Главная / Промышленность / От монополии государственной к монополии частной

С другой стороны, принят закон о концессиях, которого ждали в отрасли ровно десять лет: он упорядочивает работу инвесторов в коммунальной сфере. Крупные компании вроде « Новогор-Прикамья» вышли на хорошие финансовые показатели. Дочерние предприятия Российских коммунальных систем (РКС) после двух лет работы начали получать прибыль.


Каким был 2005 год для ЖКХ?
С одной стороны, не сделано и половины шагов, которые ожидались. Медленно идет акционирование муниципальных унитарных предприятий, не появляются новые крупные предприниматели, тарифная политика властей не стала прозрачнее, в тарифах не ликвидировано перекрестное субсидирование и рост они не умерили.

В ЖКХ есть точки роста, на которые можно опираться и властям, и бизнесу. В муниципальных образованиях понимают, что частный бизнес — это благо для отрасли. Так, глава Ревды (Свердловская область) Альбина Каблинова рассказывает, что руководитель местного предприятия ЖКХ вместо того, чтобы поддерживать частный бизнес, начал с ним конкурировать. «Я выбрала интересы бизнеса и уволила начальника конторы», — отмечает она.

В Пермской области коммунальная политика властей дала результаты: за право обслуживать коммунальную сферу бились на тендерах крупнейшие игроки отрасли.



Мэрам, и правда, пора меняться: формально у чиновников в 2006 году вообще не остается финансовых рычагов влияния на бизнес. Население будет оплачивать 100% от экономически обоснованного тарифа, перечисления из бюджетов сведутся к платежам за коммунальные услуги бюджетных организаций. При этом именно на плечи населения ляжет финансовая забота обновления основных фондов ЖКХ. Инвестиционная составляющая в тарифах, их инфляционное увеличение и 100процентная оплата услуг приведут к тому, что цены на коммунальные услуги для населения поднимутся в разных регионах от 15 до 45%. При этом потребитель не сможет «голосовать кошельком», отказываясь от некачественных услуг или хотя бы пытаться экономить. Причина в неразвитости рынка и субъекта рыночных отношений — потребителя как физического лица (кондоминиумов и т.п.). И от тарифной политики властей зависит, придет ли на территорию бизнес, сможет ли он быть эффективнее муниципальных унитарных предприятий.

Михаил Слободин




Объединение КЭС и РКС — самое знаковое событие уходящего года в коммунальном бизнесе. Это сигнал: пора консолидироваться и обновляться. О том, как будет действовать новая компания, рассказывает генеральный директор КЭСХолдинга, президент ОАО «РКС» Михаил Слободин.

Бизнес в коммуналке стал зубастее. Последний и яркий пример: дочерние компании РКС и Комплексных энергетических систем (КЭС, входит в «Ренову»), работающие в Свердловской области, пролоббировали создание в министерстве строительства и ЖКХ подразделения, которое будет курировать коммунальную реформу на уровне субъекта федерации. Шаг беспрецедентный по двум позициям. Вопервых, бизнес уже не договаривается с отдельными главами, а выстраивает отношения с властью сверху. Понятно, что в первую очередь чиновник, назначенный на высокий пост заместителя министра, будет лоббировать интересы именно этих компаний, ненавязчиво рассказывая муниципалитетам, с кем лучше дружить, какие именно частники смогут достойно занять место муниципальных унитарных предприятий. Государственная монополия, по сути, сменяется монополией частных компаний. Вовторых, скоро в регионе не останется ни одной отрасли, куда не дотянулась бы «рука Реновы». Здесь ей принадлежат металлургический бизнес и завязанный на него бизнес энергетический, а теперь и коммуналка. И если раньше на этом поле работали две большие компании, две дочки «монстров» — Российские коммунальные системы и Комплексные энергосистемы, то сейчас осталась одна: РКС, созданные в свое время как альянс РАО «ЕЭС России» и нескольких частных компаний, перешли под контроль КЭС.

— Сравните: с приходом в розничную торговлю частника уже никто не беспокоится об ассортименте товаров в магазине — это задача менеджеров, как и уровень сервиса, вежливость персонала и т.п. Так произошло в торговле, так должно произойти и в коммунальной сфере. Нужно лишь создать эффективную конкурентную среду. Только тогда мы перестанем говорить о ЖКХ как о проблемной или ущербной отрасли хозяйства, получим качественные коммунальные услуги.

