Главная / Инвестиции / Отрасль двойных стандартов

Толькоэтого достаточно, чтобы поставить связь — кровеносную систему обществанового образца — в число приоритетов. Не говоря уже о том, что этаотрасль, как всякая инфраструктурная, важна не столько сама по себе,сколько как необходимый элемент развития всех без исключения отраслейи рынков. Это — теоретически. На практике государство хоть и уделяетсвязи большое внимание, но своеобразно: скорее концентрирует ресурсы,чем развивает конкуренцию.

Российское общество,за исключением социума мегаполисов, не покривив душой, информационнымназвать нельзя. Тем не менее политическое руководство страныдекларирует: социальное и экономическое развитие идет именно по путиинформационной модернизации. Информатизация даст нам как минимум резкоеповышение, во-первых, эффективности управления социально-экономическими процессами, во-вторых, уровня демократических свобод.

Объеминвестиций в отрасль вырос по сравнению с 2003 годом на 36%. Это,конечно, плюс. Но вызван рост не интенсивными факторами (конкуренцией,модернизацией), а экстенсивными: благодаря подъему благосостояниянаселения и изначально низкому уровню проникновения услуг связи.Сегодня проникновение фиксированной и сотовой связи составляет 28,8телефонных линий и 48,5 аппаратов мобильной связи на сто человексоответственно. Как только коэффициент проникновения приблизитсяк сотне или благосостояние населения начнет падать, поток инвестицийиссякнет.

Статистика vs логика Итогиработы отрасли информационных технологий и связи в 2004 году (покапредварительные: они могут измениться, но вряд ли существенно) в целомвыглядят оптимистично. Все показатели имеют положительную динамику,в некоторых случаях значительную. Но оптимизма изрядно убавится, еслисоотнести одни показатели с другими.

Инвестициив связь долговременны, между тем иностранные компании пока не верятв стабильность российской экономики и позиций государства в отношениичастного капитала. Скандал с налоговыми претензиями к «Вымпелкому»,разгоревшийся в конце прошлого года (предъявлено более 20 млн долларовза 2001 год), способен стать для потенциальных инвесторов отраслевым«делом ЮКОСа». Один из участников рынка на условиях анонимности (чтосамо по себе характеризует качество конкуренции) так прокомментировалситуацию: «Налоговые претензии к „Вымпелкому“ возникают всякий раз,когда его руководство пытается покупать миноритарные пакеты акцийсвоего основного конкурента — „Мегафона“». Заметим: деловая пресса и интернет-источники неоднократно обращали внимание на покровительственное отношение к «Мегафону» министра связи Леонида Реймана.Еще один неоднозначный сигнал: в числе основных претендентовна госпакет акций компании «Связьинвест» (читай — всей местной связи)называют «Телекоминвест», у истоков которого, по сведениям техже источников, стоял все тот же Рейман.

Объем иностранных инвестиций в отрасльувеличился на 91%: с 682,1 млн долларов в 2003 году до 1303 миллионов.Это (наравне с ростом объема экспорта программного обеспечения на 58%),пожалуй, самый положительный итог работы. Но доля иностранных денегв общем объеме инвестиций — менее четверти. Между тем участники рынкаотмечают, что объем иностранных инвестиций мог быть значительно больше.Так, перспективы прихода на российский рынок международных операторовсотовой связи (а они способны полностью перекроить рынок, существенноснизить цены и сделать сотовую связь действительно массовой) в начале2005 года так же неясны, как и в начале 2004-го.

Немаловажно,куда инвестируются средства. Сравним два показателя: номерная емкостьгородских телефонных сетей выросла на 32%, в то время как уровеньих цифровизации — всего на 5,4%. Вывод: львиная доля средств,затраченных на местные телефонные сети, вложена во вчерашний день —медные провода. В то же время альтернативные операторы в один голосутверждают, что современные технологии способны создать инфраструктурусвязи за те же, если не меньшие деньги, при этом возможностиих на порядок больше. К слову, модернизация технологий необходимапрежде всего населению, и это подтверждает статистика: сравним все тотже рост уровня цифровизации городских сетей (5,4%) с динамикой числа интернет-пользователей —;плюс 54% за прошедший год. Выходит, концентрация ресурсов в рукахгосударства еще не означает, что оно воспользуется ими на благонаселения.

Общеенастроение игроков на рынке таково: государство в свое время упустиловозможность возглавить развитие передовых технологий связи и теперьпытается вернуть контроль. Эта мысль подтверждается последнимизаконодательными инициативами правительства относительно IP-телефонии. Согласно правительственным предложениям, оказание IP-услугбудет подлежать обязательному лицензированию. Это правильно. Проблема,однако, в том, что потенциальным лицензиатам придется получать лицензиина дальнюю голосовую связь. А для этого сначала необходимо обеспечитьпредоставление услуг на всей территории России, что под силу только двум-тремкрупным традиционным операторам. У прочих остается два выхода: уйтив «тень» или заключить агентское соглашение с одним из игроков, ужеимеющим необходимые лицензии. Пока такая лицензия есть толькоу государственного Ростелекома. Таким образом, новые правила вводятсяпрежде всего в его интересах. (Подробнее о рынке IP-телефонии см. «Голос сверху», «Э-У» 6 от 14.02.05.)

