосфере так называемых парниковых газов, в первуюочередь — диоксида углерода. И хотя доказать возможность борьбыс глобальным изменением климата (равно как и факт его существования)пока никому не удалось, после принятия в 1992 году РКИК задачасокращения эмиссии парниковых газов приобрела статус нормымеждународного права.

В середине февраля вступилов силу одно из наиболее спорных международных соглашений,ратифицированных Российской Федерацией, — Киотский протокол к Рамочнойконвенции ООН об изменении климата (РКИК). Для некоторых российскихпредприятий это событие может иметь весьма неожиданные и печальныепоследствия.

Протоколтакже установил основные формы международного сотрудничества в делесокращения эмиссии парниковых газов. Если один из участников добиваетсябольшего сокращения выбросов, чем предусматривают его обязательства,он может передать «единицы сокращения выбросов» (читай — правана выброс определенного количества парниковых газов) другому участнику.Таким образом, возник новый рынок — рынок прав на выброс парниковыхгазов.

Количественные нормативысокращения эмиссии зафиксировал принятый в 1997 году Киотский протоколк РКИК. Согласно документу, с 2008 по 2012 год совокупные выбросыв развитых индустриальных странах должны быть сокращены на 5%по сравнению с уровнем 1990 года. При этом обязательства государствразличны. Например, Германия должна сократить выбросы на 8%, Япония —на 6%, а Россия — не превышать показатель 1990 года.

Наименьшиенарекания с точки зрения достоверности и воспроизводимости результатоввызывает приводимое ниже представление модели, при котором текущиезначения всех параметров принимаются на основании данных официальнойстатистической отчетности, а прогнозные значения — на основанииофициальных программ развития национальной экономики либо с учетомсуществующих тенденций:

Без ума торговать — суму наживать Одиниз основных аргументов сторонников участия России в Киотскомпротоколе — возможность привлечения иностранных инвестиций в обменна уступку части российских квот на выброс парниковых газов.Обязательное условие для этого — перевыполнение Россией собственныхнорм по Киотскому протоколу: эмиссия парниковых газов на территорииРФ в 2008 — 2012 годах должна быть ниже уровня 1990 года. Значит,необходим прогноз динамики эмиссии для указанного периода. Каксторонники, так и противники идеи продажи российских квот на мировомрынке используют для его построения одну и ту же модель, связывающуювыбросы углекислого газа с объемом, энерго— и углеродоемкостью ВВП.

По данным ГоскомстатаРоссии, в 2003 году объем ВВП РФ составил 78,1% от уровня 1990 года.Сопоставление сокращения эмиссии парниковых газов на территорииРФ и сокращения ВВП в 1990 — 2003 годах позволяет утверждать:фактическая энергоемкость отечественного ВВП за этот период возрослана 5%, что хорошо согласуется с данными экспертных оценок. Значениеуглеродного показателя энергопотребления (отношения величины эмиссииСО2 к величине суммарного внутреннего потребления различныхэнергоресурсов) можно принять неизменным вплоть до 2020 годана основании данных «Основных положений энергетической стратегииРФ на период до 2020 года». Соответственно, в 2003 году эмиссияуглекислого газа на территории России составила 82% от уровня1990 года, то есть неиспользованными остались бы квоты на выбросне менее 426,46 млн тонн СО На первый взгляд, это более чем солидныйрезерв. Однако несложно подсчитать: чтобы в 2008 — 2012 годахсреднегодовая эмиссия СО2 на территории России не превысила показатель1990 года, возможно ежегодное увеличение ВВП РФ при сохранениисуществующих тенденций не более чем на 3%.

VCO2=ВВП ЭнЕмВВП УПЭп, гдеVCO2 — прогнозируемый объем выбросов углекислого газа; ВВП — валовойвнутренний продукт РФ; ЭнЕмВВП — энергоемкость ВВП; УПЭп — углеродныйпоказатель энергопотребления.

Очевидно,что уровень выбросов 1990 года будет существенно превышен в 2008 —2012 годах как для базового, так и для оптимистического сценариевснижения энергоемкости ВВП. Государству потребуется не продавать,а приобретать дополнительные квоты на выброс парниковых газов. А чтобыРоссия смогла самостоятельно выполнить обязательства по Киотскомупротоколу и при этом удвоить ВВП, необходимо сократить энергоемкостьВВП более чем на 35% от уровня 1990 года.


Аналогичныйрезультат получается и при расчетах с использованием показателей,зафиксированных в государственных программах развития российскойэкономики. Задача удвоения ВВП требует его ежегодного прироста не менеечем на 8%, ежегодное снижение энергоемкости ВВП РФ, согласно ФЦП«Энергоэффективная экономика на 2002 — 2005 годы и перспективудо 2010 года», составляет 2,5% для базового и 3,7% для оптимистическогосценариев соответственно. Рассчитанная таким образом динамика эмиссиидиоксида углерода на территории РФ представлена на графике.

