![]() |
Главная / Инвестиции / Безразмерный бизнес![]() Рынок лизинговых услуг Уралане снижает темпов развития. Прирост объема лизинговых платежейпо компаниям, принявшим участие в рейтинге, составил более 100 млндолларов: это 114% к уровню 2003 года. Очевидных причин ростанесколько. Вторая причина: в основных сегментах лизинговых услуг,где уже прочно обосновались крупные игроки, ответом на усилениеконкуренции стало расширение продуктовой линейки. Компании понимают:главное преимущество — предложить клиенту то, чего не могут другие.По нашим данным, продуктовый портфель лизингодателей в 2004 годуобновился на 9% по сравнению с 2003 годом. Существенно выросла долянетрадиционных для большинства операторов предметов лизинга,в их числе — оборудование для производства резино-техническихизделий, изделий из пластика, для переработки полимерных материалов,фото— и косметологическое оборудование, снегоходы. Среди компаний,ведущих наибольшее количество таких сделок, федеральная Альфа-Лизинг (Москва; общая сумма текущих договоров на начало 2005 года — 69 млн долларов) и региональные Лизинг-М (Магнитогорск; 10 млн долларов), Пермский лизинговый альянс (Пермь; 7 млн долларов). На рынке региона активно развиваются лизинговыекомпании, созданные банками. Так, в 2003 году в Челябинске появилсяУралпромлизинг (Уралпромбанк), в Екатеринбурге — «Стальные кони» (Банк24.ру). Для завоевания места на рынке молодые лизинговые операторыиспользуют новые инструменты. Генеральный директор лизинговой компании « Стальные кони» Валерий Ахметоврассказывает: «Наша компания создана Банком 24.ру для комплексногообслуживания клиентов. Помимо лизинга оборудования мы предлагаемпредприятиям воспользоваться факторинговыми схемами — инструментомперевода дебиторской задолженности в деньги. Факторинг можно сравнитьс возобновляемой кредитной линией, но есть особенности: при факторингене требуются залог и поручительства, не обязательно открывать счетв банке, не устанавливается лимит финансирования и предоставляется онофактически бессрочно. В этом году мы планируем увеличить объемразмещения средств в рамках факторингового финансирования до 200 млнрублей». ![]() Третья причина — компании увеличили сроки лизинговыхсделок, что привлекло новый круг клиентов. Если в 2003 году пятилетниесделки были пределом мечтаний лизингополучателей, то в 2004 году долядолгосрочных договоров увеличилась до 42%. В 2005-м тенденцияукрепится: основная масса сделок, заключенных в 2004 году и отражающихперспективы деятельности лизинговой компании, рассчитана на срок болеепяти лет. Работа по краткосрочным сделкам преимущественно завершилась. При сохранении значительных темпов роста рынка проблемапоиска источников финансирования будет обостряться. Собственный капиталзакрывает только 7% профинансированных средств. Еще 27% — деньгиучредителей, по бoльшей части банков. Остальное компании привлекаютсамостоятельно, в основном (на 70%) используя банковские кредиты. Ростинтереса лизинговых компаний к эмиссии облигаций наметилсяна общероссийском уровне еще в 2002 году, но и в 2004-м ее доляв объеме привлеченных средств незначительна. Не удивительно: компаниядолжна иметь надежную финансовую основу (по оценкам московскихэкспертов, лизинговый портфель не менее 100 млн долларов),гарантированную поддержку учредителей и устойчивую клиентскую базу.Подобные компании на Урале есть, поэтому будем считать, что фондовыеинструменты — их арсенал на перспективу. Откуда деньги растутОбъемы профинансированных компаниями рейтинга сделокувеличились за 2004 год вдвое и достигли 235 млн долларов. Лидерамирейтинга с троекратным преимуществом стали Альфа-Лизинги Уральский лизинговый центр — 47 и 40 млн долларов соответственно.Третью ступень с результатом 16 млн долларов занялОренбурггазпромлизинг (Оренбург). А проверять приходится в основном средний и малыйбизнес: он стал основным потребителем лизинговых услуг. Доля текущихсделок минимального размера до 50 тыс. долларов составила 2004 году53%, на сделки в сегменте 50 — 200 тыс. долларов приходится еще болеетрети операций. Лизинг становится для малых и средних компанийпривлекательнее банковского кредита. Ощутив преимущества лизинговойсхемы, компании закрепляются в числе постоянных клиентовлизингодателей. Те со своей стороны охотнее заключают договорыс клиентами, которых знают или они сами, или банк-партнер. В результате, по нашим данным, каждый третий обратившийся заключает договор не в первый раз, банк-партнер