Главная / Инвестиции / Поглядывая на сторону






Куда ушагал экскаватор— Для небольших строительных компаний, как наша, нерентабельно создавать свои управления механизации, — рассказывает директор СМУ № 25 Уралмашстрой (Екатеринбург) Евгений Кореев. — Собственная у нас только малая механизация, остальную технику арендуем. Аренда получается дешевле, чем содержание ремонтной и обслуживающей базы.

Урал переживает бум на рынке строительной техники. В каждом из уральских мегаполисов по нескольку десятков организаций предлагают как заключение договоров на аренду машин и оборудования для работ, так и строительный подряд и перевозку груза. В первую очередь услуги находят спрос у небольших строительных организаций (с числом сотрудников до 500 человек).

Преимущества аренды объясняет руководитель транспортного отдела предприятия «Автоуслуга» (Пермь, предоставление стройтехники в аренду) Оксана Мосунова:

Строители этого масштаба сегодня, как правило, используют 20 — 30% своей техники, даже грузовики и самосвалы стараются заказывать на стороне. «Содержать парк в сто машин сложно, — считает директор компании “Транском” (услуги по перевозке строительных грузов, Челябинск) Владимир Коршиков. — Для этого должна быть мастерская по ремонту, линии технического обслуживания, оборудованный гараж, мойка, покрасочная, шиномонтажное отделение, стенды для проверки и регулировки машин. Такая большая структура не позволила бы нам быть на плаву».

Коммерческий директор УК «Строймеханизация» (Челябинск, услуги аренды строительной техники) Юрий Лейвиков добавляет:

— Иметь свою технику многие строительные организации не хотят, чтобы не увеличивать расходы на эксплуатацию машин. Есть еще и сезонный фактор: если летом вся техника может быть загружена на своих объектах, то зимой она простаивает и приносит строителям убытки. Кроме того, машины стареют, их нужно регулярно обновлять. На это у стройорганизаций обычно нет денег.

Механизация в строительстве сегодня требует больших капитальных вложений. Техника, работающая с советских времен, изношена до предела. Омоложение парка за счет амортизационных отчислений невозможно. Образование же в строительных компаниях фондов на развитие производства напрямую ведет к росту цен на строительную продукцию. Между тем использование техники с высокой степенью износа становится одной из главных причин аварий. Так, по данным Межрегионального территориального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу, в 2005 году на поднадзорных предприятиях при эксплуатации подъемных сооружений смертельные травмы получили пять человек, в 2006-м — еще три.

— В чем плюсы аренды для строителей? Не нужно иметь ремонтную мастерскую, запасные части, вести учет работы по техническому сервису, содержать дополнительный штат ремонтников и, соответственно, административно-управленческий персонал собственных управлений механизации. Не возникает потребности в площадях и помещениях для хранения машин, отсутствуют платежи по налогам на имущество и денежные долговые обязательства, связанные с приобретением техники и выплаты процентов за пользование кредитами. Капитал высвобождается для более выгодного, чем вложение в дорогостоящее оборудование, использования. Аренда техники позволяет предприятию увеличивать производственные мощности в пиковые периоды, открывает доступ к высокопроизводительным технологиям. Эти преимущества осознали уже многие строительные компании. Могу отметить, что за последние год-полтора наметилась явная тенденция роста услуг аренды техники.

— Строительная компания вправе опробовать машину или определиться с моделью и сменным рабочим оборудованием до принятия решения об аренде. Арендодатель может предложить сторонним организациям капитальный ремонт техники на собственных ремонтных базах, услуги разработки и согласования проектов производства работ, а также консультационные услуги в области технических решений привлечения строительных машин и механизмов.

