Главная / Инвестиции / Не усните на краю «Край земли» расположен сравнительно недалеко — два часа от Екатеринбурга на самолете или сутки на поезде, и вас встречает весьма симпатичный город. После столицы Среднего Урала он кажется очень просторным, зеленым и чистым. Порадовали дороги: широкие, без ям, с нанесенной разметкой — они дадут сто очков вперед проспектам областных столиц. Правда, местные жители пренебрежительно морщатся: «У нас в этом году зима суровая была, от перепадов температуры кое-где образовались трещины, ямы, а отремонтировать еще не везде успели». «Сургут — это же на краю земли», «там все так дорого», «рынок развлечений Сургута? А там вообще что-то есть, кроме нефти, газа и хантов?» — примерно такой набор штампов нам пришлось выслушать перед поездкой в Сургут. Оказалось, все это — мифы. Пока гром не грянулЗнакомство приезжего с городом начинается с аэропорта (вокзала) и гостиницы. Хорошо, если вы можете не скупиться и выложить за номер от 3,5 — 4 тыс. рублей. А если для вас забронированы места в единственной в городе муниципальной гостинице с номерами по 1200 — 1700 рублей? Рассчитывать на такую роскошь, как качественный сервис, скорее всего, не придется. Обычно «муниципальная» означает «плохая». Поэтому еще по дороге к месту размещения — гостинице «Обь» — мы представляем все возможные бытовые ужасы: старые номера, один душ на этаж, потерянную заявку на бронь, хамство персонала… Кроме «нефти, газа и хантов» здесь удалось обнаружить развивающуюся индустрию сервиса: общепит, развлекательные клубы, кинотеатры, гостиницы и огромное количество торговых комплексов. Удивление от вполне качественного обслуживания за небольшие деньги на следующий день оттеняется негативными отзывами сургутян. «Ну не скажу, что это самая лучшая гостиница в городе», — корректно замечает один. «”Обь”? И вас поселили в такую дыру?» — безапелляционно высказывается другой. «Она устарела и требует серьезной реконструкции, — резюмирует управляющий одного из сургутских отелей, — сегодня потребитель требует больше комфорта и дополнительных услуг». Подъезжаем к гостинице. Внешне здание не ахти, однако внутри приятно удивляет свежим ремонтом и улыбками девушек-администраторов. Несмотря на поздний час, нас быстро и без проблем регистрируют, предоставляют необходимые документы для отчета о поездке, предлагают заказать завтрак. Поднимаемся в номера — просторные и чистые. Первое, что бросается в глаза, — стихотворное объявление на письменном столе, информирующее о запрете на курение, и хрустальная пепельница рядом. Видимо, курить нельзя, но «если очень хочется, то можно». Это радует. Изучаем брошюрку — список услуг, которые нам могут здесь предоставить: прачечная, международная и междугородная связь, гладильная комната, вызов такси, бар на первом этаже, интернет. Средняя заполняемость гостиниц в Сургуте составляет 60 — 65%, а сроки окупаемости меньше среднерыночных (6 — 7 против 7 — 12 лет). Но такие тепличные условия для бизнеса вряд ли долго сохранятся. «В последнее время в Сургуте активно строятся отели, — рассказывает управляющий гостиничным комплексом “Медвежий Угол” Алексей Шамин, — недавно был открыт “Сити центр”, я слышал о реализации еще нескольких проектов. Чтобы привлечь постоянных клиентов, мы стараемся предложить максимальное количество услуг и местным жителям, и приезжим: качественные номера, проведение конференций, развлекательный клуб с шоу-программой, ресторан и бары». Действительно, большинство из 22 сургутских гостиниц стараются предоставить клиентам максимальный спектр услуг: практически во всех есть междугородная и международная связь, кафе или ресторан, во многих — конференц-залы, салоны красоты. При этом цены на стандартные номера в зависимости от класса гостиницы колеблются от 1,8 до 6 тыс. рублей. Апартаменты, люксы, конечно, дороже — до 30 тысяч за номер. При этом реклама местных отелей в большом количестве встречается не только на уличных растяжках, в интернете и специализированных изданиях, но и на сувенирной печатной продукции, например, картах