Легкую оторопьвызвала реакция чиновников министерства на наше предложение обсудитьтри структурообразующих для отрасли документа: «Концепцию развитияв России систем сотовой подвижной связи общего пользования на периоддо 2010 года», «Концепцию развития рынка телекоммуникационных услугРФ», «Концепцию развития рынка информационных технологий в РФ».Оказалось, чиновники готовы обсуждать только ИТ-концепцию,а две другие, принятые в 2000 году, сами признают безнадежноустаревшими. Значит, говорить о них нет смысла. Но возможнали качественная отраслевая политика при практическом отсутствииконцепций развития двух наиболее перспективных рынков?

Текучка vs стратегия С нашейточки зрения, приоритеты государственной политики в области связидолжны быть такими: снижение доли естественных монополий и развитиеконкуренции, неприкосновенность частного капитала и отказ от нерыночныхметодов регулирования отрасли, стимулирование развития передовыхтехнологий. Декларативно позиция правительства отвечает этим тезисампочти на сто процентов. Но практика работы Мининформсвязи за последнийгод показала: ресурсов чиновников хватает только на выполнениетактических задач, причем способы, предлагаемые для решения однойпроблемы, зачастую рождают другую, не менее острую. Власти не успевают(или не желают) действовать стратегически и собственными руками роютяму системного кризиса отрасли.

По законуо связи Ростелеком обладает монополией на предоставление услуг дальнейсвязи. Несмотря на монопольный статус, компании достается лишь 50%доходов от отправления международной связи и 13% — междугородной.Львиная доля доходов Ростелекома по принципу перекрестногосубсидирования переадресуется региональным отделениям Связьинвестав качестве компенсации убытков от оказания услуг местной связи.Субсидирование одной госкомпании за счет другой служит препятствиемк оптимизации ими собственных издержек и постановке отношенийс клиентами на рыночные рельсы.

Единственнойсущественной подвижкой в отношении государства к отрасли можно считатьозвученное решение о старте либерализации дальней связи (см. интервьюс заместителем министра министерства информационных технологий и связиРФ Дмитрием Милованцевым).Но системности опять не хватает: сказав «а», нужно говорить и «б» —одновременно начинать разрушать монополии межрегиональных компаний,«дочек» госкомпании «Связьинвест», на местную связь.

Между тем либерализация рынка местной телефонии в этом году значительно актуальнее, чем в прошлом. Повода два. Во-первых,до конца прошлого года монопольное или близкое к нему положениерегиональных отделений Связьинвеста идеологически обосновывалось тем,что компания тянет убыточную социалку. Однако льгот с монетизациейстало гораздо меньше, и возникает закономерный вопрос: так ли теперьтяжела социальная нагрузка, чтобы сохранять монополию? Во-вторых:велика вероятность того, что окончательная приватизация Связьинвестасвершится в этом году. 25% плюс одна акция Связьинвеста уже находитсяв частных руках, и в Москве спорят лишь о том, какой пакет выставлятьна торги: еще 25% или сразу все 75%. Став частной компанией,Связьинвест освободится от обязанности нести социальную нагрузку, но,вполне возможно, сохранит монопольное положение.

Таким образом,и здесь кроме традиционного заявления «вопрос необходимо решатьи он прорабатывается» и сомнительного тезиса «конкуренция с рынкадальней связи сама собой переползет на рынок местной», ничегоконкретного не сказано.

Но Мининформсвязипредпочло пойти окольным путем. Речь об «универсальной услуге» —минимальном наборе средств связи. На практике это — пункт коллективногодоступа к телефону и интернету, который по закону о связи планируетсясоздать в каждой географической точке страны с населением более пятисотчеловек. В бюджете денег на это нет. Поэтому предполагается создатьгосударственный Фонд универсальной услуги, который будет формироватьсяиз отчислений всех операторов связи вне зависимостиот их специализации. Объемы отчислений окончательно пока не утверждены.Предложения разработчиков — 0,5 — 3% от выручки. Осваивать средствабудет один из операторов, выбранный с помощью конкурса.

Основнойаргумент, который приводится властями против либерализации рынкаместной телефонии, таков: альтернативные операторы сами не рвутсяна этот рынок, поскольку он низкорентабелен. Да, но и Связьинвестработает на нем не из-завысокой рентабельности, а поскольку расходы на убыточную телефониюкомпенсируются ему государством за счет высокодоходной дальней связи(то есть Ростелекома). Начни государство честно и в срок компенсироватьубытки остальным операторам или отмени тарифное регулирование(естественно, с сохранением льгот нуждающимся), сектор сразу станетпривлекательным. Как выбрать оператора, который будет оказывать услугив конкретной местности? Проводить тендер. Конкурсные процедуры приведутк снижению операторами собственных издержек, а большее количествоигроков — к борьбе за клиента и улучшению качества услуг. Результат —снижение цен, развитие более экономичных и надежных технологий.


Смешивать, но не взбалтывать Конец эпохи романтизма Интерес к рукопожатию Не сомневаться ни в себе, ни в России На чем заработать в ЖКХ По замкнутому кругу Куда глаза глядят Гамбургский счет Успеют ли они пожить

Главная / Инвестиции