— Михаил Юрьевич, сколько еще лет чиновники будут обсуждать проблемы «прохождения отопительного сезона»?

Обещанного три года ждут
— На момент создания РКС считались коммунальным оператором с государственным капиталом. Означает ли ваше назначение, что РКС теперь контролируется частной компанией — КЭСХолдингом?


На мой взгляд, у федерального правительства, у власти в преддверии нового политического цикла 2007 — 2008 годов нет более важной социальной задачи, чем поддержка частного бизнеса в коммуналке. Именно это будет решающим шагом к рынку и улучшению качества жизни населения страны. Поставить реформу жилищнокоммунального комплекса во главу угла социальноэкономической политики на ближайшие годы — это и есть настоящий национальный проект с точки зрения замысла, масштаба.

— РКС раньше работали в тесном контакте с властью, с правительствами регионов, позиционируя себя в первую очередь как «дочку» РАО. Как частную компанию ее никто не воспринимал. Вы будете продолжать работу в этом же направлении?

— РАО «ЕЭС России» принадлежало и принадлежит 25% акций РКС. Именно РАО ЕЭС, а не государству. Поэтому юридически нельзя назвать РКС компанией с государственным капиталом. В настоящее время КЭСХолдинг владеет 35% акций РКС и в ближайшее время намерен консолидировать контрольный пакет.

Цель РКС с самого начала деятельности состояла как раз в том, чтобы построить эффективный бизнес в коммунальной сфере. Подчеркиваю: бизнес.

— Бизнес в коммунальной сфере растет в первую очередь на региональной почве. Без нормальных отношений с властями субъектов федерации, с главами муниципальных образований, где работает компания, развивать его невозможно.

Конечно, мы не хотим, чтобы нас воспринимали как государственную компанию — это насаждает иждивенческий подход к услугам, которые мы оказываем. Может быть, именно поэтому первые годы бизнеса РКС не были успешны: все думали, что мы государственная монополия, которая приходит в регионы для инвестирования в ЖКХ. То есть «закапывает» деньги, как это делали муниципальные унитарные предприятия, работающие в отрасли. Это означало завышенные ожидания, необоснованные требования, мол, «вы же обещали инвестировать…». При этом никто особенно не задумывался, что РКС — это бизнес, и доля компании с государственным участием (РАО «ЕЭС России») в нем лишь 25%. Однако РКС сделали очень большое дело — они первыми начали формировать системный и масштабный бизнес в коммунальной отрасли.

А любые рыночные отношения основаны на взаимном интересе субъектов. Мы активно развиваем эту политику. Компания старается предлагать муниципальным и региональным властям реальные инвестиционные программы, подкрепленные ресурсами и финансированием. И наша задача сегодня — убедить партнеров в лице региональных и муниципальных администраций в том, что РКС создает в коммунальной сфере новую систему отношений, радикально отличающуюся и с точки зрения подхода к бизнесу, и с точки зрения интересов регионов и людей, там живущих.

— Означает ли ваше назначение, что идеолог РКС Анатолий Чубайс разочаровался в проекте?

А с региональными и муниципальными властями мы работаем ничуть не менее активно. За неполных четыре месяца, объехав все дочерние структуры РКС в регионах, я не раз встречался с руководством субъектов федерации и крупнейших городов, где действует компания. 18 ноября в частности была встреча с председателем правительства Свердловской области Алексеем Воробьевым. Я уже и не говорю про постоянные рабочие контакты наших руководителей с властями на местах. С большинством регионов сейчас как раз завершается согласование и подписание инвестиционных программ на 2006 год. Это процесс важный и для РКС, и для региональных властей.

Мне кажется, что руководство РАО «ЕЭС России» разделяет новый бизнесподход к реализации проекта РКС, который всегда отличал менеджмент Комплексных энергетических систем — молодой, динамичной и быстро развивающейся компании. Это значит, что

— Наоборот. Мое назначение президентом РКС, а первого заместителя председателя правления РАО «ЕЭС России» Якова Уринсона — председателем совета директоров РКС стали результатом стратегических договоренностей двух крупнейших акционеров компании, РАО «ЕЭС России» и КЭСХолдинга. Ведущие акционеры согласовали позиции и договорились о совместных действиях для развития проекта и, конечно, общей ответственности за него.

