Главная / Промышленность / Большой ремонт

Дилер или фри-лансер?Верхний сегмент рынка (20 — 30%) занимают сервисы придилерских центрах — асы в обслуживании «своих» марок автомобилей (необязательно купленных в салоне). Они получают от производителейнеобходимую информацию о машине, технологии ремонта, запчасти.Генеральное представительство завода-изготовителярегламентирует размер сервисных площадей, оборудование (прежде всегодиагностическое), уровень квалификации персонала. «В проверочном листепрописано все: от внешнего вида персонала до квалификации механикови наличия оборудования», — подтверждает заместитель директорамультибрендового салона «Автоленд-Уфа» Андрей Горлов.



Всередине мая екатеринбургскиеавтосервисы, объединенные некоммерческим партнерством «Перспективароста», вступят в Национальную ассоциацию предприятий техобслуживанияи ремонта автомототранспортных средств. По мнению генеральногодиректора НП «Перспектива роста» Сергея Кузьминых,это позволит представителям уральских предприятий принять участиев разработке федерального технического регламента по автосервиснымуслугам и защитить интересы бизнеса на федеральном уровне. Игрокиуверены: справиться с проблемами, тормозящими развитие рынка(в их числе нехватка земли, отсутствие подходящих помещений,квалифицированных кадров, внятного законодательства, теневой бизнес),могут либо крупные предприятия, либо автосервисные объединения на базепрофессиональных ассоциаций.

Большую часть рынка занимают независимые автосервисы:в Екатеринбурге таких примерно 60%, в Ижевске — 50%. В Уфе придилерских центрах располагается всего около десяти сервисов из 694.Независимые демонстрируют гибкость в ценах, потому что не связаныс производителем соглашениями по оборудованию и персоналу. Рассчитаны,как правило, на несколько машиномест: их клиенты — постгарантийныеиномарки и отечественные автомобили. Занимаются обычно определеннымивидами работ. Генеральный директор екатеринбургской ассоциациинезависимых автосервисов НП «Перспектива роста» Сергей Кузьминых:«Среди предприятий, входящих в нашу ассоциацию, существует несколькопунктов, специализирующихся на диагностике электроники, на ремонтеавтоматических коробок передач или на развале-схождении.Если человек приходит с непрофильной проблемой, его направляют туда,куда нужно». Та же картина на сервисном рынке Удмуртии: каждомупредпринимателю невыгодно покупать специальное оборудование, например,для установки тормозных колодок, он заключает договор с коллегамии отправляет постоянных клиентов за этой услугой к ним.

Такой добровольно-принудительныйпорядок повышает не только качество сервиса, но и его цену. Так,средняя стоимость нормочаса в дилерском сервисе Екатеринбурга — околотысячи рублей, в независимом — вдвое меньше. В Уфе, по оценкамучастников рынка, разница в стоимости кузовных работ составляет10 — 15%, слесарных — доходит до 50%. Аналогична ситуация и в другихуральских городах. Поэтому, как только заканчивается срок гарантийногообслуживания (два-тригода в зависимости от марки автомобиля), половина клиентов дилерскихавтосервисов разбредается в поисках более дешевых мастерских.


Третий сегмент — «гаражники». Они занимают устойчивые позициив обслуживании преимущественно технически несложных «Жигулей»и «Москвичей» и отъедают 15 — 20% рынка. По мнению представителей обоихлагерей, «гаражники» должны исчезнуть: на смену им придут качественныесервисы. «Да, ремонт у них обходится потребителю в копейки, но никтоне может гарантировать качество, — объясняет недовольство участниковрынка специалист комитета по товарному рынку администрацииЕкатеринбурга. — После отмены лицензирования в сфере автосервисоввоздействовать на “серых” игроков стало значительно труднее». Контрольза теневым сегментом рынка решили установить профессиональныеассоциации. «Сейчас мы совместно с городской администрацией готовимоколо 20 технических стандартов, регламентирующих различные видыремонтных работ. Параллельно аналогичные стандарты разрабатываютсяв Москве. Мы стремимся к тому, чтобы наши поправки были включеныв федеральный закон об обслуживании транспортных средств»,— рассказывает Сергей Кузьминых. Еще одну проблему, возникшую после принятия законаоб ОСАГО, — споры между страховыми компаниями и сервисными центрами,профессиональные ассоциации тоже готовы взять на себя.



