![]() |
Главная / Инвестиции / Матрица Дягилева Почему именно сейчас? Известный искусствовед Виталий Вульф, бывший гостем фестиваля, видит причину в определенной зрелости общества и власти. Наверное, сказывается и некое совпадение времен. Начало XX века многим, конечно, отличается от начала XXI, но есть и общее. Дягилев жил в эпоху перелома, мы живем в эпоху перехода. Дело даже не в нашем внутреннем постреволюционном синдроме, а в том, что мир, пока мы разбирались сами с собой, перешел в иное состояние. И этому состоянию оказалось чрезвычайно важно единство мирового пространства, устранение границ между культурами и жанрами, мультимедийность искусства. «Матрица Дягилева» вновь актуальна. ![]() Москвичи музыковед Алексей Парин и композитор Александр Щетинский придумали необычную оперу «Бестиарий» по мотивам произведений Кафки, Гоцци, Андерсена. Исполнили ее екатеринбуржцы и пермяки. Театр из Японии «Батик» представил спектакль в жанре современного танца. Германия презентовала фотовыставку, посвященную Марлен Дитрих. Танцевала известная балетная пара из Франции, играл органист из Ватикана, дирижировал Дэвид Хейзель (США — Германия), поиски новой оперы продемонстрировали американцы. Собственную программу показал Мариинский театр (Санкт-Петербург). Каждый вечер завершался демонстрацией фильма производства Нидерландов. Открытость Если Петр прорубил окно из России в Европу и показал России весь мир, то Дягилев открыл окно из Европы в Россию и показал культуру России всему миру. Благодаря ему узнали о русском балете, а благодаря его имени — пермяки увидели несколько культурных проектов, объединивших деятелей разных городов и стран. стран работали в унисон, в едином культурном поле. Инициатор фестиваля «Дягилевские сезоны» художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян простодушно радовался: «Семнадцать государственных флагов расположились перед зданием театра!». 17 ![]() Это требование времени прекрасно понимал Дягилев, стараются его учитывать и на фестивале его имени. Даже просто читать программу фестиваля доставляет эстетическое удовольствие. Что ни пункт, то «впервые в России», «мировая, российская премьера». Пять опер на сюжеты Пушкина подряд — где вы встречали подобное? Не знаю я и других фестивалей (не считая столичные), которые бы собирали столь яркий парад звезд во главе с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным два года назад, Натальей Макаровой — нынче. Новаторство По словам директора фестиваля Олега Левенкова, новизна — категорический императив XX столетия, плавно перетекший в век нынешний. Зрители хотят не просто красивого, а нового, нового, нового. Следующее произведение должно быть принципиально иным в сравнении с предыдущим, и так до бесконечности. Поиск нового сложен, особенно если учесть, что все возможное в искусстве, как считают многие, уже создано. Однако он удавался, например, Евгению Панфилову, который очередной постановкой опровергал себя прежнего. Любимым артистическим «напитком» фестиваля стали всевозможные коктейли. В концертной программе голландцев джаз встретился с оперой. Американцы скрестили оперу с танцем. Балет с пением «Семь смертных грехов» продемонстрировал Пермский театр оперы и балета (совместный российско-германский проект). А в антураже бывшего дома семьи Дягилевых, теперь гуманитарной гимназии 11, проходил научный симпозиум и презентовалась книга Александра Ласкина и фильм Владислава Виноградова, посвященные человеку, сто лет назад понявшему, что новое качество замешивается на сочетании разных видов искусств. Полифония Пермская художественная галерея с 20 на 21 мая устроила «музейную ночь», открыв двери для посетителей с того часа, когда они обычно закрываются. Акция включала презентацию сенсорного киоска, с помощью которого можно получить массу любопытной информации, концерты авторской песни и старинной музыки, а также медиаперформанс «Кино из мясорубки». Его автор - Сергей Тетерин, известный прикамский деятель актуального искусства и художественный «медиамагнат». Обычная советская мясорубка, приобретенная на металлорынке, в результате ряда преобразований превратилась в устройство для производства кинопотока. Фильмы братьев Люмьер, показанные ручным способом, воскрешали дух первых сеансов эры кино. Классическая галерея решилась на подобное смешение жанров и стилей под влиянием магии Дягилева, знаменитого полифонийщика. Искусство сегодня состоит не только из произведений единиц, но и из акций многих. Оно вызревает в тусовках, проявляется в действах. Фигура куратора не менее значима, чем фигура творца. На определенном этапе пути Дягилева его главным оружием стал выразительный жест. Фестивали — мощнейшие арт-жесты нашего времени. Продюсерство Дягилев не знал, что он продюсер. Испанский король тоже не ведал этого в 1912 году, когда спросил, что же Сергей Павлович делает в труппе, если не танцует и не дирижирует. «Ваше величество, я не делаю ничего. Но я незаменим». Лауреатами первого Всероссийского конкурса продюсерских проектов, который проходил на прошлых Дягилевских сезонах, стали люди, известные крупными реализованными проектами, завоевавшими широкую популярность. Эдуард Бояков — автор фестиваля «Золотая маска». Евгений Панфилов создал новое направление в искусстве. Давид Смелянский поставил «Бориса Годунова» в Святогорском монастыре. Даже для столь именитых и заслуженных личностей награда оказалась немалой честью. Например, Давид Смелянский, имеющий массу регалий, с гордостью вписал новый титул «лауреат премии