Главная / Инвестиции / Безразмерный бизнес


Во-первых,емкость рынка, обилие и разнообразие неразработанных ниш позволяютпрактически беспрепятственно выходить на рынок новым игрокам. Что онии делают: почти треть компаний основательно развернули деятельностьтолько в 2004 году. Динамика рынка — в основном их заслуга.

Рынок лизинговых услуг Уралане снижает темпов развития. Прирост объема лизинговых платежейпо компаниям, принявшим участие в рейтинге, составил более 100 млндолларов: это 114% к уровню 2003 года. Очевидных причин ростанесколько.

Вторая причина: в основных сегментах лизинговых услуг,где уже прочно обосновались крупные игроки, ответом на усилениеконкуренции стало расширение продуктовой линейки. Компании понимают:главное преимущество — предложить клиенту то, чего не могут другие.По нашим данным, продуктовый портфель лизингодателей в 2004 годуобновился на 9% по сравнению с 2003 годом. Существенно выросла долянетрадиционных для большинства операторов предметов лизинга,в их числе — оборудование для производства резино-техническихизделий, изделий из пластика, для переработки полимерных материалов,фото— и косметологическое оборудование, снегоходы. Среди компаний,ведущих наибольшее количество таких сделок, федеральная Альфа-Лизинг (Москва; общая сумма текущих договоров на начало 2005 года — 69 млн долларов) и региональные Лизинг-М (Магнитогорск; 10 млн долларов), Пермский лизинговый альянс (Пермь; 7 млн долларов).

На рынке региона активно развиваются лизинговыекомпании, созданные банками. Так, в 2003 году в Челябинске появилсяУралпромлизинг (Уралпромбанк), в Екатеринбурге — «Стальные кони» (Банк24.ру). Для завоевания места на рынке молодые лизинговые операторыиспользуют новые инструменты. Генеральный директор лизинговой компании « Стальные кони» Валерий Ахметоврассказывает: «Наша компания создана Банком 24.ру для комплексногообслуживания клиентов. Помимо лизинга оборудования мы предлагаемпредприятиям воспользоваться факторинговыми схемами — инструментомперевода дебиторской задолженности в деньги. Факторинг можно сравнитьс возобновляемой кредитной линией, но есть особенности: при факторингене требуются залог и поручительства, не обязательно открывать счетв банке, не устанавливается лимит финансирования и предоставляется онофактически бессрочно. В этом году мы планируем увеличить объемразмещения средств в рамках факторингового финансирования до 200 млнрублей».


Лидер по абсолютному показателю объема лизинговых платежей — Югорская лизинговая компания (Ханты-Мансийск)с результатом 46 млн долларов: более половины всех доходов компанияполучила, заключив сделки по деревообрабатывающему оборудованиюна общую сумму 29 млн долларов. На второй и третьей строчках рейтинга —Альфа-Лизинг и Уральский лизинговый центр (Агидель) с результатами 19 и 15 млн долларов соответственно.

Третья причина — компании увеличили сроки лизинговыхсделок, что привлекло новый круг клиентов. Если в 2003 году пятилетниесделки были пределом мечтаний лизингополучателей, то в 2004 году долядолгосрочных договоров увеличилась до 42%. В 2005-м тенденцияукрепится: основная масса сделок, заключенных в 2004 году и отражающихперспективы деятельности лизинговой компании, рассчитана на срок болеепяти лет. Работа по краткосрочным сделкам преимущественно завершилась.

При сохранении значительных темпов роста рынка проблемапоиска источников финансирования будет обостряться. Собственный капиталзакрывает только 7% профинансированных средств. Еще 27% — деньгиучредителей, по бoльшей части банков. Остальное компании привлекаютсамостоятельно, в основном (на 70%) используя банковские кредиты. Ростинтереса лизинговых компаний к эмиссии облигаций наметилсяна общероссийском уровне еще в 2002 году, но и в 2004-м ее доляв объеме привлеченных средств незначительна. Не удивительно: компаниядолжна иметь надежную финансовую основу (по оценкам московскихэкспертов, лизинговый портфель не менее 100 млн долларов),гарантированную поддержку учредителей и устойчивую клиентскую базу.Подобные компании на Урале есть, поэтому будем считать, что фондовыеинструменты — их арсенал на перспективу.

Откуда деньги растутОбъемы профинансированных компаниями рейтинга сделокувеличились за 2004 год вдвое и достигли 235 млн долларов. Лидерамирейтинга с троекратным преимуществом стали Альфа-Лизинги Уральский лизинговый центр — 47 и 40 млн долларов соответственно.Третью ступень с результатом 16 млн долларов занялОренбурггазпромлизинг (Оренбург).

А проверять приходится в основном средний и малыйбизнес: он стал основным потребителем лизинговых услуг. Доля текущихсделок минимального размера до 50 тыс. долларов составила 2004 году53%, на сделки в сегменте 50 — 200 тыс. долларов приходится еще болеетрети операций. Лизинг становится для малых и средних компанийпривлекательнее банковского кредита. Ощутив преимущества лизинговойсхемы, компании закрепляются в числе постоянных клиентовлизингодателей. Те со своей стороны охотнее заключают договорыс клиентами, которых знают или они сами, или банк-партнер. В результате, по нашим данным, каждый третий обратившийся заключает договор не в первый раз, банк-партнер привлекает еще 37% клиентов.

