![]() |
Главная / Инвестиции / Правила масштабирования По данным РОАД, в Москве сегодня работает 160 дилерских компаний, в регионах — 47 На российские столицы приходится примерно две трети совокупного объема продаж (три года назад около 80 — 90%). Причины экспансии понятны. «Во-первых, в Москве — гиперконкуренция. Во-вторых, за то время, что показатели реализации на московском рынке существенно превосходили региональные, столичные дилеры сумели аккумулировать серьезные финансовые ресурсы. Это позволяет им сегодня расширять географию деятельности. Кроме того, в настоящее время темпы роста продаж региональных рынков значительно превосходят столичные показатели. Приведу пример. В середине апреля дилеры из Челябинска и Самары стали лауреатами Всемирного кубка Renault за наибольший прирост продаж в мире», — говорит исполнительный директор ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский. ![]() Между тем стратегия развития сети одной марки уже широко распространена среди региональных компаний. Примеров масса. «Машинный двор» (Пермь) работает в Березниках, Тюмени, Набережных Челнах. ТД «Джемир» имеет салоны в Челябинске, Копейске, Магнитогорске и Кургане. Автоцентры челябинской компании «Сатурн» открыты в Перми, Кургане, Магнитогорске. У компании «Уралавтоимпорт» по два салона Mitsubishi, Hyundai и Ford в Перми, здесь же строится второй Nissan, третий Mitsubishi, а также третий Ford в Перми и четвертый — в Березниках. Компания лелеет амбициозные планы дальнейшего расширения географического охвата. В 2008 году будет запущен второй автоцентр «Автобан» в Екатеринбурге, он же четвертый по области (компания также работает в Нижнем Тагиле и Каменске-Уральском). На следующий год запланировано открытие еще одного салона компании «ЭкскурсАвтомобили» в Перми. В будущем возможно появление на Урале ведущих игроков российского авторынка — компаний «Рольф», ИнкомАвто, «Независимость», Автокей, Genser, Major Auto, «Гема» и других. «Кроме того, что касается Челябинска, в качестве потенциальных пришельцев мы рассматриваем и екатеринбургские компании. Вероятность высока — это мы должны понимать», — добавляет Александр Рулевский. Директор по маркетингу УК «Оками» (Екатеринбург) Евгения Корякина считает развитие сети автоцентров перспективным направлением, позволяющим при грамотном ведении бизнеса существенно увеличить объемы продажи и долю рынка. Кроме того, объединенные в сеть предприятия действуют по общим правилам, применяют единые стандарты, что работает на узнаваемость бренда компании в целом. Стратегия географического масштабирования — одна из самых распространенных среди автодилеров, уверен директор по маркетингу автохолдинга «Машинный двор» (Пермь) Алексей Разорвин: «Достаточно вспомнить, что сети международных компаний ЮнайтедАвтоГрупп или Инчкэйп насчитывают по 300 — 400 автоцентров. Стратегия позволяет минимизировать затраты на управление сетью, а также интенсивно и эффективно развиваться за счет тиражирования лучших практик отдельных салонов». В таких случаях борьба, бывает, идет уже за микрорайоны города», — отмечает руководитель отдела продаж «ЭкскурсАвтомобили» (Пермь) Андрей Чертков. В отличие от мультиформатной стратегии развития, которая в большей степени является гарантом стабильности бизнеса, развитие сети одной марки — скорее не импровизация дилерской компании, а следование установкам производителя. Его главный критерий — объем продаж. У каждого своя критическая точка, при которой он увеличивает количество дилерских центров в городе. Если один дилер продавал, к примеру, 100 автомобилей, то с появлением второго каждый начнет реализовать по 8 Дилер проигрывает, производитель в плюсе. Поэтому очевидно: «Сам статус официального дилера популярной марки представляет сегодня очень ценный актив. Боязнь потерять монопольное положение на локальном рынке стимулирует к постоянным инвестициям в развитие, строительству новых автосалонов. Есть примеры и “гонок вооружений”, когда два самостоятельных дилера доказывают импортеру и производителю преимущество перед конкурентом тем, что строят новые салоны, расширяют сеть. К примеру, по оценкам руководства автосалона Lexus в Екатеринбурге, треть купленных машин покидают пределы города. Вероятнее всего, в следующие два года представительство Lexus появится уже в