![]() |
Главная / Инвестиции / В гору Эксперты считают, что реализация этого потенциала туристического бизнеса в Челябинской области может способствовать подъему таких отраслей, как пищевая, рекламно-полиграфическая, строительная, легкая промышленность, сфера образования (подготовка профессиональных администраторов, горничных, портье, официантов, аниматоров), а также компаний, специализирующихся на изготовлении оборудования для активного отдыха, лечебной зоны санаториев, салонов красоты, тренажерных залов, аквапарков, бассейнов. ![]() — Сами инвесторы не могут получить землеотвод в курортной зоне, поэтому обращаются к нам. На территории санатория с их помощью мы строим новые корпуса, а затем инвесторы получают в собственность там часть номеров из расчета около 1 тыс. долларов за квадратный метр. По такому принципу в „Еловом“ построено две гостиницы по 35 номеров в каждой, строится еще один 9-этажный спальный корпус на 70 номеров. А реконструкцию всех семи своих корпусов мы осуществляли собственными силами, со строителями рассчитывались путевками, — отмечает г-н Захаров. Стройплощадка Отчасти процесс превращения туристического бизнеса на Южном Урале в системообразующую отрасль уже начался. В первую очередь он основан на взаимодействии владельцев туристических объектов, инвесторов и строительных организаций Челябинской области. По словам главного врача ГУП «Санаторий „Еловое“ Геннадия Захарова , интерес к туристическим объектам у инвесторов появился в последние года два. Ими выступают как частные лица, так и металлургические, машиностроительные предприятия Челябинской области. Основная часть средств поднимающегося турбизнеса осваивается прежде всего строительной отраслью региона, обеспечивающей развитие инфраструктуры. На возведении туристических объектов в области специализируются четыре челябинские строительные компании. „В общей структуре наших заказов строительство и реконструкция туристических объектов в Челябинской области достигли уже 50%, — говорит Яков Окс , генеральный директор ООО „КвадроСтрой“. — Ежегодный объем таких заказов — около 200 млн рублей. В мае мы планируем сдать развлекательный комплекс в пансионате „Утес“, летом — оздоровительный комплекс в санатории „Сосновая горка“. Но в совместном бизнесе государственных оздоровительных учреждений и строительных компаний появился негативный момент: после того, как два года назад санатории и профилактории лишились клиентуры по линии соцстраха, их доходы резко сократились. Поэтому теперь некоторые оздоровительные учреждения при заключении договоров со стройорганизациями не только на строительство новых, но и на реконструкцию старых корпусов вынуждены в качестве оплаты отдавать строителям в постоянное пользование часть своих номеров. По неофициальной информации, в такую кабалу попали минимум пять здравниц Челябинской области. Еще одна тенденция — южноуральские стройорганизации уже стремятся не только получить заказы на возведение туристических объектов, но и стать их собственниками. Как сообщила заместитель директора по туризму ЗАО „Домстройсервис“ (город Сатка) Наталья Банникова , „туристическим направлением наша строительная компания начала заниматься три года назад. Летом мы предлагаем нашим клиентам, в том числе и иностранным, сплавы по реке и посещение пещер в Саткинском районе, зимой — отдых на озере Зюраткуль, лыжные маршруты. Для размещения наших клиентов год назад собственными силами начали строительство гостиницы в Сатке на 50 мест, завершим к концу 2005 года. Также планируем строительство туристических гостиниц на озере Зюраткуль (если получим разрешение) и в Абзаково“. Как некий итог бурного развития отношений турбизнеса со строительным на Южном Урале следует отметить постепенное замещение инорегиональных компаний, производящих стройматериалы, местными игроками. Вот только один тому пример: „Наша трехзвездочная гостиница на 17 номеров была построена в августе 2000 года, в это дело было вложено свыше 2 млн долларов, — рассказывает совладелица гостиницы клубного типа „Пороги“ (Саткинский район) Татьяна Гапонова . — Здание из клееного бруса, который мы приобретали на заводе в Вологде. А сейчас и в Челябинске появилась фирма, которая производит этот стройматериал — „Экодом“. По мнению операторов рынка, расширяющиеся потребности турбизнеса в ближайшие год-два подстегнут формирование в Челябинской области производства товаров прежде всего для гостиничного сервиса. По словам Татьяны Гапоновой, все фирменные аксессуары для гостиницы, выполненные в едином стиле оформления, и одноразовые полотенца, тапочки, мыло, салфетки приходится возить из Екатеринбурга, поскольку в Челябинске пока нет компаний, специализирующихся