Главная / Промышленность / Британские уроки-2 Доступность дорогого стоит Некоторые стереотипы очень устойчивы. Лондонский смог — это примерно как русский медведь на городских улицах: из области преданий, времен дымящих фабрик и коптящих труб. Поскольку большая часть англичан проживает в коттеджах, где есть действующие камины, трубы и сегодня вполне функциональны, а профессия трубочиста актуальна. Однако вот уже 50 лет, как в стране запрещено пользоваться углем для отопления. Машины тоже не портят воздух. В общем, туманный Альбион теперь знаком лишь с естественными туманами. В первой части публикации (см. «Э-У» «Британские уроки» № 19 от 22.05.06) мы рассказали об организационной структуре и содержательных особенностях британской модели образования. Эта модель считается одной из самых успешных в мире, и Болонской декларацией принята за основу развития европейской высшей школы. Сейчас время поговорить о финансовой структуре и взаимосвязи образование — бизнес. Кстати, о способностях. Знакомый нам вариант «не прошел по конкурсу — плати, и поступишь на коммерческий факультет» в Великобритании не распространен. За «платным для отстающих» советуют обращаться в США. Или в Россию. Стереотипом оказалось и представление о том, что высокое качество британского образования оплачивается из кармана пользователя. Так вот: до самых последних лет высшая школа для своих граждан оставалась бесплатной. Сейчас все учащиеся колледжей и университетов вносят максимально 3 тыс. фунтов стерлингов в год. Чтобы был понятен уровень цен: средняя зарплата в стране — около 30 тысяч в год, машинист в метро получает приблизительно 44 тысячи, а врачтерапевт — 100 тысяч. Но если оплатить учебу сразу все-таки нет возможности, государство предоставляет образовательный кредит (не по выбору, а всем желающим). Средства нужно будет возвращать после окончания учебы, когда молодой специалист устроится на работу и начнет получать не менее 15 тыс. фунтов стерлингов. Так что высшее образование — это то дорогое удовольствие, которое может позволить себе каждый британец. Конечно, если у него есть желание и способности. В Стевенсонколледже (Шотландия) нам предоставили цены в рублях. Самая популярная у иностранцев программа foundation обойдется в 250 тыс. рублей, а самые краткие двухнедельные курсы английского языка — всего в 15 тыс. рублей (конечно, это без дороги и проживания). Сколько же стоит английское образование? Из уровней самое дорогое — начальное. Среди отраслей высшего лидирует МВА (мастер делового администрирования): стоимость обучения 20 тыс. фунтов стерлингов, затем идут медицинские специальности — 17 тысяч в год. Гуманитарные дисциплины в среднем 8 тысяч, плюс в такую же сумму обходится проживание. — Есть три источника финансирования деятельности университета и три составные части оплаты учебы. Потоки, поддерживающие жизнедеятельность университета: правительственные гранты на научные исследования, выплаты от заинтересованных предприятий на исследовательские работы и «миссия» — то, что мы зарабатываем сами или получаем как частную помощь. Учебный же процесс, помимо студенческой платы, в основном обеспечивается государством. Но не напрямую из правительства, а через Совет финансирования высшего образования. И еще наш университет получает средства от национальных служб здравоохранения и образования, поскольку готовит педагогов и медиков. Три источника и три составные части Я вздрогнула, услышав эту ленинскую фразу из уст директора по региональному и международному развитию университета города Вустер (Средняя Англия). Но совпадение было случайным: Сюзанна Бейкер просто рассказывала о том, как финансируются учебные заведения Соединенного Королевства. — От количества студентов и дороговизны курсов, а также от рейтинга учебного заведения. Я считаю участие в процессе финансирования независимого от правительства Совета очень положительным явлением. Распределение средств делается прозрачным. Можно зайти на специальный сайт и увидеть, сколько и почему выделено нам, а сколько соседу. — От чего зависит размер государственного финансирования? — Наша внутренняя финансовая служба. Ведь мы лучше понимаем, сколько и на что требуется потратить. — Кто определяет статьи расходов госсредств? — Конечно, но пока эта сумма не принципиальна для бюджета, около 2%. Это вдвое больше, чем собирается за платную парковку, и вдвое меньше дохода от сдачи внаем комнат для проживания. Количество иностранных студентов прежде всего влияет на рейтинг. Университет ищет разные способы заработать, он во многом функционирует как предприятие. Кафедры и лаборатории пытаются что-нибудь продавать, помимо образования. Например, при университете функционирует лаборатория пыльцы мирового уровня. Она продает и свои исследования, и их результаты — высококачественные лекарства от аллергии. — Собственно заработанные средства — это в том числе и за обучение иностранцев? — Нет. В последние 5 — 6 лет увеличивается количество денег, которые государство выделяет на образование. Сейчас в Великобритании 42% выпускников школ идут в университеты и колледжи, правитель-ством поставлена цель довести эту цифру до 50%. Студенческая плата введена, чтобы еще больше средств приходило в систему. — Почему введена плата за обучение: государству не хватает средств? — Наверное, потому, что эта страна еще