Предприятия, специализирующиеся на аренде, помимо техники теперь способны предложить строительным компаниям комплекс дополнительных и сопутствующих услуг. Рассказывает Владислав Багин, маркетолог-аналитик УК «Строймеханизация»:

Постепенно увеличивает долю арендуемой техники и другой уральский строительный гигант — «Атомстройкомплекс» (Екатеринбург). «Сегодня строительную технику в аренду предоставляет много небольших частных организаций. Цены там ниже, чем у нас, с ними конкурировать бесполезно, — рассказывает директор управления механизации НП Управление строительства “Атомстройкомплекс” Виктор Мельников. — На рынке избыток самосвалов, тягачей, автокранов, поэтому цены на их аренду очень низкие. “Атомстройкомплекс” пользуется услугами арендодателей — это примерно 10% всей используемой в нашем НП техники».

Аренду в качестве наиболее эффективного пути обновления используемой техники в последнее время стали рассматривать даже крупные строительные организации. Например, в 2004 году компания «Монолит» (Челябинск) обзавелась собственным подразделением механизации из-за низкого на тот момент качества и ассортимента услуг аренды машин и механизмов, а теперь стратегия пересматривается. «По нашим расчетам, содержание собственной службы механизации при ежемесячных объемах работ от 10 — 15 млн рублей целесообразно. Но с появлением строительных объектов в других регионах мы рассматриваем возможность привлечения услуг организаций, предоставляющих технику в аренду: доставка к удаленным объектам, например, башенного крана, может привести к значительному удорожанию работ, — рассказывает заместитель генерального директора СК “Монолит” Александр Верзаков. — Особенно востребована для застройщиков услуга предоставления техники с квалифицированным персоналом, машина сама по себе — лишь часть необходимого ресурса».

От аренды до аутсорсингаБлагодаря увеличению объемов строительных работ в последние год-два рентабельность бизнеса аренды машин и оборудования выросла в несколько раз, поэтому компании-арендодатели и грузоперевозчики получили возможность быстрого обновления техники. «Если есть полная загрузка, любая строительная техника, даже самая дорогая, окупается», — замечает Виктор Мельников.

Содержание управлений механизации в крупных строительных компаниях становится все менее рентабельным. Но пустить их в свободное рыночное плавание строители не могут. «Около 95% всей нашей техники используется в рамках предприятий “Атомстройкомплекса”, — отмечает Виктор Мельников. — Если сегодня наше управление просто взять и выбросить на рынок с этим количеством людей и механизмов, я не думаю, чтобы мы выжили, не имея гарантированных заказов от “Атомстройкомплекса”: надо как-то существовать и зимой. Мы можем работать только совместно с НП».

— В последнее время спрос на арендуемую технику возрос, поскольку старые автотранспортные предприятия и управления механизации у строительных компаний развалились, — пояснила Оксана Мосунова. — Строители заинтересованы во всех видах техники. Я вижу, как растут многие малые организации, предоставляющие в аренду машины и оборудование. За пару лет они увеличили количество своей техники в два-три раза.

— У меня много крупных строительных организаций по всей Челябинской области, — рассказывает Владимир Коршиков. — Сейчас можно брать в лизинг новые машины, потому что есть работа на них, есть заказы. Ставка по лизинговым платежам составляет 12 — 14%, но хотелось бы поменьше. Многие конкуренты приобретают импортные автомобили MAN, мы же работаем в основном на МАЗах и КамАЗах. Покупаем грузовики, тягачи, самосвалы. За последний год обновили парк примерно на 70%.

— Нами приобретены автомобильные и гусеничные краны особо большой грузоподъемности, автопоезда для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов. Сегодня предприятие не только предоставляет механизмы в аренду, но и собственными силами может произвести демонтаж любых сложных сооружений, конструкций, перевезти их в другие регионы и заново смонтировать. Эксплуатация, обслуживание и ремонт дорогостоящих механизмов со сложной системой гидравлики и электроники могут быть доверены только высококвалифицированным специалистам, — говорит директор по экономике компании «Востокмонтажмеханизация» (Челябинск) Александр Манаев.