на их производстве и поставке. То же самое касается комплексных поставок продуктов питания, что было бы удобно для гостиниц. Хотя в Челябинске уже появилась первая фирма, занимающаяся доставкой качественной еды — ИП „Яблонских“. Тысяча мелочей…Успешное развитие турбизнеса Челябинской области зависит не только от его взаимодействия со строительной отраслью, но и, как уже говорилось, с рядом других смежных отраслей, оснащающих его всем необходимым. Между тем наиболее дорогостоящее оборудование для туристических объектов (медицинское для здравниц, подъемники для горнолыжных центров) закупается преимущественно в Европе. Владельцы туркомплексов сетуют на его высокую стоимость, но местных аналогов пока нет. В частности, в настоящее время челябинское предприятие „СТС-Альянс“ монтирует систему искусственного оснежения на горнолыжном комплексе „Завьялиха“. Некоторые фирмы из Челябинска пытаются освоить производство аналогов — пока неудачно. А вот заказы на изготовление металлических опор для подъемников владельцы южноуральских горнолыжных комплексов уже размещают на промышленных предприятиях Челябинской области. ОАО „ММК“, владеющее шестью крупными центрами отдыха и оздоровления, оборудование для своих туристических объектов изготавливает на своих же дочерних предприятиях. Перспектива туристической отрасли в ближайшие годы должна повлиять и на развитие муниципальных образований, расположенных на западе Челябинской области, — городов Сатка, Трехгорный, Златоуст, Аша. Именно здесь в силу особенностей ландшафта (гористая местность) сегодня активно обустраиваются горнолыжные трассы, строятся гостиницы для туристов и развлекательные комплексы. „За счет туриндустрии начинают жить малые города Челябинской области, развивается инфраструктура, сеть гостиниц, заведений общественного питания“, — отметил управляющий горнолыжным комплексом „Аджигардак“ (близ города Аша) Евгений Гуревич . Если взаимодействие с производственными отраслями региональный турбизнес только выстраивает, то контакты со сферой образования Челябинской области удалось наладить быстрее: кадровый вакуум в туристических компаниях заполнят специалисты, подготовкой которых занялись шесть южноуральских вузов (пять в Челябинске и один в Магнитогорске). В этом же районе турфирма „Сатка-тревэл“ — дочернее предприятие завода „Магнезит“, получив от него в собственность базу отдыха „Зюраткуль“, построила там в январе гостиницу на 28 мест, сумма привлеченных средств на эти цели составила около 5 млн рублей. Строительно-монтажные работы выполнены челябинскими и саткинскими компаниями. На базе ведется реконструкция ресторана, планируется строительство досугового центра. „В фирме 70 человек, все — жители Саткинского района. С ростом нашего бизнеса мы создаем все больше рабочих мест“, — рассказывает генеральный директор „Сатка-тревэл“ Татьяна Итальева . Саткинский район, например, ощутил положительное соседство туриндустрии следующим образом. „В деревне Пороги поблизости от нашей гостиницы были постоянные перебои с электроснабжением, поскольку ток поступает от старой электростанции, построенной еще в начале ХХ века, — рассказывает Татьяна Гапонова. — Нам пришлось отрегулировать для гостиницы частоту подачи тока, а заодно и для деревни. Ведем переговоры с областной администрацией о проведении 10 км электросетей от другого источника электроснабжения. Территория получила в лице гостиницы „Пороги“ нового налогоплательщика на сумму свыше 500 тыс. рублей в год“. — Для создания горнолыжного комплекса „Завьялиха“, первая очередь которого начала работать с 2000 года, было образовано ЗАО, примерно половина акций которого принадлежит администрации города Трехгорный, остальная половина — частным инвесторам, — сообщил администратор комплекса Олег Нечаев . — Программа строительства „Завьялихи“ рассчитана до 2025 года. Уже подведены газ, вода, электроэнергия, сданы в эксплуатацию десять трасс и четыре подъемника, построен отель „Каменный цветок“. Вокруг комплекса возводятся еще три частных отеля. В перспективе — строительство развлекательного центра, кафе-бара, молодежной деревни на 1,2 тыс. мест, коттеджного городка на 1,5 тыс. мест, VIP-отелей. Жители близлежащих деревень Первуха и Юрюзань и города Трехгорный оказались в выигрыше от развития туристического бизнеса: частный сектор сдается под жилье, персонал нашего комплекса и отеля (около 200 человек) — в основном местный. Строительство и монтаж оборудования осуществляют преимущественно предприятия Челябинской области. Значение развития турбизнеса для экономики муниципальных образований начинают осознавать и городские чиновники: часть бюджетных средств направляются на строительство туристических