Почему автосервисов стабильно не хватает? Основныепроблемы при открытии — недостаток инвестиций и дефицит площадок.«Получить землю в центре города под строитель-
ствоавтосервисов и автосалонов почти невозможно, — объясняет СергейКузьминых, — приоритет отдается торговым центрам и офисам». Какрассказал директор ООО «Автопассаж» (Оренбург) Владислав Квашенников,в строительство дилерского центра, который обеспечит качественноесервисное обслуживание, придется вложить минимум миллион долларов,а срок окупаемости составит в среднем 5 — 7 лет.

Подлежит ремонтуПарк личного автотранспорта ежегодно увеличиваетсяв регионах на 10 — 20%. Рано или поздно встает вопрос об обслуживанииавтомобиля, не важно, плановый это техосмотр или серьезный ремонт.Ежегодно количество автосервисов в крупных городах увеличиваетсяна несколько десятков (только в Екатеринбурге в прошлом году открылось21 предприятие, а также более десятка автосалонов со станциямитехобслуживания). При этом рынок не успевает за растущим спросом.Рассказывает исполнительный директор ассоциации «Челябинскиеавтомобильные дилеры» (курирующей также и автосервисы) Александр Рулевский:«Продажи автомобилей стремительно начали расти примерно 2,5 — 3 годаназад. Уже сейчас автосервисные предприятия испытывают значительнуюнагрузку, а через пару лет, если ситуация не изменится, они простозахлебнутся в наплыве клиентов». По мнению технического директора ООО«Оками Сервис» Михаила Дюдина, в Екатеринбурге спросна услуги сервиса дорогих марок удовлетворен почти на 100%, а недорогих(15 — 20 тыс. долларов) — всего процентов на 7 В Оренбурге наоборот:«Чтобы купить или отремонтировать BMW или Mercedes, приходится ездитьв другие регионы», — сетует директор центра «Орен-Рольф» (Оренбург) Алексей Иоаниди. Из Ижевска дорогие авто везут обслуживать в Пермь.

Решать проблему уже начали: в прошлом году комитетпо строительству администрации Екатеринбурга продал через аукционыправо аренды девяти земельных участков по 300 — 400 кв. метров каждыйсроком на 15 лет. В будущем администрация планирует отводить участкив 1,5 — 2 га преимущественно под строительство комплексных автоцентров,включающих, помимо пунктов технического обслуживания и ремонта,автомойки, шиномонтажные мастерские, магазины запчастей.

Владельцы независимых автосервисов деньгами на покупку земли, как правило, не обладают, поэтому 80% фри-лансеровработают на «чужих» площадях (арендная плата составляет примерно 25%в структуре их расходов). «С автосервисными предприятиямине заключается договор на длительную аренду, только на 11 месяцев,— рассказывает специалист комитета по товарному рынку администрацииЕкатеринбурга. — А какой бизнес сможет развиваться под таким дамокловыммечом?».

Дилерские центры справляются самостоятельно: вывозятсотрудников на обучение в Москву или за рубеж. Независимые автосервисыне могут себе позволить корпоративное обучение механиков и диагностов.Кадры можно получить тремя путями: переманить из другого сервисногопредприятия, обучить самостоятельно по принципу «мастер — подмастерье»или организовать обучение через профессиональные ассоциации на базегородских учебных заведений. Подобные примеры есть и в Екатеринбурге,и в Челябинске. Александр Рулевский рассказал, что их ассоциацияактивно сотрудничает с Южно-Уральскимгосударственным университетом: «Студенты проходят практикув автосервисных предприятиях, входящих в состав нашей ассоциации.По окончании учебы мы обеспечиваем трудоустройство наиболее успешныхстудентов». В Екатеринбурге кадры для автосервисов готовятв Лесотехнической академии, Автодорожном колледже, профессиональномучилище № 12 Сергей Кузьминых рассказал, что екатеринбургскаяассоциация независимых автосервисов также предоставляет базу дляпрохождения практики студентам екатеринбургских учебных заведений.