Сургута, которые в изобилии продаются в привокзальных киосках. Обычно такая активность игроков — следствие жесткой конкуренции, но именно ее, как отмечают участники гостиничного рынка, в Сургуте нет. Объясняется противоречие слишком просто: местные предприниматели хотят подготовиться к грядущему насыщению гостиничного рынка, сформировав пул постоянных клиентов (из числа как приезжих, так и местных жителей). «В инфраструктуру в основном инвестируют местные предприниматели, — рассказывает заместитель главы администрации города Дмитрий Гладский, — и это хорошо. Каждым бизнесом следует заниматься серьезно». Распространенное мнение о том, что в отели и другие объекты инфраструктуры Сургута вкладываются нефтяные и газовые деньги, не подтверждается. Исключение — ведомственные гостиницы, например, «Нефтяник» (Сургутнефтегаз), «Ермак» (Сургутгазпром). Но они, по мнению аналитиков, погоды на рынке не делают. Направляя машину в центр, она рассказывает: «У нас активно строятся. Недавно открылось еще одно кафе “Тарелка”, теперь их в городе три. Месяц назад появился ресторан “Охотничий двор”»… Притормаживая у очередного «лежачего полицейского», Ольга кивает на здание в строительных лесах: «Это бывшая пиццерия “Дона пицца”. Я в свое время в ней работала. Сейчас ее расширяют, достраивают, раза в три увеличат, наверное. Там будет не только пиццерия, но и итальянский ресторан, закусочная». Мы колесим по городу в поисках заведения, где можно было бы позавтракать. Оказывается, найти его не так-то просто: привычные по Екатеринбургу кафе и кофейни, в которых с 6 до 12 предлагают бизнес-завтраки, отсутствуют как класс. Вкусно, но безвкусно Следующая составляющая удобства города — хороший общепит. В стремительном рейде по закусочным и ресторанам нас сопровождает Ольга, менеджер одной из оптовых торговых компаний Сургута. По роду деятельности она часто общается с представителями местного общепита, поэтому знает рынок не понаслышке. К сожалению, разнообразием форматов заведения не радуют. В Сургуте пользуются спросом либо предприятия быстрого обслуживания (в основном столовые), либо классические кафе и рестораны преимущественно европейской, русской или украинской кухни. Такие заведения открывают как московские игроки (сеть «Росинтер ресторанс» — бренды «Ростикс», «Il patio», «Планета Суши»), так и местные операторы — компании «Интеркино» (ресторан «Шале», кафе «Аврора» и др.), «Гулливер» (сеть кафе «Тарелка»). Зато в обеденное и вечернее время в центре можно поесть вкусно и недорого: средний чек в столовой или точке фаст-фуда — от 150 рублей, в ресторане — 500 — 1200 рублей без алкоголя. Обслуживание практически во всех ресторанах и кафе, в которых нам удалось побывать, — на высоте. Единственное, что вводит в смущение — в меню зачастую не пишут массу блюда. Поэтому заказ делать следует аккуратно: в ответ на просьбу принести порцию креветок (судя по цене — стандартый объем) мы получили небольшой тазик. В одну кучуТе же черты — качество с одной стороны и отсутствие оригинальности с другой — присущи и развлекательным заведениям. Три кинотеатра на четыре зала («Мир», «Аврора» и киноклуб «Камертон») полностью удовлетворяют потребности сургутян, но репертуар в них стандартен (альтернативные киноленты не находят зрителя), а из дополнительных услуг — только кафе. Другие ниши этого рынка (кофейни, пабы, тематические рестораны) до сих пор практически не заняты. Результаты наших наблюдений подтверждают владельцы точек общепита. «Это действительно довольно однообразный рынок. Например, нет заведений для солидных людей, где можно не только поесть, но и посидеть в спокойной обстановке, обсудить дела или просто отдохнуть. Практически нет кофеен», — отмечает управляющий пельменной «Koka Pespano» и кофейни «Desperado» Константин Росочинский. С ним соглашается генеральный директор «Интеркино» Павел Угольков: «У нас отсутствуют концептуальные заведения. Большинство точек общепита рассчитано или на молодежь, или на активно работающих людей, которым надо где-то быстро перекусить. Появление