Не видал, как упал, погляжу — уже лежу Говоряо дополнительных усилиях, следует уточнить, от кого именно онипотребуются. Обязательства по Киотскому протоколу приняло на себягосударство в целом, но эмитентами парниковых газов являются отдельныехозяйствующие субъекты. И нести бремя сокращения выбросов придетсяименно им, в то время как задачей государства будет распределение междуними квот выбросов. (Киотский протокол не содержит никаких указанийпо поводу проведения этой процедуры, целиком оставляя ее на усмотрение государств-участников.)

Реальныетемпы роста ВВП пока недостаточны для его удвоения. Но приведенныерасчеты показывают: в условиях постоянной (а фактически — медленновозрастающей) энергоемкости ВВП потребуются дополнительные и весьмазначительные усилия России для выполнения обязательств по Киотскомупротоколу.

Распределениеквот на национальном уровне может производиться как на безвозмездной,так и на возмездной основе. Единственное требование, налагаемое в этойсвязи Киотским протоколом: все предприятия, как существующие, таки вновь создаваемые, должны находиться в равных условиях.Следовательно, никто не гарантирует, что российским предприятиям вскорене придется выкупать у государства права на весь объем эмитируемых имипарниковых газов.

Такимобразом, уже в ближайшем будущем российским предприятиям предстоитстолкнуться с неким государственным органом власти, в ведении которогобудет находиться распределение квот на выброс парниковых газов. Влияниеэтой структуры на хозяйственную деятельность предприятий окажетсявесьма велико, поскольку при неизменной энергоемкости продукции квотына выброс двуокиси углерода фактически станут квотами на объемпотребления энергоресурсов, а следовательно, квотами на максимальновозможный объем выпуска продукции.

В этихусловиях принципиально важно, как именно будет определяться размерквот. На данный момент можно выделить три основных подхода:на основании фактических выбросов предприятия на определенную дату;с учетом динамики выбросов за определенный период; исходя из удельныхвыбросов, типичных для данной отрасли или вида продукции. Ни к одномуиз них большинство российских компаний не готовы.

Даже в том случае, если базовыенормативы выбросов распределят безвозмездно, предприятия будутвынуждены понести затраты, возможно — весьма значительные. Какпоказывают представленные расчеты, России придется приложитьопределенные усилия для сокращения эмиссии парниковых газов. А этоозначает, что в 2008 — 2012 годах квоты, устанавливаемые дляпредприятий, окажутся ниже уровня выбросов, которые могут иметь местопри нынешних темпах развития российской экономики. И хозяйствующимсубъектам придется либо самостоятельно сокращать эмиссию парниковыхгазов, либо приобретать дополнительные квоты у третьих лиц.

Кроме того, ни один из вариантовраспределения квот не сможет в одинаковой мере удовлетворить всероссийские предприятия. Если распределение будет производиться согласнофактическим выбросам на определенную дату, возникает вопрос: на какуюименно. Ведь даже 1990 год, когда эмиссия парниковых газов в странебыла наибольшей за последние 15 лет, устроит далеко не всех. Некоторыеотрасли, например алюминиевая, по оценкам экспертов, уже превысилиуровень выбросов 1990 года. Поэтому следует ожидать, что силы,представляющие интересы этих отраслей во властных структурах,постараются перекроить межотраслевое распределение квот в свою пользу.

Основнаяпроблема заключается в том, что диоксид углерода не является вреднымвеществом в традиционном смысле слова, его выбросы не отражаютсяв экологической отчетности предприятий. Учет эмиссии СО2 возможен лишькосвенный, с применением специальных методик на основании данныхо технологических процессах и об энергопотреблении предприятия.Использование подобных методик требует привлечения квалифицированныхспециалистов и, как правило, не может осуществляться силами штатныхсотрудников предприятий. Поэтому для российских компаний инвентаризациявыбросов парниковых газов пока скорее исключение, чем правило.По данным открытой печати, в полном объеме она выполнена лишь РАО ЕЭС,а также отдельными предприятиями энергетики и целлюлозно-бумажнойпромышленности. Существует информация о совместных проектах ОАО«Газпром» и Ruhrgas AG, а кроме того, о проведении инвентаризациина некоторых предприятиях алюминиевого комплекса. Но подавляющеебольшинство российских предприятий пока не располагают информациейо собственных выбросах парниковых газов и не готовы к распределениюквот.