Светлое будущее
— РКС пока работает с убытками. С чем это связано?


РАО ЕЭС вовсе не уходит из коммунального бизнеса, там намерены сохранить 25процентный пакет и в случае допэмиссии акций РКС. Так что ни о каких разочарованиях нет оснований говорить. Приход новой команды, безусловно, вдохнул новую жизнь в проект и придал ему новые импульсы. У нас большие планы.

— В некоторых территориях, например Пермском крае, проект РКС закрыт. Вторая попытка будет?

— Действительно, в первые два года деятельности у компании были убытки. Но это абсолютно нормально для тяжелого коммунального бизнеса: заход сюда в 90% случаев поначалу бывает убыточным. РКС как раз проходили эту фазу в 2003 — 2004 годах. При этом компания начинала работать сразу в нескольких субъектах федерации, а по ряду регионов тарифные решения властей были очень непросты. Но уже в 2005 году компания сработает без убытков, с небольшой, но прибылью. На следующий год стоит задача получить прибыль около полумиллиарда рублей.

ТГК9 (Свердловская область, Пермский край, Республика Коми), ТГК6 (Нижний Новгород, Иваново, Владимир, Пенза, Мордовия) и ТГК5 (Киров, Удмуртия, Марий Эл, Чувашия). Именно в этих стратегических регионах мы будем стараться построить полный цикл, здесь «большая» и «малая» энергетика станут развиваться синхронно и поддерживать друг друга.

— Мы скорректируем нашу региональную политику с учетом неоднозначного опыта РКС. Тогда компания пыталась делать сразу много всего, не хватало административных и финансовых ресурсов. Теперешние РКС будут концентрировать деятельность прежде всего там, где Комплексные энергетические системы выступают совладельцем активов в «большой» энергетике. Сегодня КЭСХолдинг является акционером

— В Свердловской области прямым конкурентом «дочки» РКС стала дочерняя структура КЭСХолдинга — КЭСКМультиэнергетика. Как компании будут работать: под одной крышей или отдельно?

Конечно, помимо этих областей РКС будет развивать деятельность там, где работает сейчас, и появится в других регионах. Хотя скажу сразу: вся страна нам не нужна. При работе на отдаленных территориях, прежде всего на Дальнем Востоке, очень велики издержки управления. Мы будем двигаться последовательно. Вопервых, расширяя «внутреннюю» географию бизнеса в тех регионах, где уже присутствуем, т.е. начинать операционную деятельность в новых муниципальных образованиях. Вовторых, внутри уже освоенных регионов будем расширять ряд предоставляемых услуг.

С нашей точки зрения, это абсолютно нормальный, логичный шаг акционеров, которые развивают бизнес на одной территории. Объединенная компания в структуре РКС станет крупнейшей. Кстати, это будет одно из ведущих предприятий области, обслуживающее более полутора миллионов потребителей, дающее рабочие места десяткам тысяч свердловчан и отчисляющее немалые налоги в областной и городские бюджеты.

— Стратегические договоренности между РАО «ЕЭС России» и КЭСХолдингом предполагают консолидацию бизнеса обеих компаний на базе РКС. Поэтому мы запланировали завершить интеграцию всего мультиэнергетического (как мы его называем) бизнеса КЭС в Российские коммунальные системы до 1 июля 2006 года. В ноябре началась консолидация КЭСКМультиэнергетики и СКС в Свердловской области. С нашей точки зрения, это позволит получить серьезный эффект: объединенная компания будет иметь совокупный оборот около 6 млрд рублей. Такой масштаб совершенно подругому воспринимается и инвесторами, и банками. Компания сможет привлекать средств больше и гораздо дешевле. Мы сократим издержки на управленческий персонал: сегодня две команды занимаются одним и тем же. То есть нагрузка на потребителей в этом плане будет снижаться, потому что у нас окажется меньше расходов. Все это, безусловно, заставляет быстрее двигаться к объединению.


«Через семь лет мы не узнаем Свердловскую область» Незаметная реформа Культура на острие атаки Челябинский вигвам Пакистанский дебют Магнитки ГСМ глубокой заморозки Транспортный гамбит IFC занялась энергоэффективностью Похоже на разводку

Главная / Промышленность