новых форматов — следующий этап развития рынка. Правда, не факт, что подобные заведения будут посещаемы. В небольшом городе для узкотематического заведения может просто не найтись достаточного количества посетителей». Местные жители уверяют, что особой разницы между клубами нет, поэтому мы посещаем один — «Аквилон». Клуб производит впечатление качественного, но неоригинального. Цена входного билета в будний день — 150 рублей. На первом этаже расположен гардероб, танцпол с диджеями, светомузыкой и баром, ресторан. На втором — боулинг на восемь дорожек, еще один ресторан, суши-бар, два зала с игровыми автоматами и столами (один для всех, другой — для vip). Каждый зал оформлен по-своему: рестораны — в классическом европейском стиле (дерево, светлые чехлы на стульях; официантки в белых блузках и корсажах), суши-бар увешан бамбуковыми циновками, бумажными фонариками и репродукциями «под японскую живопись»; оформление боулинг-зала и зала игровых автоматов затеями тоже не блещет. Развлекательных центров в Сургуте шесть: «Джокер», «Джуманджи», «Аквилон», «Остин Пауэрс», «Кирпич», «Мегаполис». Большинство привлекает клиентов ассортиментом: бильярд, игровые столы и автоматы, рестораны и бары, боулинг, танцпол. Исключением на общем фоне выглядит клуб «Кирпич» (позиционируется как единственный в городе underground клуб) и «Мегаполис» (самый большой клуб в городе, в состоянии вместить до 3 тыс. человек одновременно, работает только в формате танцплощадки). Дело тут не только в ограниченной аудитории и несформированной культуре отдыха, но и в отсутствии в городе оригинальных и интересных заведений. Например, в «Аквилоне», несмотря на вечер понедельника практически во всех залах (кроме, пожалуй, ресторана) гостей хватало. Кроме того, некоторые сургутяне не ленятся проехать 40 километров до соседнего Нефтеюганска, чтобы посетить расположенный там развлекательный комплекс «Империя». Один из местных жителей взахлеб рассказывает: «Там ты себя чувствуешь долгожданным гостем, там великолепное обслуживание, шоу-программа. В “Империи” четверги даже так и называются — день Сургута. Это же о чем-то говорит…». Пожалуй, да. Похоже, инвесторам следует обратить внимание на этот рынок и делать ставку не только на количество развлечений, сосредоточенных в одном комплексе, но и на необычную концепцию заведений и услужливый персонал. В разговоре с менеджером РК «Мегаполис» Виктором Сысуном пытаемся выяснить, хватает ли городу развлекательных центров, есть ли потенциал для развития этого рынка. По его мнению, существующих точек вполне достаточно, и рынок не будет сильно расти из-за отсутствия аудитории. «Традиционно подобные заведения хотя бы изредка посещают 10% городских жителей. В Сургуте это — 28 — 35 тысяч. На такое количество “клубящихся” центров пока достаточно. Будут открываться новые клубы, и при этом закрываться старые», — прогнозирует он. — Инвесторы оценивают привлекательность рынка исходя из двух основных параметров: покупательной способности местных жителей и уровня конкуренции. Зарплаты, следовательно, покупательная способность сургутян, с каждым годом растут, а уровень конкуренции невысок. Так что тенденция инвестирования в городскую инфраструктуру получит развитие. Причем если сегодня в индустрию развлечений вкладывают в основном местные предприниматели, то через год-два к ним подключатся российские и иностранные инвесторы. Все, кроме потребителяИтоги подводим вместе с заместителем главы администрации Сургута Дмитрием Гладским. Он, оперируя данными статистики, подтверждает прогнозы игроков: рынок в Сургуте развиваться будет. Активное строительство ресторанов, гостиниц, развлекательных центров началось в последние три-четыре года. Есть все предпосылки и для дальнейшего развития, уверен наш собеседник: Властелин трубы Три года ждут Поставить на поток Фазовое преобразование Иерархия поиска Отец и сын пошли на мировую Акции Златоустовского меткомбината пытались похитить Архетип предпринимательского духа С ударением на «результат» Главная / Инвестиции |
||