Главная / Инвестиции / Пусть бизнесом занимается бизнес






Первый заместитель председателя правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Вячеслав Новицкий курирует энергетические проекты. По его словам, спешка со строительством объектов объясняется ростом энергопотребления: в ряде районов (Нижневартовском, Нефтеюганском) — до 17% в год. В 2006 году средний темп роста по округу составил 9,8%, в этом, ожидает Новицкий, выйдет за 10% (сравните: общероссийская динамика — 4%). «По уровню добычи нефти мы еще не достигли показателя 1990 года (306 млн тонн), а по выработке электроэнергии

Вячеслав Новицкий: «Без централизованного электроснабжения промышленность, малый бизнес, лесной комплекс не окупаются. Туда, где его нет, инвестиции не идут»

Чтобы энергетика соответствовала потребностям растущей экономики, начинать усиленно вкладывать деньги в ее развитие надо было еще в 2000-м. Наверстывая упущенное, в Югре запускают разом большое количество проектов.

(61 млрд кВт/час) прошли его еще в 2005-м. В 2006-м достигли уже 70 млрд кВт/час, — говорит чиновник. — Структура потребителей электроэнергии не изменилась: нефтедобыча по-прежнему составляет 90%. Но технологии добычи нефти становятся все более энергозатратны: брать ее приходится со все большей глубины».

— Такие соглашения, подписанные кроме нас еще в ряде энергодефицитных регионов, — важнейший инструмент для решения проблем отрасли. Они удачно соединяют всех, кто отвечает за надежное энергоснабжение городов и поселков: власть, энергетиков, бизнес. Но документы готовили спешно, к тому же в таких масштабных мероприятиях высока погрешность. Появились новые финансовые источники (например, плата за техническое подключение), которые позволяют «догрузить» документ новыми объектами. Так что мы отслеживаем ситуацию и вносим изменения. Мощностей значительно добавили. Вместо 2200 МВт будем строить 3600 МВт (например, Няганьская ГРЭС планировалась на 1200 МВт, сейчас ее мощность решено увеличить до 2400 МВт: будет шесть блоков по 400 МВт).

— Вячеслав Федорович, почему региону потребовалась существенная корректировка соглашения с РАО «ЕЭС России», заключенного всего год назад (31 июля 2006 года) губернаторами ХМАО, ЯНАО и Тюменской области?

Свет есть. И будет— И все-таки: станет 2008-й годом энергодефицита?

Поскольку соглашение объединяет многих участников, необходима постоянная координация действий на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Сейчас корректировка выполнена и документ находится на согласовании у подписывающих сторон. 126 млрд рублей будут осваиваться на территории Югры по соглашению с РАО.

— ХМАО помимо проектов развития сетей и генерации в рамках соглашения с РАО реализует и окружную программу создания централизованного электроснабжения городов и районов. В чем ее суть?

— Некоторые представляют дефицит так: утром встал, а света нет. Но это означает не дефицит, а аварию. Такого не будет. При том что мы дефицитны, перетоки электроэнергии между регионами были, есть и будут. Так что все это пока не смертельно. Хотя поводов для беспокойства более чем достаточно. Потому что от дефицитности очень зависит надежность. Мы порой не можем вывести на ремонт пару трансформаторов, не вводя ограничений. Это уже реальность. А раз нет планового ремонта сетей, подстанций — подвергаем себя опасности.

— Как вы оцениваете ситуацию с привлечением инвестиций для строитель­ства энергетических объектов? Кто стучится в дверь окружной администрации?

— Югорская энергосистема семь лет занимает первое место в стране по выработке электроэнергии и 25% ее отдает через Урал в национальную электрическую сеть. Но мы всегда стеснялись сказать, что у нас из-за отсутствия электросетей целый ряд муниципальных образований не имеет централизованного энергоснабжения. 167 муниципальных дизельных электростанций общей мощностью 400 МВт не могут выдавать качественную электроэнергию по частоте, напряжению. А это проблемы в каждом доме: с бытовой техникой, например. Так как эти станции удалены от транспортной инфраструктуры, топливо туда завозить дорого, себестоимость выработки электроэнергии большая, от 9 до 17 рублей за кВт/ч. Население и бюджетная сфера этой дороговизны почти не ощущает, потому что им компенсируется разница в цене. Но промышленность, малый бизнес, лесной комплекс не окупаются. Не идут в эти округа инвестиции, не развивается глубокая переработка. Основное занятие населения: муксуна поймал, продал — выпил. Переход на централизованное электроснабжение необходим. Еще в 1997 году округ принял программу сетевого строительства на 2000 — 2015 годы, она финансируется из бюджетных средств. На нее приходится 3,5 млрд рублей. По дополнительному соглашению мы добавили еще 1,8 млрд рублей. Мы ее постоянно модернизируем, расширяем, синхронизируем с общей программой развития электроэнергетики.

— А нефтегазовые компании?

— Прежде всего финансовые институты: банки, страховые компании, пенсионные и паевые фонды. В том числе международные.