имени Дягилева» в собственную визитную карточку. Георгий Исаакян, конечно, тоже продюсер. Формулу этой профессии, которая у нас лишь нарождается, еще не осознала саму себя и не воспитала к себе должного уважения в обществе, худрук Пермского оперного определяет так: сначала придумать проект, затем придумать его воплощение. Продюсерство предполагает совмещение яркого творческого начала и крепкого практического. О Дягилеве говорили: он поклонник не только прекрасного, но и схем. Для сегодняшних организаторов в сфере культуры он остается эталоном того, как можно быстро и четко организовать процесс. Как, работая с труппой, не имеющей постоянного места обитания, приехать в очередной город, выбрать подходящую площадку, запустить рекламный механизм, подготовить подходящий репертуар и еще создать достойные условия жизни для артистов. По сути, он каждый раз на новом месте устраивал фестиваль искусств. На второй конкурс было подано около десятка заявок, в том числе из Польши. Организаторов порадовало, что много молодых имен. Проекты оказались разнообразны и неординарны, от выпуска дисков, театральных справочников, открытия культурно-информационных центров до создания всевозможных фестивалей. Победителями стали Александр Кулябин из Новосибирска, автор реально действующего фестивального проекта «Сибирский транзит», Галина Сорокина из Нижнего Новгорода — за несколько фестивалей, один из которых еще лет десять назад патронировал мало кому тогда известный Сергей Кириенко, и екатеринбуржец Лев Шульман, устроивший «рассадник» современного танца в уральской столице. Директор конкурса Арсений Немченко на вопрос, какие качества необходимы современному продюсеру, чтобы добиться успеха, ответил, ссылаясь опять же на опыт Дягилева: умный авантюризм. Сначала нужно иметь смелость поставить себя в безвыходную ситуацию, замыслив сумасшедший проект и объявив о нем миру. Затем — разум, способности, связи, чтобы найти выход и вывести свою идею на уровень незаурядного воплощения. Миссия организаторов Дягилевских сезонов очевидна: устроить яркое имиджевое событие, способное привлечь внимание к региону, в том числе внимание инвестиционное. Хотя любые, самые раскрученные фестивали по определению убыточны (в том числе Каннский и Зальцбургский), они имеют маркетинговое значение для города и даже для страны. С точки зрения попадания в перекрестье интересов культурных, социальных, исторических фестиваль соответствует фигуре, ставшей его знаменем. Хотя задачи у современных культорганизаторов кое в чем посложнее: российская почва за столетие вытопталась, спрессовалась под тяжелым историческим катком, лишившись былой восприимчивости к семенам искусства. Чутье «В способности слышать подземный гул задолго до приближения самих событий и есть смысл дягилевской миссии», — пишет Александр Ласкин. Дягилев сберег от исторической стихии уникальный пласт русского искусства, танцовщиков, хореографов, художников. Предчувствие опасности почти на зверином уровне, мощный инстинкт самосохранения и сохранения культуры позволили ему и его труппе пройти берегом революционного моря, не утонув в нем. Острое художественное чутье всегда приводило в центр кипения зрительских интересов, а также помогало формировать их. Фестиваль продолжался в режиме нон-стоп девять дней. Это оказалось тяжело для публики, не привыкшей совершать культурно-потребительские подвиги. Подобного темпа не выдерживали даже самые стойкие любители изящных искусств. Тем более что весна в эти дни значилась не только в календаре. «Повезло с погодой», заметил кто-то. Или как раз не повезло: солнце стало серьезным конкурентом опере и балету. И естественные радости часто побеждали «искусственные». Фестивальный шум не нарушил сонного покоя большинства горожан. Ложи блестели, но театр не был полон. Зайдя на следующий день после открытия на уникальную выставку театральных костюмов Александра Бенуа и Льва Бакста (в эскизах, фотографиях и натуральном виде), я не увидела в зале ни одного (!) посетителя. Опытная смотрительница, зорко следившая за сохранностью ценных экспонатов, не обнадежила: вряд ли сюда побежит народ, реклама хоть и была, но очень уж тема специфическая. Конечно, фестиваль молод, и его проблемы — во многом болезни роста. Но если ориентироваться на Дягилева, чутье современным организаторам должно подсказать: работа внутренняя не менее значима, чем действия, направленные во вне. Немало сил и средств уходит на приглашение гостей, а своим, землякам, предлагается наслаждаться тем, что дарят им организаторы. Подарки эти — действительно самой высокой пробы. Но не воспринимает их ценность еще большинство горожан. Одна из важнейших миссий Дягилевских сезонов касается создания благоприятной для восприятия высокого искусства внутренней среды. Не ощущалось и единого фестивального пространства. Культурный ландшафт Перми в эти дни представлял отдельные пышные оазисы, расцветшие в скупом степном просторе. Прения, развернувшиеся в ходе дягилевских чтений, слабо доносились до театров, а оперный триумф не был услышан зрителями кинозалов. Фестивальные составляющие распадались, не будучи соединены ни общим информационным полем, ни мощной выверенной рекламной кампанией. Сезоны Дягилева ![]() Дополнительные материалы: Принципы Мортье ![]() Новации Шульмана ![]() «Братья Гримм»: вполне реальное кино Дотянули до последнего Деньги — в землю В тихом омуте Доходное дело Ненормативный бизнес Единогласно. Но с оппозицией Крупный план Традиция длиною в 300 лет Главная / Инвестиции |
||
![]() |