не так богата. — Почему в Шотландии образование осталось бесплатным? Озвучить vipперечень славных шотландцев (немало, однако, знаменитостей на маленькую страну с населением в 5 миллионов человек — как Свердловская область) считал своим долгом каждый наш новый знакомый. А Алан Маккей, глава международного офиса Эдинбургского университета, внес важное добавление: почти все названные великие учились в этом старинном, в 1583 году основанном, учебном заведении. Сегодня Эдинбургский университет, сохранив присущую ему академичность, гибко реагирует на современные веяния. Здесь тоже программы-модули и набор современных специальностей. Королевская миля Королева Елизавета по закону в течение года должна пожить в каждой из четырех частей Соединенного Королевства (Англии, Уэльсе, Шотландии, Северной Ирландии). В Шотландии она останавливается в старинном замке Холлируд в Эдинбурге, к которому ведет историческая улица King mile — Королевская миля. Это любимое место прогулок Роберта Стивенсона, Вальтера Скотта: вон в том уютном пабе они проводили время. Здесь прохаживались Чарльз Дарвин, изобретатель пенициллина Александр Флеминг и телефона — Александр Белл. Кто еще прославил Шотландию? Мария Стюарт, Роберт Бернс… О, еще актер Шон Коннери и «мама» Гарри Поттера Джоан Ролинг! Жаль, изобретатель виски не оставил в истории своего имени. Подобная позиция лично для меня стала уроком освобождения еще от одного стереотипа. Только богатое государство, богатое уровнем жизни большинства своих граждан, может позволить себе платное образование. И никак не наоборот: пытаться добрать недостающее за счет нищего населения. И еще. Роль государства в британском образовании проявляется в стабильном финансировании, определении необходимых специалистов (существует правительственная структура, отслеживающая перспективные потребности рынка труда) и в создании жесткой системы оценки. При этом университеты свободны в распределении средств, выборе предметов и содержательных методик. В России, к сожалению, мы видим зеркальную ситуацию: вузы все больше освобождают от государственных денег и все сильнее повязывают тотальным контролем. У Шотландии положение в стране особое: она частично независима. Имеет собственную законодательную систему, отличающуюся от английской. Например, минимальный возраст вступления в брак здесь 16 лет, а не 18, действует запрет на курение в общественных местах, обучение в вузах бесплатно для своих граждан и длится дольше, чем в Англии. Это связано с местными традициями. А поскольку Шотландия исторически беднее соседа, как реципиент оказывается порой в более выгодном положении. Ее жителям сложнее оплачивать обучение, значит, эту функцию полностью берет на себя государство. Бизнес инвестирует образование Приятно говорить о королеве. Лондон — это два города (Сити-Вестминстер и Сити-Лондон) и восемь районов. Так вот, членам королевской семьи, в отличие от миллиардов других жителей планеты, въезд в City of London воспрещен. Недавно королеве Елизавете потребовалось-таки посетить запретную часть города. Она осуществила намерение с соблюдением всех формальностей: отправила запрос, получила разрешение, предъявила документы… С Эдинбургом связана еще одна поучительная история. Как один из главных портов страны он несколько утратил свое значение. И наверстал упущенное в иной сфере, создав фестиваль искусств мирового уровня. Крупнейшее культурное и развлекательное мероприятие формирует сегодня планы людей и имидж города: «Это было во время фестиваля», «я собираюсь в Шотландию примерно к фестивалю»… Возможно, в Великобритании уже народилось поколение, для которого название Эдинбург ассоциируется не только с богатой историей, но и с ярким настоящим — Эдинбургским фестивалем. Лондонские подробности мне вспомнились на юге Великобритании, в городе Саутгемптон на берегу Ла-Манша. Здешний университет — это 20 школ разных направлений, огромное количество научноисследовательских лабораторий, многие из них являются мировыми лидерами в своей сфере. Финансируются они в основном частными компаниями. Около 100 млн фунтов стерлингов в год получает Саутгемптонский университет от частных компаний и предприятий на исследования; показатели равного уровня имеют только знаменитые Оксфорд и Кембридж. Роль государства — ни в приказе, запрете или рекомендации по данному поводу, а в создании условий для заинтересованности бизнеса в образовании и науке. Каждый отвечает за свое. У этой игры — огромный смысл. Много веков назад банкиры и бизнесмены только народившегося, а теперь крупнейшего делового центра мира отстояли право на независимость — от власти. Каждому — своя сфера влияния. В другой лаборатории занимаются изучением растительных вредителей. Центр сохранения текстиля исследует и реконструирует ценные старинные ткани. Проводится изучение стволовых клеток при пересадке костного мозга, создаются искусственные руки и ноги, разрабатываются более эффективные солнечные батареи. Большое внимание уделяется нанотехнологиям, за которыми будущее. Огромный технопарк сдает помещения с оборудованием в аренду 54 компаниям мира. А на берегу пролива разместился океанографический кампус. Здесь установили, что течение Гольфстрима замедлилось, и это может привести к постепенному похолоданию на планете… …Когда в лаборатории высоких напряжений устанавливается напряжение