Сейчас почти каждая нефтяная компания, чтобы обезопасить себя от «креста Чубайса», по своим программам на собственные деньги строит локальные объекты генерации, газотурбинные электростанции, парогазовые установки небольшой мощности (от 20 до 150 МВт) и ведет сетевое строительство, обеспечивая себя на дальних месторождениях электроэнергией. Например, «Сургутнефтегаз» в прошлом году ввел семь газотурбинных станций. Ровно столько, сколько планировал по соглашению. В нем пять приложений. Их, чтобы не было дублирующих проектов, лишней траты денег, подписали самые крупные нефтяные компании: Роснефть, Лукойл, «Сургутнефтегаз», Славнефть и Газпром нефть. Бюджет в генерацию вкладывать деньги не будет. Мы намерены предложить строить эти объекты частному инвестору. Потому что это сверхокупаемые проекты с хорошей рентабельностью. Переговоры такие сейчас ведутся. Могу лишь сказать, что генерацией интересуются банковские структуры, лизинговые компании, в основном российские.

— Намерения нефтяников заявлены на уровне переговоров, говорить об этом рано. А реализуется пока один проект: ТНК-ВР участвует в строительстве блока на Нижневартовской ГРЭС. В принципе пакеты акций генерирующих компаний теперь продаются на открытом рынке.

— Очень трудно. Когда представители компании пришли в правительство округа, их предложения — строительство независимых источников энергии в районах Приобского месторождения, Сургутском, городах Нягань и Ханты-Мансийск, поселке Игрим — показались нам интересными. У них были партнеры, готовые этим заниматься. Сегодня их переговоры по Приобской парогазовой электростанции мощностью от 300 до 400 МВт, заказчиком по которой должна выступать Газпром нефть, идут тяжело: сменилось руководство компании, ее позиция — так бывает. Затормозилось у «Интертехэлектро» до сентября принятие решений и с Роснефтью. В Ханты-Мансийске в четвертом квартале будет определена площадка, сделаны конкретные предложения по строительству станции мощностью до 300 МВт.

Как разборчивая невеста— Правительство ХМАО недавно заявило, что дополнительно к соглашению разработало и собственную программу поддержки приоритетных инвестпроектов на территории округа, направленную на создание частных генерирующих мощностей узловых станций до 300 МВт каждая. Как реализуется один из первых таких проектов — компании «Интертехэлектро — Новая генерация»?

Власть этим за бизнес заниматься не будет. Толкать интересы частной компании мы не собираемся. Тут надо четко разделить: бизнесом пусть занимаются бизнесмены. А победить муниципальную бюрократию в части отвода земли, каких-то согласований, транспортных схем — да, здесь мы помочь можем. Это и есть взаимодействие.

Сегодня привлечь в энергетику финансы несложно. Сложно заполучить два договора на 15 лет — о том, что будущую электроэнергию купят и по гарантированным поставкам топлива. При наличии этих двух документов проблем с финансированием ни за рубежом, ни в стране нет.

— Какую?

Распоряжением губернатора создана рабочая группа с функциями координационного совета. Ее возглавляю я. В группу вошли крупнейшие региональные сетевые и генерирующие компании. Наша цель — не дать какой-то одной компании монополизировать строительство энергообъектов в регионе, даже если у нее есть на то деньги. По одной простой причине: завтра появятся другие компании, которые пообещают территории лучшие условия. Каждый инвестор при наличии конкурентного поля стремится делать свои предложения более инвестиционно привлекательными. А мы будем из них выбирать. Югра к этому уже почти подходит. Создав совет, мы на открытых заседаниях обсуждаем все эти условия, а не подаем их в заклеенном конверте. Но вы не подняли еще одну важную тему.

Югре удалось сохранить коммунальную энергетику. Мы создали ОАО «Югорская территориальная энергетическая компания» (ЮТЭК) со 100-процентной собственностью субъекта федерации. Но это не госпредприятие. Передаем ей все энергоактивы, которые строим (уже на 2,05 млрд рублей). Она совместно с муниципалитетами создала дочерние предприятия: 51% акций у компании, 49% — у муниципалитетов. Тем самым мы сохранили единую коммунальную энергосистему региона и ответственность за нее муниципалитетов. Мы можем созданные за бюджетные деньги объекты передавать в активы своей компании, а не продавать на рынок, не дробить. Заканчиваем создание Единой автоматической системы контроля и управления качеством электроэнергии, что позволит вводить билинговые услуги в ЖКХ. И самое главное, мы сейчас подошли к тому, что формируем бизнес-проекты модернизации и реконструкции коммунальной энергетики каждой деревни, каждого района. Это будет стоить 5,5 млрд рублей. Постараемся такие программы подписать с каждым муниципалитетом: они будут самостоятельно их реализовывать в течение трех лет. Мы не затратим на это ни копейки бюджетных средств. Потому что ЮТЭК в состоянии, имея свои активы, деньги привлечь и вложить в конкретные проекты.

— Одно из наших главных опасений было в том, что коммунальную энергетику растащат, прихватизируют. Этого нельзя допустить: во всех коммунальных образованиях от ее состояния зависит надежность энергообеспечения. Какие бы ни принимались законы по реформе электроэнергетики, никто не отменял статьи в Конституции: за жизнеобеспечение городов и поселков отвечает орган местного самоуправления и государственной власти. Но оставить ответственность и забрать ресурсы неправильно.


Тупик народной воли На Урале огромный выбор Бум с треском Премия за неизвестность Хотите научиться управлять — читайте Толстого Проект на 5 млрд рупий Властелин трубы Три года ждут Поставить на поток

Главная / Инвестиции