Сценарий распределения квот на основенормативов удельных выбросов, типичных для определенных отраслей иливида продукции, опасен тем, что понятие «типичный» можно трактоватьдостаточно широко. Если для Западной Европы с ее передовымитехнологиями и жесткими экологическими стандартами типичен один уровеньвыбросов, то для США, где промышленность также располагает современнымитехнологиями и оборудованием, но экологическое законодательство болеелиберально, — совсем другой. И оба недостижимы для России, где более55% промышленного оборудования введено в строй 20 лет назад и раньше.

Прираспределении квот с учетом динамики эмиссии парниковых газовза определенный период времени также существуют заинтересованныев урезании чужих квот — это компании, уже добившиеся значительногосокращения собственных выбросов. Логично предположить, что собственникивысвободившихся квот будут стремиться реализовать их на внутреннемрынке, для чего постараются принять меры к «стимулированию сбыта»и пролоббировать назначение прочим предприятиям искусственно заниженныхквот.

Дополнительные материалы:

Если предприятия какой-либоотрасли сами не позаботятся о проведении детальной инвентаризациивыбросов и не доведут в должной форме ее результаты до сведения органа,ведающего распределением квот, то квоты будут установлены исходяиз интересов третьих лиц, которые эту информацию предоставят. Ими могутбыть представители других отраслей российской промышленности,стремящихся получить как можно большую долю при распределении квотвнутри страны, и иностранных государств, международных природоохранныхорганизаций и т.п. В последнее время экологические нормативы все чащеиспользуются на Западе как средство проведения протекционистскойполитики, и можно предположить, что мировое сообщество предпримет всеусилия для недопущения на национальные рынки «излишне углеродоемкие»и потому «экологически небезопасные» российские товары. Чтобы этогоне случилось, хозяйствующим субъектам необходимо как минимумрасполагать подробной информацией о собственных выбросах парниковыхгазов и быть в состоянии аргументированно отстаивать свои интересына этапе распределения квот.

В министерствеприродных ресурсов Свердловской области считают, что Киотский протоколможет сослужить уральским предприятиям хорошую службу: по прикидочнымподсчетам, промышленность Среднего Урала выбрасывает ежегодно примерно76 млн тонн СО2, значит, вычерпывает лишь 70% от уровня 1990 года. Притом что 1 тонна выбросов стоит на новом рынке 7 — 10 долларов,предприятия региона, если бы механизм заработал уже сейчас, моглибы продавать квоты на сумму 230 — 330 млн долларов в год.

Дышите глубже
По однойверсии, Россия заработает на Киотском протоколе кучу денег. По другой —участие в протоколе разорит национальную экономику. В условиях, когдадостоверная статистика по объемам выбросов парниковых газовотсутствует, жизнеспособны обе эти версии.

Повышенные экологические обязательства развитых стран,высокая технологичность их производств с одной стороны, менее строгиеусловия для России по причине ее отсталых «грязных» технологий —с другой, вкупе с механизмом международного обмена квотами дают намоснования рассчитывать на зарубежные инвестиции. Чтобы уменьшитьвыбросы на 5%, нашим продвинутым соседям на Западе и Востоке,по информации оттуда, придется вложить в сокращение каждой тонныдиоксида углерода от 160 до 270 долларов. Цена вопроса в России —не более 20 долларов на тонну. По такой же схеме возможнаи внутристрановая кооперация. В общем, прогнозируют в министерстве,Киотский протокол открывает национальной экономике приличный источниксредств для модернизации технологий, оборудования (в том числеприродоохранного), кадров, систем управления, наконец регенерациилесов — «зеленых легких» Европы. Понятно, что на обмене квотами такжесмогут заработать банки, страховые компании, производителиинформационного обеспечения — да мало ли кто. Грех не воспользоваться,тем более что вредность выбросов диоксида углерода хотьи запротоколирована, но не доказана. (В нашей ли стране объяснять, чтотакое возможно?)

И это не предел. Заведующий отделом мониторингаокружающей среды по Уральскому региону Института глобального климатаи экологии РАН Альберт Успин убежден, что квоты недооценены. Так,гектар леса, вырастить который стоит 500 долларов, поглощает за годгаза, по нынешним расценкам, всего на 28 — 40 долларов (около 4 тонн).Поэтому ожидается, что со временем квоты могут быть пересмотреныи их цена возрастет. Прогноз специалистов министерства природныхресурсов Свердловской области — до 400 долларов за тонну.


По-живому Большой Брат off-line В чужом отечестве Искусство малых форм Сравнение времен Отдам здоровье в хорошие руки Свой голос в Совете Федерации Со второй попытки

Главная / Инвестиции