в миллион вольт, из нее удаляют все оборудование — не выдержит. Именно здесь изобрели в свое время усилитель, который позволил посылать сигналы по оптическому волокну гораздо дальше и быстрее, чем прежде, что привело к появлению интернета. А недавно одна из лабораторий сгорела: короткое замыкание. Пожар нередко становится стимулом прогресса: за счет страховых средств и дополнительных инвестиций оборудование будет восстановлено, и лаборатория станет самой высоко оснащенной в мире компьютерными технологиями. За последние пять лет от университета отпочковались 15 компаний. Самые успешные из них разместили акции на фондовой бирже, и благодаря этому в учебное заведение пришли серьезные средства. Например, предприятие по производству оптикоэлектронного оборудования, сейчас там 350 сотрудников. Или компания, выпускающая лекарства против астмы. Организационно они самостоятельны, но сохраняется связь с университетом: директор преподает в вузе, между предприятием и учебным заведением действует соглашение. «Специалисты и знания остаются в университете, а не уходят на сторону», — комментирует представитель международного офиса Ричард Миллер. Все замечательно, но увиденное нами больше похоже на научные институты, а иногда цеха предприятий. При чем здесь учеба, студенты (а их 20 тысяч)? Саутгемптонский университет — яркий представитель типичного для Великобритании слияния науки и образования. Для России подобное не характерно. У нас основные открытия (без обиды для вузов) совершаются в специализированных научных институтах. Так происходит и в большинстве других европейских стран. Англосаксонская модель предполагает теснейшую связь между исследованиями и подготовкой специалистов. «Мы считаем, что именно достижения в области науки позволяют качественно работать со студентами, — объясняет позицию помощник ректора Филипп Нельсон. — Они сами участвуют в исследованиях, а после окончания учебы устраиваются на предприятия, с которыми мы сотрудничаем, или на те, которые мы создаем». Центр предпринимательства и инноваций занимается тем, что находит исследованиям конкретное применение. Рози Джойз: «Ученые могут предпочитать разные вещи. Но главное, что любят они все, — чтобы рожденные в их головах идеи не лежали в нижнем ящике стола, а использовались на практике. Центр не занимается взращиванием коммерчески выгодных идей, иначе мы обратили бы взоры лишь на электронику и перестали работать с океанографией или археологией. Ученые приходят к нам со своими открытиями, и мы помогаем их материализовать». Образование инвестирует бизнес В разных университетах Великобритании я слышала фразу «мы инвестируем» вместо более привычной для российского образования формулировки «в нас инвестируют». Образование в Британии — активная сфера, способная влиять на экономику, развивать ее. Продолжая разговор о предприятиях, порожденных университетом, Рози Джойз (представляет вузовский центр предпринимательства и инноваций) объясняет: «Акции созданных предприятий мы держим лишь короткое время, это общая политика. Затем принимается решение о продаже. На вырученные средства, например, было приобретено исследовательское судно для океанографического факультета. Получается замкнутый круг: деньги, которые мы вкладываем в экономику, возвращаются опять же в исследования, то, для чего университет и существует». О заимствованиях Я не уверена, что все, даже очевидные плюсы британского образования, годятся для России. У нас свои традиции, свои «очевидные плюсы», которые нужно уважать прежде всего нам самим. От пресловутого бакалавриата странам, подписавшим Болонскую конвенцию, никуда не деться. Но для России он чужд, и прямое копирование здесь вряд ли подойдет, нужно искать адаптированные варианты. В отношении образовательных методик: к спорам и дискуссиям, как показывает опыт, молодые россияне очень даже склонны, а вот к самостоятельной работе в большом объеме пока нет, время, свободное от лекций, они воспринимают просто как свободное время. Перестроить отношения науки, образования и экономики вряд ли удастся быстро, хотя сегодня все больше говорят о технопарках, о больших национальных университетах, идеология которых основывается как раз на глубоком взаимопроникновении данных сфер. Действует центр и как бизнесинкубатор для студенческих проектов. «Конечно, мы не стоим в дверях и не выдаем всем подряд деньги», — смеется Рози. Но если у группы студентов появилась интересная идея (от продажи жареных каштанов в «жарком месте» до организации турпоездок во французские Альпы, все годится) и они составили убедительный бизнесплан, то могут рассчитывать на первоначальный капитал. Главное, чтобы они не боялись создавать новое. А главное, мы держава континентальная, для политической погоды характерны резкие температурные скачки. Английскому же газону требуются стабильные погодные условия и уход постоянный, а не рывками: от одного нацпроекта до другого. …Английский газон можно разбить и в России, и сейчас этим активно занимаются. Но все-таки неповторимо хорош он именно на британской островной земле. А у нас и климат другой, и почва, и те же самые семена дадут здесь иные всходы. Под честное слово Сделай сам Требуется свой пророк Производство елея выросло Расплата за долги Жаркая пора Выше Москвы не прыгнешь Отвоевали Культура заработать Главная / Промышленность |
||