Главная / Инвестиции / С превышением скорости

…плюс «автомобилизация» всей страныНа рынке автокредитования жесточайшая конкуренция, избыток предложений от банков — констатировали потенциальные кредиторы еще в 2003 году, в борьбе за клиента упрощая процедуру получения кредита и снижая ставки (подробнее см. «Жизнь взаймы», «Э-У» № 42 от 10.11.03). С тех пор процедура стала еще проще, ставки — еще ниже. Для заемщика ситуация делается все благоприятнее едва ли не каждый день. Так, две недели назад «в целях повышения доступности наиболее востребованных населением видов кредитов» ставки по автокредиту уменьшил Сбербанк России — с 11,5 до 9% годовых на покупку нового автомобиля и с 12 до 9,5% годовых — подержанного.



Автокредитование, как и само автомобилестроение, развивается с явным превышением привычных скоростей. Кажется, рынок давно уже близок к насыщению. Однако и автоконцерны, и банки безостановочно генерируют новые ходы, заставляя пешеходов становиться автомобилистами, а автомобилистов — регулярно пересаживаться из одной машины в другую. А когда интересы производителей и финансистов в борьбе за клиента совпадают, то даже самые смелые прогнозы нуждаются в «тюнинге». Так, еще в прошлом году эксперты сходились во мнении, что отметки 10 млрд долларов объем федерального рынка автокредитования достигнет к 2010 году. Однако к концу 2006 года рынок уже вырос до 8,5 млрд долларов, увеличившись за год на 77,8%. Судя по всему, рубежная отметка с десятью нулями будет достигнута в ближайшие месяцы.

В целом декларируемые ставки на рынке автокредитования колеблются от 9 до 23,5% годовых в рублях. Причем они значительно зависят от первоначального взноса и отличаются по городам. При кредите в 350 тыс. рублей на три года наиболее выгодную эффективную ставку в Екатеринбурге предлагает Юниаструмбанк (11,5% годовых при первоначальном взносе от 30%; 12,5% годовых — без первоначального взноса). При первоначальном взносе от 10% наиболее выгодно предложение Промстройбанка (12,8% годовых). В 2006 году существенно (на 2,5 — 5 процентных пунктов) уменьшились ставки по кредитам без первоначального взноса.

В 2006 году наиболее востребованы были кредиты на сумму от 200 до 500 тыс. рублей на срок три года или пять лет и с процентной ставкой от 11,5 до 18% годовых.

Наибольший рост объемов автокредитования продемонстрировали Уральский банк Сбербанка России в Свердловской области (портфель автокредитов вырос в 11,4 раза), тюменский «Ермак» (10,2 раза), УРСА Банк (6,5 раза). По размеру доли автокредитов в портфеле кредитов населению лидирует пермский филиал Международного московского банка (90%). Второе место с долей 60% занял курганский филиал банка «УралСиб». На третьем месте — Райффайзенбанк Австрия (56 — 58%).

Табель о рангахИтоги 2006 года свидетельствуют: автокредиты становятся все более важным направлением кредитования физических лиц. Лидером в Урало-Западносибирском регионе, причем со значительным отрывом, стал банк «УралСиб»: портфель автокредитов составил 4 млрд рублей по всем территориям, где представлен банк, в том числе 1,8 млрд рублей — в Республике Башкортостан. В тройку лидеров вошли также тюменский Запсибкомбанк (1,6 млрд рублей) и банк «Северная казна» (1,56 млрд рублей по Свердловской, Челябинской, Тюменской областям и Пермскому краю). Стоит отметить, что по объемам выданных автокредитов ряд банков перешагнул первый миллиард. К началу 2007 года к «миллиардерам2005» (МДМбанк и Запсибкомбанк; подробнее см. статью «Тройственный союз», «Э-У» № 15 от 17.04.06) подтянулись, кроме уже упоминавшейся «Северной казны», Райффайзенбанк Австрия и ИнвестКапиталБанк.

Что дальше В ближайшие два года большинство банков планируют увеличить объем автокредитования вдвое. Во-первых, за счет активной региональной экспансии. Во-вторых, благодаря развитию программ кредитования для приобретения подержанных автомобилей, в том числе «с рук». Банкиры отмечают, в будущем конкуренция в большей степени пойдет в неценовом сегменте. Удерживать сегодняшние позиции и завоевывать новые позволит улучшение сервиса, предложение новых программ и индивидуальных условий как автосалонам-партнерам, так и заемщикам.

Столь стремительный рост отчасти связан с общим ростом цен. К тому же в прошедшем году зафиксировано смещение спроса на более качественные, а стало быть, более дорогие автомобили иностранного производства. Как известно, в 2006 году количество официально проданных в России новых иномарок впервые превысило число реализованных автомобилей отечественного производства. Этот факт, похоже, положит начало долгосрочной тенденции.

Однако главным фактором развития рынка и, судя по всему, катализатором перелома станет приход на российский рынок банков иностранных автоконцернов. Первым стал Toyota: 4 апреля он зарегистрировал в России собственный «Тойота Банк» (по сообщению на сайте ЦБ, лицензию на работу он пока не получил, уставный капитал еще не оплачен). До конца года на рынке появятся еще банки BMW Group и DaimlerChrysler. Банкиры пока расходятся во мнениях, как появление этих финансовых структур отразится на рынке. Большинство уверено: расклад сил изменится лишь в сегменте кредитования покупки конкретных марок авто.




