Главная / Промышленность / Ничтоже сумняшеся

Готовя эту публикацию, мы опросили 15 представителей компаний-заказчиков. В числе прочего респонденты оценивали достоверность презентационной и рекламной информации ИТ-компаний.То, что она вызовет сомнения, было ясно. Но не до такой же степени!Несколько респондентов оценили долю недостоверной информации в 50%.А по словам начальника отдела автоматизации УВД Екатеринбурга Владимира Следнева,«информация на презентациях искажена в 90% случаев. Чем безграмотнейтехнический представитель, тем больше вероятность, что он просто заучилрекламный текст». Начальник ИТ-отдела «Тойота-центр» Сергей Шестопаловконстатирует любопытную зависимость: «Чем дороже продукт, тем большевероятность получить о нем недостоверные данные». Активное продвижение ИТ-компаниипомогает ей попасть в список производителей, из которого заказчик будетвыбирать единственного. Между тем оснований для выбора продуктарекламная информация не дает.



Недавно на выходе с выставки, посвященной информационным технологиям, я столкнулся с приятелем, работающим в ИТ-отделе коммерческой фирмы средней руки. Он нес несколько объемистых пакетов с лэйблами ИТ-компаний:рекламные листовки, буклеты, коммерческие предложения, презентациипродуктов на дисках и тому подобное. Увидев, что я разглядываю егоношу, приятель иронически улыбнулся: «Нам нужно поставить кое-какие продукты. Вот нагрузился по заданию шефа “знаниями”, пойду изучать». Знаний в его пакетах и впрямь было немного.

У тендерного механизма есть ограничения. Так, ВладимирСледнев отмечает: «Нам предписано проводить тендеры. Однакона объявления в СМИ компании не отзываются. Поэтому мы проводимоткрытые конкурсы среди знакомых нам компаний. Я передаю информациюнапрямую менеджерам этих компаний, а далее смотрим на предложения».К тому же сам факт проведения тендера еще не говорит об объективностивыбора. Главный инженер ЗАО «Уральский завод вычислительной техники» Евгений Кайгородов констатирует: «В России неформальный выбор до сих пор остается значимым, даже в случае объявления тендера».

Дорожки: длинная и короткая Универсальный и наиболее рыночный способ выборапродукта (услуги) — проведение открытого тендера — в случаес ИТ подходит не всем. Есть две общие зависимости. Первая: чем крупнеебизнес, тем чаще его менеджмент объявляет тендеры, и наоборот.К примеру, Сергей Шестопалов предпочитает действовать неформально:«Тендер отнимает много времени. Трудно формализовать сложные продукты,так как они отличаются разными характеристиками и возможностями. А разнельзя провести сравнение, значит, тендера не получится». Уникальность— второй фактор выбора в плоскости тендер/не тендер. На массовку(типовое «железо», тиражное ПО) целесообразно проводить конкурс. На более-менее уникальные вещи — проблематично и неэффективно. Начальник ИТ-отдела концерна «Калина» Валерий Булевичуказывает также на объем приобретаемой продукции: «Если закупка разоваяили ее стоимость незначительна — организовывать тендер экономическине целесообразно».

Проблема в другом. Как сформулировал заместитель генерального директора компании «СКБ Контур» Леонид Волков,«неприятно, что личный фактор является одной из коротких дорожекк откатной системе принятия решений». Практически все опрошенные намиспециалисты либо сталкивались с подобной практикой, либо слышали о нейот коллег. Наш опрос выявил прелюбопытнейший факт. Оказывается,сотрудники коммерческих предприятий, куда лояльнее относятся к откатам,чем могло бы показаться на первый взгляд. Общий смысл высказываниймногих респондентов сводится к следующему: если при откатной схемеприобретается качественный продукт, и сумма отката не сказываетсяна его цене глобально, на это можно закрыть глаза. В общем, воруй,но в меру, и о деле не забывай. Единственный, кто высказался об откатахрезко негативно, — Владимир Следнев: «Узнаю — уволю».

Главный минус неформального подхода: решение принимается субъективно. Валерий Булевич: «Говорить об объективности выбора ИТ-компании, считаю, пока рано. Рынок и конкуренция в ИТ-сфере (по крайней мере, в регионах) в зачаточном состоянии». Но субъективно — не значит плохо. Если ИТ-менеджер — профессионал, он может сделать правильный выбор, опираясь исключительно на собственный опыт.

Критерий — не константа. Коммерческий директор «КРОК Урал» Юрий Гусаков отмечает, например, что постоянно растет значимость профессионализма ИТ-компании.Леонид Волков указывает на тенденцию снижения интереса к функциональнымвозможностям систем: «Пять лет назад клиента можно было брать, условно,так — “только мы можем вести учет по нескольким источникамфинансирования”. Или “только у нас корректно отрабатывается ситуациязадержки выплаты заработной платы”. Теперь все программные комплексы,решающие типовые задачи, полностью сравнялись по функционалу. Длязаказчика едва ли не самым главным фактором выбора становится уровеньсервиса. Если раньше компании, обращаясь к потребителям, говорили:“только мы умеем”, теперь говорят “только у нас круглосуточная линиятехподдержки”. Новый фактор, на который стали обращать внимание,— защищенность и отказоустойчивость программного обеспечения».

