![]() |
Главная / Инвестиции / Есть где яблоку упасть Еще быстрее растет клиентская база на Урале 42%. К концу первого полугодия она насчитывала уже 13,9 млн человек. Распределение пользователей сотовой связи по областям осталось прежним (изменения несущественны, 1 — 2%). Свердловская область сохраняет лидирующие позиции, уменьшив свою долю в общем объеме с 23 до 22%. На Тюменскую и Челябинскую области приходится по 17%. Чуть меньше в Башкирии 16%, а также в Пермском крае 12%. Менее 8% абонентов подключены в Удмуртии, Оренбургской и Курганской областях. Абонентская база сотовых операторов на территории России на конец первого полугодия-2005 насчитывает 97,6 млн человек (данные ACM-Consulting ). Доля региональных клиентов с начала года увеличилась незначительно и составила 72%. Уровень проникновения на территориях — в среднем 58,3% (для сравнения: в Москве — 118,2%). Неудивительно, что темпы роста количества абонентов сотовой связи практически вдвое выше, чем в столице: 37% против 19%. ![]() Неразговорчивые Основной массив клиентской базы формируется в областных центрах. По данным МегаФон-Урал, два года назад независимо от региона 80% клиентов приходилось на город. Со временем ситуация изменилась: соотношение город/область составляет уже 40:60, но это не менее существенно в расчете на один город. Проводя исследование «Инвестиционные возможности 19 городов России и Урала» по 40 потребительским сегментам (см. «Флюгер инвестора», «Э-У» 20 от 30.05.05), мы исходили из гипотезы, что разница в насыщенности рынка в сопоставимых городах указывает на свободные капиталоемкие ниши, которые по различным причинам потенциальные инвесторы пока не замечали. Таким образом, мы получаем не всю величину емкости рынка, а ее гарантированно минимальную часть, которая корректируется в сторону увеличения при учете темпов роста рынка. Почему в одних городах рынок услуг сотовой связи развит достаточно хорошо, а в другие операторы идут с неохотой? Где-то различие можно объяснить простым запаздыванием социально-экономического развития. Но если такие показатели сравнимы, как, к примеру, в Оренбурге и Ижевске? Уровень проникновения в столице Удмуртии между тем на 15% выше. Сравнение уровня проникновения на каждом рынке в рамках группы (отношение количества абонентов к численности населения) показывает, что в семи городах из 11 существует потенциал расширения клиентской базы более чем на 1 млн абонентов, в том числе на Урале — почти на 900 тысяч. Явных ниш нет только в Челябинске и Тюмени. Перспективные инорегионалы Казань, Красноярск и Иркутск. Какие города можно сравнивать? Мы определили ключевые, на наш взгляд, показатели, которые влияют на уровень потребления на рынке услуг сотовой связи. Это общая численность населения и численность молодежи (основного клиента), структура и уровень доходов, количество абонентов (см. табл.). Получили четыре основные группы. Оказалось, что Челябинск сравним с Казанью, Тюмень с Иркутском; близки Оренбург, Ижевск и Ярославль; соотнести можно Пермь, Уфу, Красноярск и Волгоград. Особняком в списке исследуемых городов остались Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Саратов и Краснодар. Вслед за клиентом Рост активности операторов в регионах привлекает внимание инвесторов, вкладывающих деньги в развитие салонов сотовой связи. Львиную долю прибыли составляет вознаграждение, которое они получают от операторов за подключение к сети новых абонентов и оказание дилерских услуг старым клиентам: прием платежей, смену тарифного плана и т.д. Причем некоторые услуги демонстрируют значительный рост: к примеру, рынок мобильного контента (мелодий, картинок и игр для мобильных телефонов), по прогнозам салонов связи — невероятно перспективный, может расшириться в 2005 году почти в 2,5 раза до 700 млн долларов. К тому же имеется прецедент первой зарубежной инвестиции в российского контент-провайдера: блокпакет акций SPN Digital приобрела японская группа Sumitomo. В 60 московских салонах связи «Евросеть» появились специальные терминалы для продажи контента, компания намерена начать продвигать эту услугу в регионах. Никто из участников рынка (кроме нелегалов) особый акцент на реализации мобильных телефонов уже не делает. Без оценочного сравнения мы не могли оставить столицу Среднего