Главная / Промышленность / Время уточнять

Между строк в высказывании Медведева читается: судьбанацпроекта зависит от работы на местах. Строительные рынки локальны— жилье строится в конкретном муниципалитете. Реализацию нацпроектавоочию, а не в отчетах, можно увидеть только на уровне населенногопункта. Во всей цепочке тех, кто будет реализовывать нацпроект,максимум ответственности — на муниципалитетах. Но у последних покабольше вопросов к жилищному проекту, чем ответов. О том, чего городскиечиновники ждут от национального проекта и как он будет реализовываться,корреспондент «Э-У» беседует с заместителем главы города Екатеринбурга Владимиром Крицким.



Владимир Крицкий полностью одобряет стратегию национального проекта, но уверен: тактика нуждается в детальной проработке
Cитуация в сфере жилищногостроительства не очень простая: очевиден рост цен на жилье, сложностив промышленности строительных материалов. К сожалению, не всегдав регионах и муниципалитетах демонстрируется готовность к выделениюсоответствующих земельных участков. Есть довольно серьезные локальныемонополии. Об этом шел довольно жесткий разговор на заседаниипрезидиума. По итогам заседания дано поручение Федеральнойантимонопольной службе заняться этими проблемами. Потому что безвыделения земли мы просто не сможем строить, а существующая точечнаязастройка себя уже исчерпала». С этой реплики началась 7 марта рабочаявстреча первого заместителя председателя правительства Дмитрия Медведева с президентом Владимиром Путиным, посвященная реализации национальных проектов.

— В моем понимании, национальный проект «Доступноеи комфортное жилье», как и остальные три нацпроекта, это обозначениепозиции президента — такова одна из наиболее острых проблем, которуюнужно решать сегодня. Практическая часть национального проекта заложенав новой редакции Федеральной целевой программы «Жилище», котораяподверглась корректировке: в ней появились новые подпрограммы,изменился объем финансирования старых. Но она еще не утвержденаокончательно и не опубликована. Я могу с сожалением сказать, чтомеханизмы реализации национального проекта до конца не проработаны.Определены сферы, в которые нужно вливать дополнительные деньги. Этоинженерное обустройство площадок для будущего строительства, ипотечноекредитование, подпрограмма приобретения жилья молодыми семьями,подпрограмма модернизации существующей инженерной инфраструктуры.

— Владимир Павлович, в чем экономический (практический) смысл национального проекта «доступное жилье»?

— Подпрограммы в составе национального проектаформировало Минрегионразвития, и почему были выбраны именно они,я не знаю. Модернизация инженерной инфраструктуры, обеспечение площадоксетями — это абсолютно правильные направления. То же можно сказатьо господдержке молодых семей: это сегодня самая уязвимая категориянаселения. Люди, которые недавно образовали семью, не имеют денег,чтобы купить жилье. А жить у родителей — часто прямой путь к тому, чтосемья распадется.

— Почему в качестве подпрограмм выбраны именно эти направления?

— Я думаю, они не могут быть равновелики. Конечно,модернизация существующей инфраструктуры потребует меньшего количестваденег, чем оборудование инженерными сетями новых площадок, где вообщеникаких сетей нет. Но как будет на самом деле, на сто процентов покане известно.

— Подпрограммы равны по значению или есть какая-то иерархия?

— Схема выбора участников этих подпрограмм тоже покане ясна. Говорится о том, что будут проводиться некие конкурсы.Критерии их пока не определены или не доведены до нас, во всякомслучае, мы о них не знаем.

— Кто будет расходовать средства, выделяемые в рамках нацпроекта?

— Было бы правильно, чтобы деньги доставались всем.Пока не совсем понятно, в зависимости от какого критерия высчитыватьи выделять суммы. Теоретически это мог бы быть объем ввода жилья.Но я уверен: какими бы ни были критерии, участвовать в проектеи рассчитывать на часть средств должны все. В противном случае сложноговорить об идеологии национального проекта. Если он именно такой,то каждое муниципальное образование должно в нем участвовать, и каждыйгражданин России вправе рассчитывать на долю благ от него.

— Но если будут конкурсы, значит, деньги достанутся не всем субъектам?

— Не могу, потому что мы в ней практически не принималиучастия. За исключением получения небольшого объема средств подреконструкцию ветхого и аварийного жилья. Дело в том, что участникомпрограммы являются субъекты федерации. Муниципальные образования тамне прописаны. Мы свои предложения должны вносить через субъекты РФ.

— Жилищный национальный проект — пусть несколько измененная, но все-таки во многом прежняя ФЦП «Жилище». Она действует уже не первый год. Вы можете оценить ее эффективность?

— Надеемся на лучшее. Это зависит от того, какой объемсредств будет получать Свердловская область, и сколько из них направятв Екатеринбург.

— Но тогда есть риск, что с нацпроектом получится так же, как с ФЦП: Екатеринбург останется вне его.