Функционалом не удивишь Конкретные критерии выбора зависят от задачи. ПоясняетЛеонид Волков: «При выборе тиражного решения заказчик в первую очередьориентируется на бренд и имидж, на географический фактор (что—бы близко была «горячая линия»), на стоимость. При выбореиндивидуального — на первый план выступают опыт реализации подобныхпроектов, сроки, деловая репутация подрядчика». Директор департаментакорпоративных информационных систем ИТ-холдинга КОРУС Дмитрий Мазеиндобавляет: «Чем меньше предприятие, проще проект и менее значимазадача, тем меньше внимания уделяется качественным факторам, и больше— стоимости проекта».

Дополнительные материалы:

А судьи кто? Критически важно, кто выбирает. Если решение принимает ИТ-специалист, оно будет более профессиональным и взвешенным. Правда, приоритета личных интересов исключить нельзя. Топ-менеджмент, напротив, всегда печется о благе предприятия, но из-заотсутствия специальных знаний может наломать дров. «К счастью, все чащеи первые, и вторые оставляют возможность выбора собственнопользователю, — указывает на оптимальный вариант Леонид Волков.— Кадровик выбирает систему управления персоналом, юрисконсульт — справочно-правовую,менеджер по работе с корпоративными клиентам — CRM. Им работать с этимрешением. Эффективность покупки, в конечном счете, будет определятьсяэффективностью работы». Поэтому ориентироваться надо именнона потребности и мнение профильного пользователя приобретаемогопродукта. заключение афоризм от Владимира Следнева: чем дороже ошибка,тем выше ранг руководителя, принявшего решение.

с ИТ-директором и теми, кому предстоит ей пользоваться
—Будьте предельно внимательны. Скрупулезно изучите всю имеющуюсяо системе информацию. Проект внедрения может угробить любая техническая«мелочь», занимающая в описании системы одну строчку мелким шрифтом


Шесть советов заказчикам— Никогда не доверяйте информации из рекламных статей и презентаций. Проверяйте и перепроверяйте
—Даже самого подробного рассказа о системе недостаточно. Требуйте демо,а лучше полную версию программы для тестирования «вживую»
—Посоветуйтесь с коллегами, которые уже внедряли этот или аналогичныйпродукт. Узнаете много интересного и сможете задать более компетентныевопросы поставщику
— До принятия окончательного решения посетитеофис поставщика. Его расположение, внешний вид, размеры позволят вамсделать определенные выводы о том, что за компания предлагает вам своиуслуги
— Даже если вы привыкли все решать самостоятельно, при выборе системы посоветуйтесь



Формально-неформальный подход
О плюсах и минусах проведения тендеров при закупках ИТ-продукциирассказывает специалист по информационным технологиям представительстваBanque Societe Generale Vostok в Екатеринбурге Иван Корнилов.

— Иван Анатольевич, выбирая
ИТ-решения, вы объявляете официальный тендер или предпочитаете действовать неформально?— Тендер проводится только тогда, когда поставщикиимеют сходный по качествам товар. Если мы, к примеру, проводим большуюзакупку «железа», то самые важные критерии — цена, гарантияобслуживания, условия внедрения. Менее важные — срок поставки, опытсотрудничества, бренд и так далее. Когда программное средство илитехника более-менее уникальна, проводить тендер глупо.К тому же, опираясь на собственный опыт, могу с уверенностью сказать:«чистых» тендеров не бывает. Например, банк проводит тендер, в которомучаствуют разные компании: и те, с которыми мы уже работаем, и те, когоне знаем. Если «новичок» делает предложение с ценой ниже на 2 — 3%, чему наших давних партнеров, то обычно мы в личной беседе договариваемсяс партнерами о снижении цены до необходимого уровня. И дваждывыигрываем: в цене и в надежности проверенного поставщика.



Иван Корнилов

— Преимущество — возможность в рамках узкосформулированной задачи рассмотреть несколько возможных вариантовот разных контор. Тендер, который проводится в два-триэтапа, позволяет совершенствовать конечную цель, отсекая слабыхучастников. Иногда участники тендера помогают организации, проводящейего, лучше разобраться в многообразии предложений, принять болееобоснованное решение. Недостаток — обезличенность. Окончательноерешение принимает менеджмент компании, опираясь на некую выжимкуиз всей собранной в ходе тендера информации. Но в двух словах нельзяописать, что компания с лучшим предложением по цене может плохооформить документы, а следующая за ней — срывает сроки поставки.Поэтому иногда решение, принятое в ходе тендера, оказывается ошибочным.Пример: был объявлен тендер на серверы. Разные компании предложилиодинаковые модели по схожей цене, но у одной был сервер новогопоколения по цене старого. Из-за нехватки информациио новинках, мы не знали возможностей нового сервера и, решивне рисковать, купили старые модели, о чем позже пожалели. Уже черезполгода пришлось вновь менять парк серверов.

— В чем преимущества и недостатки тендеров?

— Не часто, но бывают. Помню случай, когда былаприобретена очень дорогая система для центральной АБС банка. Но когдаее привезли и установили, оказалось, что стандартная система питаниядля нее не подходит. Пришлось «поднять на уши» поставщикаи энергетиков, покупать дополнительное дорогостоящее оборудование.А все из-за того, что никто не удосужился взглянуть на строчку питания в технической характеристике. Качество компании-поставщика как раз и «проверяется» на прочность в таких ситуациях.

— Ошибки случаются часто?



Подготовил Сергей Осипов


Европейский дом Колосс на колбасных ногах Государево слово и дело Мучительное рождение проекта На своих двоих Вердикт: виновны ЕБРР поддержал Валерия Заводова Земля может провалиться, но свет и тепло будут Знание — сила

Главная / Промышленность