Главная / Промышленность / За VAS

Есть мера в вещахУшедший год стал, возможно, последним годом существенного роста абонентской базы в сотовой связи. По данным агентства ACM-Consulting,совокупная база российских операторов увеличилась почти на 52 млнабонентов (до 125,8 млн человек). Это рекордный показатель: в 2004-м,например, ее пополнили 38 млн пользователей. В Уральском регионе(Свердловская, Челябинская, Курганская, Пермская, Оренбургская,Тюменская области, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО) на конец 2005 года количество абонентов превысило 18 миллионов (рост за год — 8,1 миллиона).


Знаете ли вы, что если поместить на поздравительные открытки тексты SMS-сообщений,отправленных 8 марта абонентами только одного федерального оператора,то каждый адресат получил бы около двух десятков открыток? SMS (ShortMessage Service) — сегодня самая популярная неголосовая услугав сотовой связи. Именно сегмент дополнительных неголосовых услугVAS (Value Added Services) будет в ближайшей перспективе формироватьдоходы операторов. Прирост абонентской базы, снижающийся по меренасыщения рынка, перестает автоматически наращивать благосостояниеигроков.

2006-й принесет углубление тенденции. Уровеньпроникновения сотовой связи в России перейдет отметку 100% (результатна начало года — 88,3%). Сегодня, по оценкам ACM-Consulting,в регионах в среднем он составляет 78%, на Урале — 79%. Географияподключений смещается из крупных областных городов в небольшиенаселенные пункты. Кроме того, счет идет уже на «копейки»: по данныманалитического агентства «Маркетинг-Бюро»,в 2005 году доля низкобюджетных (малоговорящих) абонентов составилав притоке около 85%. Это ведет к снижению средней выручки операторас абонента (ARPU).

Между тем темпы прироста базы снижаются. Еслив 2004 году количество пользователей в целом по России выросло на 104%,то в 2005-м — всего на 70%. На Урале торможение еще заметнее: годовойперепад — со 146% до 81%. Заметим, что расклад по операторамнеравномерен. Причин несколько: и стаж работы оператора в регионе,и репутация торговой марки, и активность маркетинговой политики.Наибольший прирост показали Билайн (112%, четверть от общего числа«новичков» в регионе) и Сотовая Связь МОТИВ (удвоение абонентской базы— 431 тыс. новых абонентов). На 80% увеличили клиентскую базу Мегафони Utel, на 68% — МТС.


По мере исчерпания роста абонентской базы как основногоисточника увеличения доходов, операторы сотовой связи обостряютконкуренцию в сфере дополнительных услуг. «Иду на вы» превращаетсяв «иду на VAS». Формы конкуренции — расширение ассортимента услуги повышение их качества.

Еще одна причина падения доходов сотовиков — миграция абонентов от оператора к оператору. По оценкам «Маркетинг-Бюро»,индекс миграции по итогам года на Урале достиг 35% (+10% к прошломугоду). Если вступит в силу право абонентов сохранять при сменеоператора номер телефона, миграция в погоне за более дешевымии привлекательными тарифами еще возрастет.

На Урале доля дополнительных услуг в общей структуревыручки операторов неуклонно увеличивается. Результат по итогам года:у Билайна — 14%, МегаФон-Урала — до 13%, МТС-Урала — около 10 — 12%, у Сотовой Связи МОТИВ — 20%.


SMS-атакаОбщий объем российского рынка дополнительных услуг составил в 2005 году, по данным аналитического агентства iKS-Consulting,около 1,5 млрд долларов. Рынок продемонстрировал 40% роста по сравнениюс 2004 годом и принес 13% от общей выручки услуг сотовой связи.По доходности сегмент пока отстает: так, операторам Восточной ЕвропыVAS приносит, по оценкам, 20 — 25%.

Новые технологии прибавляют SMS популярности. Сейчас сообщения можно послать не только с мобильного телефона, но и с интернет-сайтов операторов связи, а также принимать и отправлять их по электронной почте. Операторы ввели SMS-пакеты — предоплату определенного количества сообщений, причем цена устанавливается оптом на весь пакет.

Услуга SMS и все, что с ней связано, обеспечиваетпорядка 45% доходов операторов от VAS. Причина — простотаиспользования, удобство, вошедшее в привычку. «Среди клиентов естьнастоящие фанаты такого вида общения. Некоторые абоненты в месяц могутотправлять по две-тритысячи сообщений. Абсолютный рекорд по Уралу пока принадлежит жителюЧелябинска: более четырех тысяч», — отмечает коммерческий директоркомпании «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») по Уральскому региону Андрей Пятахин.