— Я считаю, что участниками программы де-фактодолжны быть и субъекты федерации, и муниципальные образования. Еслисубъект хочет, чтобы программа эффективно развивалась, он в первуюочередь должен поддерживать те муниципальные образования, в которых дляэтого есть условия: налицо хорошие темпы развития жилищногостроительства, есть проработанные документы градостроительногопланирования — утвержденный генеральный план, проекты планировок,отработанная комплексная схема развития инженерных сетей. У нас все этоесть. И у меня большое подозрение, что во многих городах нет дажегенплана.

— А субъект федерации, решая вопросы о выделениисумм, на что будет опираться? Вы сможете добиться, чтобы выделялосьбольше средств? Или сколько дадут — столько дадут?

— Будем судить по тому, как проект начнетреализовываться. Могу сказать одно: основные темпы прироста жильяв Свердловской области дает Екатеринбург — это очевидный факт.Из 1150 тыс. метров жилья в регионе по прошлому году в городе введено650 тыс. метров, практически 60%. Учитывая темпы строительствав городе, вклад Екатеринбурга в общий объем ввода жилья в областисохранится.

— Как вы считаете, деньги пойдут туда, где ужесформировались «точки роста», чтобы обеспечить еще больший прорыв? Илинаоборот: с помощью нацпроекта попробуют подтягивать отстающих?

— Существует проблема нехватки у муниципалитетов денег на подготовку земельных площадок к проведению аукционов. Она как-то решается?

Тем не менее, как я уже говорил, национальный проектдолжен предусматривать участие в нем всех муниципалитетов. В те города,где с жилищным строительством пока плохо, тоже нужно вкладывать.Но только при наличии внятной местной программы развития жилищногостроительства. Если тратить без программы, без понимания того, какойэкономический эффект она даст, это будут выброшенные на ветер деньги.Должна быть либо внутренняя программа муниципалитета, либо областнаяпрограмма поддержки неблагополучных с точки зрения жилищного рынкамуниципальных образований. Однако если вкладывать только в отстающих,результаты будут сильно оттянуты по времени и темпы строительства жильяокажутся не такими высокими, как запланировано, к примеру,в Свердловской области. Поэтому параллельно нужно поддерживатьте муниципальные образования, где работа сегодня построена эффективно,где темпы роста опережают средние по субъектам.

— Вы неоднократно подчеркивали, что считаете себяи чиновником, и строителем. Не могли бы вы дать оценку национальномужилищному проекту как строитель?

— Подготовка площадки к аукциону — это два блока работ:оформление пакета документов и освобождение земельного участка от правтретьих лиц, то есть отселение ветхого жилого фонда. Целевые деньги подподготовку площадок в ФЦП «Жилище» не заложены, есть только обеспечениесетями. Если смотреть по частям, на подготовку документации не заложеноничего, на снос ветхого и аварийного жилья в этом годупредусматривается миллиард рублей с чем-то: на всю Россиюэто очень немного. В рамках национального проекта помимо федеральногофинансирования статей ФЦП «Жилище» должна быть программа обеспеченияи за счет регионального бюджета, и за счет муниципального. Мы в этомгоду, не получив ниоткуда ни копейки, такую статью расходов в бюджетзаложили, пусть небольшую: 9 млн рублей на оформление документации дляаукционов и 40 миллионов на снос ветхого фонда.

— Назовите, пожалуйста, недостатки, которые уже видны.

— С точки зрения строителя, такой национальный проектдолжен быть — это факт. Вектор выбран правильный. Но те нормативныеакты, которые выпустили за последнее время, нужно внимательноанализировать. Искать недостатки и думать, как их исправить, чтобынациональный проект дал больший эффект. Программа не должна бытьзастывшей.

В Екатеринбурге сейчас две самые большие площадки, которые должны быть застроены жильем до 2015 года: ВИЗ-Правобережный и Академический. По Академическому мы нашли инвестора — «Ренова-стройгрупп»,подписали соглашение и двигаемся вперед. «Ренове» повезло: она выкупилаЗАО «Свердловское», за которым было оформлено право постоянногобессрочного пользования земельными участками в Академическом. Поэтомупо закону смогла стать участниками такого соглашения. К сожалению,юридических лиц, у которых было бы подобное право на участок ВИЗ-Правобережный,нет. И если строго следовать федеральному законодательству, сегоднямы должны проводить конкурс на его комплексную подготовку. А значит,и освободить этот участок от прав третьих лиц. Для нас это — большаяпроблема.

— Их очень много. Например, открыт вопрос, надоли вводить повсеместные аукционы. Может быть, ограничиться торгами? Этотоже прозрачная процедура, но она позволяет привлекать средствастроителей к сносу того, что стоит на участке, который они приобретают.При аукционах это можно делать только на средства муниципалитета.


Золотой бизнес Ну его, этот Microsoft Как выехать из колеи Тихой сапой Челябинск — эпицентр раскола оппозиции Не нужен теленок бразильский Мы все — стейкхолдеры Наличностный фактор Доходное место

Главная / Промышленность