Словом, работы на ближайшие несколько лет хватит всем — и «дочкам» иностранных структур, и федеральным, и региональным банкам. Многие пешеходы пока еще не стали автомобилистами, а автомобилисты — не сменили в очередной раз машину…

Ранее автопроизводители развивали спецпрограммы кредитования через российские банки. Пожалуй, самый яркий пример в этой сфере, прошедший испытание отечественным менталитетом, — программа розничного финансирования GM Finance. Она осуществляется Альфабанком и компанией General Motors, охватывает модели марок Opel, Chevrolet, Saab, Hammer и Cadillac. Кроме того, тот же Альфабанк совместно с компанией «Северстальавто» проводит аналогичные специальные акции в отношении автомобилей Fiat, UAZ Paspaniot, SsangYang. Преимущество подобных продуктов в том, что удорожание автомобиля за счет кредита значительно меньшее, чем при стандартных условиях. В ряде случаев автосалоны предоставляют скидки, которые порой полностью компенсируют процентные выплаты. Предложение пользуется спросом. В челябинском филиале Райффайзенбанка доля кредитов, выданных по спецпрограммам, достигает 85 — 90% совокупного портфеля автокредитов.

Рост продолжится
Ведущие игроки автокредитования на Урале делятся прогнозами о дальнейшем развитии рынка


Комментарии:




Вячеслав Решетников, директор управления кредитования частных клиентов Уральского банка Сбербанка России:

— В 2006 году банки развивали такие программы автокредитования, как кредит без первоначального взноса, беспроцентный, по телефону, без обязательного страхования автомобиля (КАСКО), экспресс, кредитование по схемам spanadein и обратного выкупа buyback, а также программы рефинансирования ранее выданных автокредитов. Так как условия в большинстве банков практически не отличаются, на первый план выходит улучшение сервиса.

Вячеслав Решетников




Алексей Телегин, советник председателя правления КБ «Агропромкредит»:

— После прихода банков иностранных автоконцернов теоретически возможно почти полное выдавливание других игроков с рынка кредитования на покупку данных марок, в первую очередь за счет низких ставок. Однако вряд ли новые игроки будут откровенно демпинговать: их основная задача — не набрать максимальные кредитные портфели, а увеличить продажи автопроизводителей на запланированные величины. За рубежом они кредитуют дешево только потому, что не могут кредитовать дороже. Не думаю, что они откажутся от возможности получить дополнительные доходы в России. Поэтому полного вытеснения все же не произойдет.

Алексей Телегин




Константин Богатырев, начальник управления потребительского кредитования СКБбанка:

— По оценкам экспертов, в 2006 году в кредит продано порядка 40% автомобилей. Рост доходов населения, развитие программ кредитования, доступность кредитных ресурсов увеличат спрос на автомобили, что в свою очередь приведет к дальнейшему развитию автокредитования. Сегодня каждый банк стремится сделать свою программу одной из лучших. Приоритетные направления развития — кредитование на подержанный автотранспорт, развитие сотрудничества между банками, производителями и продавцами автомобилей.

Константин Богатырев




Шамиль Ибрагимов, председатель правления ИнвестКапиталБанка:

— Можно прогнозировать продолжение бурного роста российского авторынка еще как минимум три-четыре года. При сохранении нынешних тенденций в 2007 году уже каждый второй автомобиль будет продаваться с использованием кредитных схем. Заметных перемен условий автокредитования с приходом иностранных участников не произойдет: машины, предлагаемые такими концернами, находятся в верхней ценовой категории, а основная доля кредитов приходится на авто стоимостью до 12 — 15 тыс. долларов. Создаваемый ажиотаж, на мой взгляд, скорее продуманный рекламный ход для привлечения потенциальных клиентов.

Шамиль Ибрагимов




Марина Рубанова, начальник отдела кредитов населению Банка24.ру:

— Так называемый «предел насыщения» рынка автокредитования наступит, когда доля приобретаемых в кредит автомобилей достигнет 50 — 60%. Сейчас она колеблется в районе 30 — 35%. Но это общая цифра по России, а в каждом регионе своя специфика. В Екатеринбурге рынок автокредитования на подержанные автомобили заполнен на 60 — 70%, на новые — еще больше.

Марина Рубанова




Антон Лаптев, начальник управления розничного бизнеса банка «Северная казна»:

— Одна из тенденций прошлого года — сближение условий автокредитов отечественных банков и иностранных дочерних банков. Сейчас уже нельзя сказать, что «иностранцы» предлагают наилучшие условия.

Антон Лаптев



Появление банковских структур автопроизводителей не приведет к обвальному снижению ставок. Скорее, можно будет говорить о постепенном подтягивании к ним условий других банков.


По замкнутому кругу Куда глаза глядят Гамбургский счет Успеют ли они пожить Что может студенистый белок Чумная жизнь Заявка на прецедент Взрывная волна В борьбе за заказы

Главная / Инвестиции