Пусть удалось получить землю, вложить немалые средствав строительство помещения и оборудование (один диагностический стендпо стоимости сравним с иномаркой среднего класса). Следующим камнемпреткновения становится дефицит квалифицированных кадров. «Хорошегодиагноста на улице не найдешь — работа творческая, выучив книжку,не справишься.
А студента как минимум год придется натаскивать», — говорит Андрей Горлов.

Независимые автосервисы видят два способа развития.Первый — расширение производства: организация, по примеру дилеров,комплексных центров, которые не только предоставляют клиентам весьспектр услуг (шиномонтаж, ремонт, установку дополнительногооборудования, автомойку и т.д.), но и занимаются поставкой подержанныхавтомобилей из-зарубежа. Второй — объединение вокруг профессиональных ассоциацийи совместная работа. Так или иначе, игроки укрупняются. Иначе на рынкене выжить.

Глядя друг на другаКонкуренция на автосервисном рынке приводит к тому, чтодилеры и независимые автосервисы начинают «копировать» друг друга.Дилерские центры, основу бизнеса которых составляют продажиавтомобилей, открывают авторизованные центры, специализирующиесяисключительно на ремонте автомобилей (примером может служитьекатеринбургский сервисный центр «Оками-Сортировка»). Экономический директор центра «Краснолесье» Елена Аюпова уверена, что будущее дилеров именно за подобными структурами: дилерский центр плюс отдельный автосервис.

Застрахуем по умолчанию


Дополнительные материалы:

— В середине марта на общем совещании автосервисов, входящих в нашуассоциацию, мы собираемся поставить вопрос о заключении трехстороннихдоговоров между страховыми компаниями, сервисными предприятиямии ассоциацией, которая сможет выступать в возможных спорах в качестве«арбитра». Я не раз сталкивался со случаями мошенничества каксо стороны страховых компаний (намеренное занижение стоимости ремонтапри оценке), так и со стороны автосервисов (завышение стоимости илинекачественный ремонт). В результате страдает либо потребитель,получающий некачественно отремонтированный автомобиль, либо сервисноепредприятие, которому пришлось выполнять часть ремонта за свой счет,либо страховая компания. Чтобы подобные споры не доводить до суда,ассоциация сформирует независимую экспертную команду, которая сможеткомпетентно оценить стоимость ремонта согласно условиям трехстороннегодоговора. В результате отладки цепочки клиент — сервис — экспертнаякомиссия — страховая компания за ремонт заплатят адекватные деньги,а клиент получит качественно отремонтированную машину.

Чтобы автосервисы и страховые компании не обманывали друг друга,необходимо найти «третейского судью», считает генеральный директорекатеринбургской ассоциации независимых автосервисов НП «Перспективароста» Сергей Кузьминых



Найти«Автокио» оказалось непросто. Мастерская расположена во дворах недалекоот перекрестка Восточная — Декабристов. Нет ни вывески, ни указателя.Обшарпанное двухэтажное здание (бывшая насосная станция) не имеетничего общего с привычными стеклянными витринами дилерских сервисныхцентров. Но при внешней непрезентабельности от недостатка клиентов«Автокио», похоже, не страдает. Несмотря на выходной день, во дворедожидаются ремонта несколько иномарок.

Без глянца
Когдая договаривалась об интервью с главным инженером автосервиса «Автокио»(Екатеринбург) Виктором Абросимовым, он сразу меня предупредил:«Приезжайте вечером, желательно после шести, в это время у насспокойнее».