объектов. Второе связано со сложностями кооперации внутри самого туристического бизнеса в Челябинской области. Туристы, приезжающие зимой на Южный Урал из других регионов России и из-за рубежа, хотят посетить не один, а сразу несколько горнолыжных центров, поскольку каждый из них уникален по своим рекреационным возможностям, типу трассы и видам предлагаемых развлечений. Но кооперация между туристическими компаниями Челябинской области пока не налажена. „У всех разные возможности, и сильный не хочет тащить слабого, — поясняет ситуацию президент Ассоциации туристских организаций Челябинской области Людмила Мосина . — Например, горнолыжный центр „Солнечная долина“ находится от Челябинска всего в часе езды на автомобиле, а все остальные горнолыжные центры — значительно дальше. И турфирмы пока никак не договорятся, как при организации совместных автобусных маршрутов делить расходы и доходы“. …и три гириВместе с тем развитие туриндустрии на Южном Урале тормозится рядом обстоятельств. Первое обусловлено федеральным законодательством. Практически все земли, на которых строятся туристические комплексы, по которым проходят туристические маршруты, находятся в государственном лесном фонде. Их нельзя купить, можно только получить в долгосрочную аренду, решая эти вопросы на федеральном уровне. Это сдерживает инвестиции в туристическую сферу. Сдерживает развитие южноуральской туриндустрии главным образом третье обстоятельство: отсутствие системного подхода региональной власти. Суть системного подхода должна, по мнению туроператоров, заключаться в определении стратегии развития туризма на долгосрочную перспективу, координации работающих на этом рынке компаний и корректировке их действий в зависимости от намеченной генеральной линии. Начать следует с объективной оценки туристических возможностей Челябинской области, своего рода инвентаризации. Для этого необходимо провести районирование, с тем чтобы определить территории, наиболее привлекательные по рекреационному и инфраструктурному потенциалам для развития туризма, дать комплексную оценку состоянию всех туристических объектов региона для презентации их потенциальным инвесторам . Но все-таки понемногу кооперация начинает развиваться, поскольку способствует увеличению числа туристов. Несколько челябинских и башкирских турфирм уже организовали совместные маршруты, среди них самый популярный Златоуст (национальный парк Таганай) — Миасс (озеро Тургояк). Пока областная власть проявляет не системное, а точечное внимание к развитию туриндустрии. Так, реальное финансирование из регионального бюджета имеет только музей-заповедник Аркаим. В ноябре 2004 года здесь сдано в эксплуатацию двухэтажное здание нового музея площадью более 1 тыс. кв. м, на строительство которого потрачено 17,6 млн рублей из бюджета Челябинской области и 8,2 млн рублей по адресной инвестиционной программе из федерального бюджета, построены подъездные пути для экскурсионных автобусов. Остальные туристические объекты в Челябинской области, включая здравницы, находящиеся на балансе регионального бюджета, развиваются преимущественно силами обслуживающих их организаций и частных лиц. Сегодня чиновники не владеют даже информацией о масштабах туристической деятельности в Челябинской области. Например, на официальный запрос нашего журнала о величине инвестиций в развитие регионального отдыха и туризма за 2004 год территориальный орган федеральной службы госстатистики по Челябинской области выдал странную цифру — 68,638 млн рублей. Это при том, что только одна строительная организация освоила в прошлом году на возведении и реконструкции туристических объектов 200 млн рублей (см. выше). Что же касается производства южноуральскими предприятиями товаров и услуг в рамках экономической кооперации с туристическим бизнесом, то Челябинскстат и вовсе указал только две позиции: в 2003 году произведено спортивной обуви 11,9 тыс. пар и спортивных трусов 2 тыс. штук. Может ли власть на основе этих данных составить объективную картину развития туристического бизнеса в Челябинской области и должным образом оценить его значение и перспективы для региональной экономики? Дополнительные материалы: Региональные власти планируют завершить инвентаризацию только в следующем году, по результатам проводимого в настоящее время районирования будет сделан анализ тех территорий, которые наиболее привлекательны с точки зрения инвестиций в развитие туризма. Стратегия опоздавших Обходя провалы Незаменимых — есть Он выбирает деньги Повозили и хватит Малый бизнес подает голос Дело на 10 миллионов Гонка телекоммуникаций «Новогор» получил пермский водоканал в долгосрочную аренду Главная / Инвестиции |
||
![]() |