Урала мощный мегаполис региона. К одной группе с ним условно можно отнести Краснодар: более высокие доходы, но значительно меньшая численность населения и молодежи здесь дают сигнал о том, что в Екатеринбурге, несмотря на высокий уровень развития рынка, свободное поле для операторов составляет еще как минимум 450 тыс. абонентов. Есть ли возможность открывать в городах новые салоны? В рамках каждой группы мы сравнили количество точек на одного абонента. Разброс разителен: Ярославль в 1,7 раза менее насыщен, чем Ижевск. Перспективны Казань, Ярославль, Волгоград, Красноярск, из уральцев Оренбург, Тюмень и Уфа: в них можно открыть 410 небольших салонов на всех. Здесь следует ввести поправку. Совершенно очевидно, что открывать более сотни салонов в Ярославле для одного владельца нецелесообразно, равно как и одиночная точка вряд ли выживет. Поэтому для оценки возможностей строительства крупных салонов площадью порядка 100 кв. метров размер свободной ниши нужно уменьшать пропорционально метражу. ![]() Стоимость открытия одного небольшого салона на условиях аренды составляет порядка 30 — 50 тыс. долларов (капитальные вложения плюс товарное наполнение). Срок окупаемости, как правило, не более года. Есть вероятность, что при удачном расположении салона вложенные средства удастся вернуть раза в полтора быстрее. Сопоставив полученные результаты с итогами анализа свободных ниш по абонентам, получим два наиболее инвестиционно привлекательных города: это Оренбург и Уфа. Объем потенциальных инвестиций в строительство салонов здесь — почти 870 тыс. долларов и 3,6 млн долларов соответственно. Размеры возможных вложений внушительны. Между тем местные игроки уверены, что рынок занят на 80 — 90%, оценивают уровень конкуренции как высокий и отрицают наличие свободных ниш. Доля лукавства в таких утверждениях, скорее всего, присутствует: каждый из собеседников в ближайшее время собирается расширяться в городе. Во-вторых, крупным федеральным игрокам, заинтересованным в расширении сети салонов по всей стране и проводящим активную региональную политику. Лидер рынка «Евросеть» объединяет сейчас 1749 точек, совокупный оборот компании составил по итогам первого полугодия Пользователи Кому полезны полученные результаты? Потенциальным инвесторам. Во-первых, операторам сотовой связи, которые не только увеличивают абонентскую базу, заключая дилерские соглашения на местах, но и сами развивают розничную сеть. В-третьих, местным сетям и сетям из соседних областей, которые могут быстро занять свободную нишу и конкурировать со столичными игроками. Это особенно актуально, если учесть, что операторы активно ограничивают число дилеров, подписывая договор только с крупными надежными компаниями, и развивают сеть субдилеров. Рассказывает Татьяна Москалева, руководитель службы по связям с общественностью федеральной сети DIXIS, третьей по величине в стране: 960 млн долларов. В планах руководства увеличить доходы за год по сравнению с предыдущим вдвое, до 2 млрд долларов. Ближайший конкурент сеть «Связной» насчитывает всего 638 магазинов, принесших 439,5 млн долларов (с учетом оптовых продаж), прогноз на 2005 год 1,2 млрд долларов, что в 1,8 раза больше, чем в 2004-м. В-четвертых, информация полезна муниципальным властям, которые стремятся способствовать развитию цивилизованного рынка услуг сотовой связи и смогут взять за пример опыт одного из городов. В каждом регионе существует от одного до трех сильных местных игроков, которые способны конкурировать с федеральными сетями. Мелкие бизнесмены постепенно уходят с рынка: сворачивают бизнес, продают его более крупным (такие случаи редки, поскольку владельцы компаний неоправданно завышают цены, а приобретать 20 магазинов, из которых половину можно сразу закрывать, не очень эффективно). Самый выгодный путь сотрудничать с крупными федеральными игроками по программе франчайзинга. Таким образом, местные участники рынка получают выгодные условия для покупки оборудования и столь необходимую маркетинговую поддержку. Рынок консолидируется Крупнейшая челябинская сеть салонов сотовой связи «Т1» (14 — 15% рынка области) заключила франчайзинговое соглашение с одним из лидеров рынка федерального масштаба сетью центров мобильной электроники. Рассказывает генеральный директор сети «Цифроград» Владимир Пляко. Дополнительные материалы: Подготовила Мария Хрупало — К октябрю этого года 90 салонов сети «Т1» должны сменить вывески на «Цифроград». Суть нашей стратегии в том, что в каждом городе мы находим лидера и пытаемся с ним договориться. Он знает особенности местной связи, принципы ведения бизнеса в регионе, и в этом — сильнее федеральных сетей, которые сами по себе заходят на рынок. Простой пример аренда. В центре все места заняты. Если я как москвич попробую договориться об аренде, мне это обойдется недешево. Мы присутствуем во всех регионах и стремимся довести в каждом долю до 20%. В Челябинске это безоговорочно второе место после «Евросети „. Рынок консолидируется, сети укрупняются. Нам выгодно работать сообща: челябинцы получают товарную, рекламную, логистическую, технологическую поддержку, мы долю рынка. Вместе мы осуществим то, чего не сделать в одиночку, любой проект. Расстановка сил среди компаний «большой тройки» практически не изменилась: Мобильные ТелеСистемы заключили 34,1 млн договоров, Вымпелком 33,7 и МегаФон 18, Сотовая связь в первом полугодии-2005 Уровень проникновения сотовой связи в стране достиг 67,2% (в начале года — 50,9%). В Москве и Санкт-Петербурге количество абонентов на численность населения перевалило за 100-процентную отметку: 118,2% и 102,3% соответственно. Высокую динамику МегаФон показал и в Оренбургской области — 233%. В Свердловской области наиболее успешным в привлечении новых клиентов стал Уралсвязьинформ, прирост базы — 352%. Благодаря удачной тарифной политике региональный оператор компания «МОТИВ. Сотовая связь» привлек еще 57% абонентов Активная региональная политика Вымпелкома и МегаФона в Удмуртии и Курганской области вывела эти территории на первое место на Урале по темпам роста 92% и 65% соответственно: каждый из них удвоил количество договоров. ![]() Вход свободен На рынок войдет любой, но продержится не каждый, считает директор департамента продаж сети салонов средств связи и фотоуслуг «ИПС » (Уфа) Александр Трунин Александр Трунин — В городе порядка 400 салонов, рынок достаточно насыщен. Мы и «Евросеть» поровну делим 80% общего оборота. Еще 20% приходится на «Техмаркет», недавно вошедшую на рынок сеть «Связной» и небольшие постепенно вымирающие ЧП (мелкие салоны закрываются в одном месте, открываются в другом). Думаю, все ниши заполнены. На рынок может зайти любой, кто захочет, но неизвестно, как он будет выживать и адаптироваться. — Александр Борисович, что сейчас происходит на рынке услуг сотовой связи Уфы? — Большинство фирменных салонов (шесть или семь) у МегаФона . МТС стремились открыть точки, специализирующиеся на подключении, но вскоре от этой идеи отказались. Сейчас у них один центральный офис в городе. Один БиЛайн закрылся, не знаю, будет ли в другом месте. Мне кажется, смысла нет. Клиенты хотят зайти поблизости заплатить за телефон, квартиру, посмотреть новинки. Фирменный магазин такой возможности не предоставляет. — А сами операторы открывают салоны? — Будем открывать салоны в республике. Зачем бросаться туда, где есть другие регионалы? Надо сначала вытеснить федералов отсюда, а потом видно будет. Площади у них арендованы: захотели — пришли, если выгодно, захотели — ушли. Они могут себе это позволить. А мы всерьез и надолго. — Конкуренция высокая, как вы планируете развиваться? — Название компании мы расшифровываем как «Интегрированные платежные системы»: основной статьей дохода раньше было подключение и прием платежей. Проблема в том, что сейчас операторы снижают вознаграждение дилерам, многие переквалифицируются на продажи, но и тут не все гладко — рынок насыщается, трубок все больше, а меняют их в среднем два раза в год. Поэтому все же лучше заниматься услугами и аксессуарами. — На чем зарабатываете? — Салоны сотовой связи, равно как и продуктовые магазины, нужны будут всегда. Частные предприниматели с рынка не уйдут. Дилерские сети будут только укрупняться. Приход новых игроков возможен, но надолго ли… — Как будет развиваться рынок? Европейская мечта Перелить металл в отели Нортгаз ушел от Газпрома на Куба Человек, которого знали все Проблемы большого диаметра Купил машину — посади 12 га леса Накачка мозгов Правила масштабирования Прецедент или инцидент Главная / Инвестиции |
||
![]() |