Значительную часть сервисов операторы предоставляют совместно с контент-провайдерами,которых насчитывается в России более 20 Серьезных из них околодесятка, они, по данным J’son & Partners, и держат 62% рынка страны.

Второе направление использования SMS — контент-услуги. По оценкам iKS-Consulting, в 2005 году российский рынок контент-услугсоставил примерно 300 млн долларов. Тем не менее, по словам менеджерапо связям с общественностью Уральского региона оператора Билайн Анны Айбашевой, доход от SMS-общения примерно втрое превышает доход от SMS-контента.

Интерактивные SMS-проекты раскручивают ТВ и радио. К примеру, на одной из екатеринбургских станций с помощью SMS-запроса можно узнать время проигрывания любимой композиции. SМS-голосование становится не только формой обратной связи, но и прибыльным бизнесом для организаторов всяческих реалити-шоу: аудитория этих зрелищ на SMS не скупится.

В структуре контент-услугзагрузка мелодий и картинок составляет, по оценкам J’son &Partners, наибольшую долю. Но она уменьшается: с 40% в первом квартале2005 года до 31% — в третьем. Росту спроса мешает низкое качествоинформационных продуктов и, как следствие, накопившийся негативный опытих использования. Ожидается рост популярности Java-игр, общения и знакомств, бизнес-приложений (переводчиков, ежедневников).

Дорогая передача
Среди других видов дополнительных услуг поднимается спрос на передачу данных (WAP, GPRS). По данным iKS-Consulting,в первой половине 2005 года по сравнению с тем же периодом 2004-госегмент вырос более чем в 3,5 раза. Этому содействует резкое увеличениеколичества GPRS-пользователей — в 2,5 раза, до 10 миллионов россиян за год. Коммерческий директор МегаФон-Урал (ЗАО «Уральский Джи Эс Эм») Андрей Ибрагимовобъясняет причину: «Это обусловлено в том числе и обновлениеммодельного ряда сотовых телефонов — все современные аппараты уже имеютподдержку подобного рода услуг. Представления абонентов о возможностяхсвоего телефона растут, общий уровень мобильной грамотностиповышается». Руководитель отдела по связям с общественностью группыкомпаний «Связной» Елена Ноготкова подтверждает:«Если в 2004 году эти функции поддерживало 75% телефонов стоимостью150 у.е. и выше, то к концу 2005-го доля их достигла 95%, а ценаснизилась до 80 у.е.».

SMS останется неотъемлемым элементом мобильных системсвязи третьего поколения и будет обеспечивать основной доход сотовыхоператоров в сфере VAS. Но развиваются и другие неголосовые услуги.


На зрелых западных рынках дополнительные услугивыступают существенным источником доходов операторов сотовой связии инструментом в конкурентной борьбе. В доходах российских операторовдоля VAS достигнет, по прогнозам, в 2007 году 22 — 24%. Популяризацияуслуг на базе WAP, GRPS — процесс небыстрый. По словам управляющегопартнера группы компаний DIVIZION Павла Караулова,«мобильный телефон остается статусным предметом. Российские покупателивыбирают его не по возможностям, а по внешнему виду. В результатеиспользуется только 40% функций аппарата».

Как отмечает Константин Капорский, заместитель генерального директора «ОАО Сотовая связь Башкортостана» (компания работает в стандарте IMT-MC450, ориентированном на более высокие скорости передачи данных и услугина этой основе), объем переданных/полученных данных приносит компании5 — 6% дохода, а SMS-услуги— только 1,7%. По его словам, растет спрос на создание на базе сетипередачи данных VPN — выделенных закрытых сетей: «Существенным факторомстановится высокая защищенность сотовой сети и, следовательно,соблюдение конфиденциальности при передаче данных».

Благодарим операторов за предоставление информации по количеству абонентов.

Операторы сотовой связи уже сейчас готовы предложитьвысокотехнологичные и разнообразные неголосовые услуги. Их внедрение и,соответственно, рост доли в доходах зависит не в последнюю очередьот готовности потребителей их использовать. На смену некоторыхпривычек, обучение технологиям уходит иногда больше времени, чемна разработку инноваций.


Защита лузера Генерал получил «неуд» Партия и правительство Будь энергичней Осторожно: рейдер! Показатель конкурентоспособности Время собирать собственность Рим — четвертый, информационный Примеряясь к премиуму

Главная / Промышленность