Побеседовать с Виктором Абросимовым оказалось сложнодаже вечером: все время звонит телефон, мой собеседник договариваетсяс клиентами, поставщиками, дает указания рабочим. Наконец телефонзамолкает. Я включаю диктофон, спрашиваю, где лучше ремонтироватьавтомобиль: в автосалоне или в независимом автосервисе. Меня перебиваетнеожиданный посетитель — владелец Toyota Carib, которой должны былипоменять тормозные колодки. Виктор Валерьевич: «Готов ваш аппарат,только я бы вам советовал еще задние стойки у него поменять. И всеэксплуатационные жидкости заново залить». Хозяин машины соглашается,вносит свои предложения. Просто врачебный консилиум, только в ролипациента — подержанная иномарка. Клиент удаляется на первый этажоплачивать ремонт, а Виктор Валерьевич обращается ко мне:

Внутри благоприятное впечатление производит толькопервый этаж: бокс, в котором кипит работа, и магазин запчастей. Второйэтаж (там планируют разместить офис и служебные помещения) нуждаетсяв ремонте.

— Он будет ездить туда, пока машина стоит на гарантии, — подключается к разговору автослесарь Юрий Загарин,— в дилерских автосервисах хорошо проходить техосмотр, а за серьезнуюполомку там могут и не взяться. Недавно был такой случай: владелецсломанной иномарки обратился в дилерский центр. Там ремонтироватьавтомобиль отказались: куплен не в их салоне. Клиент попался въедливый,позвонил в московское представительство. Машину в итоге починили.А если клиент не подкован юридически? Конечно, техосмотр дилерам делатьгораздо проще и выгоднее. Я работал в дилерском центре, но ушел оттуда.Капитально отремонтировав несколько двигателей (а эта работа требуети знаний, и опыта), в день зарплаты я получил меньше, чем мальчики,которые занимаются техосмотром. А что поделать: они больше нормочасовотработали.

— Вот, собственно, и ответ на ваш вопрос. Этот человекработает в фирме, которая развозит по офисам обеды, мы тоже пользуемсяего услугами. Он не может платить в салоне 500 рублей за заменуколодок, у нас это стоит 150 рублей. У нас и нормочас вдвое дешевле,чем в дилерском автосервисе — 500 рублей. Но если человек купил себеза сумасшедшие деньги Land Cruiser, он, скорее всего, поедет проходитьтехосмотр в «родной» дилерский центр и заплатит запрашиваемую цену.В каждом сегменте свой покупатель.

— К сожалению, хорошие кадры — это серьезная проблема.С ней сталкиваются практически все владельцы автосервисов. У тебя можетработать первоклассный специалист, но при этом временами «сидетьна стакане». Мне с подбором кадров проще, я все-такив этом бизнесе 15 лет, сам начинал с того, что крутил гайки, у меняполно связей и знакомств. А вот другим приходится туго. Солиднуюучебную базу могут организовать дилерские центры, а нам приходитсяобучать новичков самостоятельно.

Беседа снова прерывается. Виктор Валерьевич со вкусоморет на некстати вошедшего сотрудника: «И если завтра он не будетв рабочем состоянии, отправлю к кузнецу!». К какому кузнецу, ктоне в состоянии? Выясняется, что местный электрик ушел в запой,а «кузнец» на местном слэнге — медвытрезвитель.

— В среднем 10 — 15%, редко больше. Мы не можем ни поднять цены на услуги (большая часть наших клиентов тут же уйдет к какому-нибудь«гаражнику»), ни увеличить количество обслуживаемых автомобилей(ограничены техническими возможностями ремонтного бокса). Верхнейпланки рентабельности — 30% — можно достичь только при условии, чтоавтосервис предоставляет комплекс услуг: техосмотр, диагностику,кузовной ремонт и покрасочные работы, мойку, магазин запчастей,доставку и продажу автомобилей. В Санкт-Петербурге и Москве подобные комплексные центры уже работают, у нас к этому придут года через два-три.

В разговоре вышли на рентабельность бизнеса. О том, что она невысока, мне говорили во многих автосервисах. Здесь подтвердили:



Подготовила Вера Морозова


Все в одном Охота на пиратов Мы его не видим, но он есть Первый после ТЭК Опасная позиция Новые обороты Рынок только проснулся Переиграть будущее Управляемый шовинизм

Главная / Промышленность