Увеличение спроса позволяет арендодателям не только обновлять технику, но и переходить на более сложный уровень работы:

Высотные перспективыАктивно обновляя с помощью кредитных и лизинговых схем парк машин, арендодатели, естественно, стремятся быстрее окупить затраты. Здесь их намерения расходятся с интересами строительных организаций. «Из-за высокого спроса ставки на аренду техники держатся высокие. Арендодатель желает амортизировать стоимость оборудования за один-два года, включив амортизацию в стоимость аренды. При сроке амортизации, по крайней мере, в пять-семь лет услуги аренды станут намного доступнее для мелких и средних строительных организаций. А таких — подавляющее большинство», — уверен Александр Верзаков. Следствием завышенных арендных ставок становятся хронические задержки платежей со стороны строительных организаций. «У нас одна главная проблема: строители задерживают оплату аренды техники и наших услуг», — сообщила Оксана Мосунова.

Высокий спрос привлекает на Урал и столичных игроков. Например, в Екатеринбурге успешно начала деятельность московская компания Rentakran, предоставляющая в аренду строительную технику.

— Немецкие башенные краны по цене уже практически сравнялись с нашими. От другой отечественной техники мы тоже потихоньку отказываемся, стараемся приобретать европейскую и китайскую. Если покупаем российские машины, их приходится доводить до ума два месяца, а через год они уже требуют капитального ремонта, — сетует Виктор Мельников.

В этих условиях строители стараются иметь в собственности хотя бы ту технику, которая задействована на объектах постоянно. Так, управление механизации «Атомстройкомплекса» в текущем году приобрело шесть высотных кранов Liebherr: теперь их у компании 1 На следующий год планируется закупить не меньше. Для снижения затрат на содержание техники необходимо прежде всего увеличивать время ее использования. Башенные краны Liebherr работают практически бесшумно, поэтому их можно эксплуатировать в три смены даже в черте города. Неоспоримое преимущество немецких кранов в том, что они не нуждаются в подкрановых путях, поскольку у них длинная, до 60 метров, стрела. Такой кран устанавливается на фундамент на середине или в торце здания и при достижении высоты более 50 метров крепится к нему. Он охватывает всю строительную площадку, поэтому нужды во втором или третьем кране просто не возникает.

Высокий спрос строителей на арендуемую технику начал складываться несколько лет назад. Тогда у арендодателей появилась возможность по выгодным схемам приобретать в кредит и лизинг высокопроизводительные машины и оборудование, а строители осознали все преимущества аренды строительной техники. Но полноценный рынок на Урале еще не сформирован. Скорее всего, в ближайшие годы его объемы увеличатся в несколько раз. А после насыщения предложения следует ожидать слияний и поглощений предприятий-арендодателей и углубления их специализации. Управления механизации в структуре крупных строительных компаний сохранятся, но парк их техники будет значительно сокращен за счет списаний старых машин. Строители будут стараться приобретать в собственность только высокопроизводительные машины и оборудование, постоянно задействованные на работах.

Помимо высокой платы строители при взаимоотношениях с арендодателями сталкиваются с еще одной серьезной проблемой. Сейчас строительную технику предоставляют в аренду очень многие организации, как крупные, так и мелкие. При выборе есть риск столкнуться с недобросовестным партнером, из-за чего может сорваться график строительных работ. «Если техника ломается, мы возвращаем ее арендодателю. Кто-то ее может отремонтировать быстро, а кто-то это делает месяцами, поскольку имеет плохую ремонтную базу. Поэтому стараемся работать только с крупными. Но у них не всегда есть в наличии новая высокопроизводительная техника, приходится брать что есть», — делится опытом Евгений Кореев.


Интеграция дивизионов Монополисты не пускают на рынок Немцы встали в очередь за ямальским газом Матрешка на распутье Спекулянт поневоле Ушел… Совсем ушел Без портов Уральский эксперимент Тесные сети

Главная / Инвестиции