Для привлечения инвестора участники рынка стремятсяповысить надежность лизинговых сделок. Предлагаются новые способыих обеспечения: страхование непогашения лизинговых платежей, банковскаягарантия и коммерческие кредиты. Пока в 60% случаев в качествеобеспечения сделки выступает аванс лизингополучателя. Но сумма егоперманентно снижается: в 2003 году клиент должен был внести 25 — 30%от стоимости сделки, в прошлом году около 20 — 25%, в этом — ожидаетсявеличина порядка 15%. Важное значение приобретают поручительствафизических (11% сделок) и юридических (8%) лиц. Но основноедекларируемое преимущество лизинга — отсутствие требованияобеспечения — реализуется только в 12% случаев. Необходимым условиемдеятельности лизингового оператора при этом становится сотрудничествосо страховой компанией. Из общей стоимости текущих сделок в 382 млндолларов застрахованы 78%: как правило, это риски, связанные с утратойи порчей объекта лизинга. Тщательно проверяя потенциальных клиентов,компания минимизирует риски непогашения лизинговых платежей.

Наиболее массовый сектор — лизинг компьютерови офисного оборудования: в 2004 году им занимались 25 компаний из 35.Сегмент увеличился до 5% против 2% в 2003-м: при сравнительнойдешевизне объектов прирост значительный.

Портфель с компьютером Основной принцип формирования портфеля лизингодателя —высокий уровень ликвидности объекта сделки. Наибольшую долюв совокупном портфеле (17%) традиционно занимает лизинг автотранспорта,как грузового, так и пассажирского. Востребован железнодорожныйтранспорт (16%). Сделки с такими видами оборудования обычно не требуютпредоставления значительного дополнительного обеспечения: развитывторичные рынки. Сегменты лизинга автотранспорта и полиграфическогооборудования близки к насыщению: в 2004 году они росли медленнее. Затобольше стало сделок со строительной техникой (доля 12%, причина —интенсивное строительство) и оборудованием для машиностроения (9%).«Чувствуется некоторое оживление реального сектора экономики, —прокомментировал увеличение спроса на тяжелую технику генеральныйдиректор „Сибирской нефтяной лизинговой компании“ Олег Бердышев, — но,увы, только вокруг нефтегазовых месторождений».


Типичные черты сегмента: во-первых, сроки договоров не более полутора лет из-за быстрого морального старения активов; во-вторых,низкий финансовый порог вхождения. Поэтому среди игроков много среднихи мелких компаний. Конкуренцию лизингодателям составляют производителии поставщики техники и оборудования. Как отмечает заместительначальника управления лизинговых операций компании « Альфа-Лизинг» Роман Гладких, они «напрямую предлагают клиентам различные схемы приобретения продукции, в том числе финансовый и операционный лизинг».

Несмотря на то что стоимость офисной техникиотносительно невысока, предприниматели не покупают ее, а приобретаютв лизинг: не хотят отвлекать оборотные средства. Круг клиентов лизингакомпьютеров и офисного оборудования широк — от крупных корпорацийв ведущих отраслях (авиаперевозки, связь, строительство) до мелкогои среднего бизнеса в сфере услуг и торговли. Увеличение спросаучастники рынка связывают с повышением деловой активности и стремлениемкомпаний автоматизировать бизнес-процессы.

На текущий год участники исследования прогнозируютстабильный рост лизинга компьютеров и офисного оборудования. По мнениюменеджера лизинговых сделок «РФЦ-Лизинг» Евгения Тарабаева, «при сохранении темпов развития сегмент увеличится на 100 — 150%».

Безусловным лидером по объему текущих сделок лизинга компьютеров и офисного оборудования стала компания «РФЦ-Лизинг»(Магнитогорск): сумма договоров превысила 6 млн долларов, приростк 2003 году — 26%. При выходе на рынок ставку на этот сегмент сделалаРегиональная лизинговая компания (Оренбург) и не прогадала: результатминувшего года — 2,6 млн долларов, что вдвое больше, чем в 2003-м.«Потребность в проведении сделок с компьютерами и офисным оборудованиемобусловлена высоким спросом со стороны ряда крупных организацийОренбургской области», — указывает на предпосылки специализациидиректор Региональной лизинговой компании Константин Пыльнев.

Дополнительные материалы:

Лизинговый рынок Урала бурно прогрессирует. Двигает еговперед повышенный спрос со стороны развивающегося малого и среднегобизнеса: лизинг становится для него оптимальным инструментом не толькоприобретения, но и постоянного обновления активов. При этом на рынкеостается масса неосвоенных игроками ниш. Наполнить их предложениемсможет большая универсальность компаний с помощью расширенияпродуктовых линеек.

График Источники привлечения клиентов (по стоимости сделок)



График Структура уральского лизингового рынка по средней сумме лизингового договора



Ударили по пиву Клиент со скидкой Амбиции как стимул роста Эффект перевозбуждения По рецепту среднего класса СУАЛ ликвидирует долгострой «Урал» возвращается на рынок Художников, как и публику, нужно воспитывать Закон шагрени

Главная / Инвестиции