Перми, Челябинске, Тюмени и Новосибирске. А к 2010 году количество дилеров марки в России вырастет до 100 (сейчас их девять, причем семь — в Москве и СанктПетербурге). О втором дилере на город в сегменте премиум говорить еще рано. Принимая решение об открытии дилерского центра в других городах, производитель руководствуется теми же принципами. Компании, работающие с бюджетными брендами, осваивают малые города с населением от 200 — 500 тыс. человек. С октября прошлого года в Нижнем Тагиле работает третий по счету салон сети «Оками». Там же строятся салон Toyota компании «Автоплюс» и салон Ford компании «Автосан». Выход дилера в областные центры, как правило, наиболее вероятен, если существует свободная ниша по марке. До прихода «Автомира» автомобили Mazda в Челябинске официально никто не представлял, а старый дилер Renault в Екатеринбурге лишился статуса. «ВЕРРАМоторс» (Пермь) получила право называться официальным дилером Toyota и Lexus в Тюмени: открытие центра намечено на конец года, сейчас ведутся строительные работы. Александр Рулевский видит решение: «В таких городах целесообразно строить что-то вроде автомобильного универмага, где потребитель мог бы выбрать из пятишести марок. К сожалению, на сегодняшний день это фантастика: производители вряд ли пойдут на совместное размещение». По мнению некоторых экспертов, в небольших городах, как правило, нет смысла открывать несколько салонов разных марок, к примеру Ford, Renault, Hyundai, Daewoo: платежеспособный спрос не настолько велик. Кто первый застолбит рынок, оттеснив других, тот и снимет сливки. Однако наблюдения показывают, что многие потребители, способные купить авто зарубежного производства, не совершают покупку сразу в открывшемся в их городе салоне, а едут в областной центр за выбором. Решить и развиватьсяКак отмечают участники рынка, принципиальных отличий в управлении сетью одной марки нет. Больше внимания потребует вопрос логистики, сервисного обслуживания, продвижения бренда компании. «В холдинге две схемы управления. По одним маркам осуществляется полностью централизованное управление, по другим — собственность единая, но управление на местах абсолютно автономно. В какой-то степени возникает внутренняя конкуренция между салонами одной марки, которая благоприятно отражается на объемах продаж и прочем», — рассказывает генеральный директор компании «Уралавтоимпорт» (Пермь) Сергей Шаклеин. Помимо стандартного критерия численности и уровня доходов населения при выборе города для региональной экспансии дилеры оценивают текущий уровень автомобилизации региона, объем и динамику продаж разных марок, представленность марки, лояльность к ней, перспективы развития региона, проекты федеральных ритейлеров, прогнозы изменения активности покупателей и насыщенности рынка. Оптимальный вариант — найти в городе надежного партнера. Речь идет не о субдилерстве (многие производители не приветствуют эту практику), а создании совместного предприятия. Интерес партнера в том, что небольшой компании без опыта работы на автомобильном рынке получить дилерство у производителя самостоятельно практически невозможно. Существует ряд объективных проблем, которые препятствуют развитию сети. Основной вопрос, который предстоит решить дилеру, — повышение квоты. При существующем дефиците автомобилей и полугодовых очередях на массовые бренды это наиболее актуально (см. «В очередь за мечтой», «Э-У» № 32 от 04.09.06). Во-вторых, получить дилерство в другом областном центре для иногороднего дилера непросто: зачастую на марку претендуют сразу несколько авторитетных и зарекомендовавших себя на рынке местных компаний, выбирающих мультиформатную стратегию развития. Втретьих, остро стоит проблема размещения дилерского центра. Это связано в первую очередь с получением землеотвода — участка площадью около 1,5 га. Наконец, как всегда не хватает кадров: квалифицированных продавцов, работников сервиса, профессиональных управленцев. Иностранцы готовы и дальше вкладывать большие деньги в покупку российских дилеров, однако пока ведут себя довольно осторожно: риски, по их мнению, велики. Но и дилеры еще не готовы к таким сделкам. Взгляд со стороныОчевидно, в будущем на Урал придут не только крупные московские сети, но и зарубежные компании, вероятнее всего японские. Прецедент на региональном рынке создан: в конце прошлого года завершилась сделка по приобретению ТД «Мицуи» (Япония) автосалона «Тойота центр Екатеринбург Юг». Активная территориальная экспансия региональных автодилеров стала основной тенденцией 2006 года: массовые бренды осваивают вторые города, премиум движется по областным центрам. Претендентами на быстрорастущий уральский рынок выступают столичные компании, в перспективе — иностранцы. Очевидно: автобизнес начал жить по классическим законам сетевого ритейла. Наиболее вероятный сценарий развития ближайших нескольких лет — активизация процесса слияний и поглощений небольших компаний, локальных операторов рынка. — Вряд ли кто-то сейчас захочет продавать свой бизнес, — считает исполнительный директор «Лексус Центр Екатеринбург» Алексей Кокурин. — В начале 90-х годов 30-процентная наценка на автомобили считалась чуть ли не убыточной. Сейчас все работают на 3 — 5%, и это нормально. Тем не менее рынок растущий, бизнес на ближайшее десятилетие рассматривается как весьма прибыльный. Мировой опыт показывает: несмотря на снижение рентабельности собственно продаж машин, высокая доходность сохранится на сервисном обслуживании, продаже некоторых финансовых и прочих дополнительных услуг. Российские компании сейчас торопятся идти быстрее на рынок, как можно больше сделать, больше вложить, чтобы потом, когда наступит период стабильности, работать спокойно. В конце апреля начались официальные продажи нового седана Lada Priora, сменяющего на конвейере АвтоВАЗа «десятку». Производство запущено в январе этого года. По планам завода, за 2007й появится 84 тыс. авто. Рекомендованная производителем розничная цена — 282,5 тыс. рублей. Такая стоимость ставит ее в один ряд с бюджетными иномарками. По оценкам заместителя директора по торговле «Лада-Березовский» Андрея Филоненко, «машина привлекла повышенный покупательский интерес, но ажиотажа не вызвала. В первые же дни была распродана пробная квота — десять автомобилей». Прогнозы относительно будущих продаж неоднозначны. Итоги 2006 года Продажи новых иномарок на уральском рынке в 2006 году составляют не менее 13,6%: это на 1,1 процентный пункт больше, чем в прошлом периоде. Наибольшая доля продаж в регионе приходится на Jaguar (18,5% от общероссийских объемов), а также Peugeot (18%), Skoda (16%), Mitsubishi (15,6%). На остальные марки — в среднем 11 — 12%. Минимальный показатель у Hyundai — всего 8,9%. Такие потребительские предпочтения уральцев отодвинули марку на несколько строк ниже по сравнению с аналогичным рейтингом российских продаж. По совокупному объему реализации, повторяя общероссийскую тенденцию, на Урале лидирует Ford. На первых строчках регионального рейтинга попрежнему мультибрендовые компании — Автоленд Холдинг, ВЕРРАМоторс и Уралавтоимпорт. В 2006 году АвтоВАЗ увеличил производство более чем на 6% до 765,6 тыс. авто. При этом объем реализации упал почти на 3% до 724 тыс. машин, в том числе 625 тысяч продано внутри страны. В целом отечественные производители за последний год потеряли 11% российского автомобильного рынка: их доля снизилась с 47 до 36%. Сократился также импорт подержанных иномарок — до 15%. Существенно нарастили объемы новые авто иностранных производителей, в том числе российской сборки: на них приходится почти половина всех реализованных в прошлом году автомобилей. Совокупный объем продаж превысил 2 млн машин. Темпы роста рынка — 66% за 2006 год против 50% в 2005м. По имеющимся данным, наибольшей популярностью пользуются автомобили класса C. Но хорошую динамику демонстрируют и небольшие городские машины класса А, и солидные класса Е. По итогам года уральский рынок иномарок вырос более чем на 80%. Существенно увеличился объем реализации Audi (175%) и Skoda (147%). Среди уральских дилеров значительный прирост показали екатеринбургский Авантайм (272%, работает с маркой Cispanoen), тюменский Автостар (264%, Volvo), сургутский Новотех (213%, Volvo). За первый квартал-2007 уже продано около трети объема 2006 года. Прогнозная величина продаж на 2007 год по дилерам, принявшим участие в исследовании, — около 90 тыс. авто. Темп роста рынка — 80%. Матрешка на распутье Спекулянт поневоле Ушел… Совсем ушел Без портов Уральский эксперимент Тесные сети Прямой разговор Божий клоун Петр Мамонов Жажда самоуправления Главная / Инвестиции |
||
![]() |