привлекает еще 37% клиентов. Для привлечения инвестора участники рынка стремятсяповысить надежность лизинговых сделок. Предлагаются новые способыих обеспечения: страхование непогашения лизинговых платежей, банковскаягарантия и коммерческие кредиты. Пока в 60% случаев в качествеобеспечения сделки выступает аванс лизингополучателя. Но сумма егоперманентно снижается: в 2003 году клиент должен был внести 25 — 30%от стоимости сделки, в прошлом году около 20 — 25%, в этом — ожидаетсявеличина порядка 15%. Важное значение приобретают поручительствафизических (11% сделок) и юридических (8%) лиц. Но основноедекларируемое преимущество лизинга — отсутствие требованияобеспечения — реализуется только в 12% случаев. Необходимым условиемдеятельности лизингового оператора при этом становится сотрудничествосо страховой компанией. Из общей стоимости текущих сделок в 382 млндолларов застрахованы 78%: как правило, это риски, связанные с утратойи порчей объекта лизинга. Тщательно проверяя потенциальных клиентов,компания минимизирует риски непогашения лизинговых платежей. Наиболее массовый сектор — лизинг компьютерови офисного оборудования: в 2004 году им занимались 25 компаний из 35.Сегмент увеличился до 5% против 2% в 2003-м: при сравнительнойдешевизне объектов прирост значительный. Портфель с компьютером Основной принцип формирования портфеля лизингодателя —высокий уровень ликвидности объекта сделки. Наибольшую долюв совокупном портфеле (17%) традиционно занимает лизинг автотранспорта,как грузового, так и пассажирского. Востребован железнодорожныйтранспорт (16%). Сделки с такими видами оборудования обычно не требуютпредоставления значительного дополнительного обеспечения: развитывторичные рынки. Сегменты лизинга автотранспорта и полиграфическогооборудования близки к насыщению: в 2004 году они росли медленнее. Затобольше стало сделок со строительной техникой (доля 12%, причина —интенсивное строительство) и оборудованием для машиностроения (9%).«Чувствуется некоторое оживление реального сектора экономики, —прокомментировал увеличение спроса на тяжелую технику генеральныйдиректор „Сибирской нефтяной лизинговой компании“ Олег Бердышев, — но,увы, только вокруг нефтегазовых месторождений». ![]() Несмотря на то что стоимость офисной техникиотносительно невысока, предприниматели не покупают ее, а приобретаютв лизинг: не хотят отвлекать оборотные средства. Круг клиентов лизингакомпьютеров и офисного оборудования широк — от крупных корпорацийв ведущих отраслях (авиаперевозки, связь, строительство) до мелкогои среднего бизнеса в сфере услуг и торговли. Увеличение спросаучастники рынка связывают с повышением деловой активности и стремлениемкомпаний автоматизировать бизнес-процессы. На текущий год участники исследования прогнозируютстабильный рост лизинга компьютеров и офисного оборудования. По мнениюменеджера лизинговых сделок «РФЦ-Лизинг» Евгения Тарабаева, «при сохранении темпов развития сегмент увеличится на 100 — 150%». Безусловным лидером по объему текущих сделок лизинга компьютеров и офисного оборудования стала компания «РФЦ-Лизинг»(Магнитогорск): сумма договоров превысила 6 млн долларов, приростк 2003 году — 26%. При выходе на рынок ставку на этот сегмент сделалаРегиональная лизинговая компания (Оренбург) и не прогадала: результатминувшего года — 2,6 млн долларов, что вдвое больше, чем в 2003-м.«Потребность в проведении сделок с компьютерами и офисным оборудованиемобусловлена высоким спросом со стороны ряда крупных организацийОренбургской области», — указывает на предпосылки специализациидиректор Региональной лизинговой компании Константин Пыльнев. Дополнительные материалы: Лизинговый рынок Урала бурно прогрессирует. Двигает еговперед повышенный спрос со стороны развивающегося малого и среднегобизнеса: лизинг становится для него оптимальным инструментом не толькоприобретения, но и постоянного обновления активов. При этом на рынкеостается масса неосвоенных игроками ниш. Наполнить их предложениемсможет большая универсальность компаний с помощью расширенияпродуктовых линеек. График Источники привлечения клиентов (по стоимости сделок) ![]() График Структура уральского лизингового рынка по средней сумме лизингового договора ![]() Ударили по пиву Клиент со скидкой Амбиции как стимул роста Эффект перевозбуждения По рецепту среднего класса СУАЛ ликвидирует долгострой «Урал» возвращается на рынок Художников, как и публику, нужно воспитывать Закон шагрени Главная / Инвестиции |
||
![]() |