Главная / Промышленность / Высокие орбиты «Протона»

Кинематографисты не драматизировали ситуацию. «Случаи,когда уже готовая оснастка и задел деталей в серийных цехах “уходилив бадью”, очень изматывали производственников, работавших буквальносутками, без праздников и выходных. Только за один 1964 годпо двигателю РД-253 разработчик внес 10 тысяч изменений, что отодвинуло назначенный ранее срок еще на год», — читаем на сайте ОАО «Протон-Пермские моторы».



Владимир Сатюков
В фильме «Укрощение огня» есть такая сцена: главный конструктор космических кораблей Андрей Башкирцев (его прототип — Сергей Королев) предлагает остановить разработку морально устаревшей, с его точки зрения, ракеты-носителя и немедленно приступить к созданию принципиально новой. Чем до глубины души возмущает директора завода-изготовителя: годы напряженного труда тысяч человек — коту под хвост.

Лучше не бывает— Владимир Александрович, какие страны конкурируютс Россией в области космических технологий? В каком состоянии нашакосмическая отрасль по сравнению с ними?

В беседе с генеральным директором «Протон-ПМ» Владимиром Сатюковымвыяснилось, что именно такая тренировка инженерных и организаторскихнавыков вывела отечественную космическую отрасль в недосягаемые покамировые лидеры.

— Но китайская рабочая сила еще дешевле.

— Прежде всего это США и Франция. Семимильными шагамидвижутся Япония и Китай. Успешным транснациональным проектом сталЕвропейский космический союз. Конкурентов день ото дня прибывает.Однако Россия выигрывает: успешно развиваться нам позволяет мощнейшийнаучный и технико-технологическийпотенциал, заложенный еще в 50 — 60-е годы. Плюс — дешевизна материалови рабочей силы. В прошлом году произошло семь запусков космическихракет, из них четыре коммерческих. Это значит, что на нашемракетоносителе «Протон» выведено в космос четыре зарубежных спутника.Вот фактическое подтверждение нашего лидерства.

— Какова степень кооперации государств в рамках космической отрасли?

— Все, что сегодня делает Китай, — это авиационные и ракетные двигатели, когда-то переданные нами. Но, думаю, впоследствии он будет способен генерировать собственные идеи.

— Есть ли в нашем активе технологии будущего,которые закрепят Россию в лидерах и позволят нам гордиться достижениямине только 50-летней давности?

— Сотрудничества нет — есть жесткая конкуренция. Хотяположительные примеры совместной работы имеются. В 1995 году НПО«Энергомаш» стало победителем международного конкурса на разработкуи изготовление двигателя для ракеты Atlas-3
компании Lockheed Martin. Созданный в рамках этого проекта кислородно-керосиновый двигатель РД-180считается самым эффективным в своем классе. Одно «но»: в США российскиедвигатели ставят только на ракеты, используемые в гражданских целях.Двигатели на ракеты военного назначения собираются исключительнона территории США: таково жесткое требование госдепартамента.

В 2005 году совместно с головным разработчиком нашихдвигателей НПО «Энергомаш» (Химки) мы создали модернизированныйжидкостный ракетный двигатель РД-276с усиленной на 5% тягой. Это означает существенное увеличение полезнойнагрузки, которая может быть выведена на орбиту при одних и техже затратах. Есть такой термин — «стоимость вывода одного килограммаполезной нагрузки на заданную орбиту». Сегодня на мировом рынке онаколеблется в пределах 20 тыс. долларов, и тот, кто сделает дешевле,выиграет в конкурентной борьбе. Вот вам серьезный шаг вперед.

— Отраслевые научные институты, конструкторские бюроне стоят на месте. Возьмем двигатель, который десять лет серийновыпускает «Протон» (десятилетие для такой отрасли, как наша, оченьмалый срок).

— В чем его принципиальное отличие?

Но и это не главное. В России разработан, я считаю, уникальный двигатель
РД-191 для ракет-носителей нового поколения «Ангара». Несколько двигателей уже изготовлены и прошли опытные испытания на стендах НПО «Энергомаш».

Новый двигатель использует экологически чистое топливо— специальный керосин и кислород. То есть при возникновении внештатныхситуаций заражения окружающей среды компонентами ракетного топливане будет.

— Двигатели, которые мы производим сегодня, работаютна очень токсичном топливе. Поэтому Россия ведет ракетные запускис космодрома Байконур: там небольшая плотность населения, снижен рискзаражения людей, а ступени ракет-носителей падают в безлюдные зоны отчуждения.

— Совершенно новые. Если у производимого сегодня двигателя тяга составляет 160 тонн, то у РД-191— 190 тонн. Его хотят сделать многоразовым, как на американскихшаттлах: по возвращении на Землю двигатели после проверки и доработкиснова будут использоваться. Сегодня мы выпускаем одноразовые двигатели,их жизненный цикл очень короткий: полтора года трудов — и всего120 секунд в работе. Двигатели РД-191 в зависимости от комплектации можно применять на ракетах различного класса.

— Использование РД-191 открывает перед российской космической отраслью новые горизонты?

— Нет, сегодня такую программу, как «Энергия-Буран»,ни за что не реанимировать. Этот проект требует колоссальных затрат,какие российский бюджет позволить себе не может. Я считаю, приоритетсегодня — строительство старта на российском космодроме в Плисецке.

— Появление нового двигателя поставит вопросо возобновлении отечественной программы возвращаемых космическихаппаратов, аналогов советского «Бурана»?

— Получается, так: пока ракеты-носители «Протон-М» могут запускаться с единственного космодрома в мире — Байконура.

— Таким образом, мы выходим из зависимости от Казахстана?

— У меня диаметрально противоположное мнение: на нашемпредприятии преемственность сохранилась. С 1958 года, когда в Пермибыло организовано ракетное производство, мы ставили и ставим задачуне уронить престиж наших двигателей. Их надежность по мировой оценкесоставляет 0,99 Более надежных двигателей такого класса нет ни у когов мире. Надежность двигателей, стоящих на китайской ракете «Великийпоход», — 0,9 Эти цифры означают: у них возможны девять отказовиз ста, у нас — всего два из тысячи. Чтобы добиться такого уровняи держать его, необходима большая работа по сохранению научногопотенциала и грамотных специалистов. Скажу честно: такую постановкукадровой и научной работы, как у нас, я редко где встречал.

Рук не хватает— От многих директоров приходится слышать, чтоглавная проблема сегодня не в отсутствии денег, а в том, что их скоронекому будет осваивать: прервана традиция воспитания новых поколенийроссийских ученых.

— Насколько конкурентоспособна система социального обеспечения ваших сотрудников в сравнении с США и Китаем?

Инженеров достаточно. А вот тех, кто работает руками…Первый звонок прозвучал семь лет назад: перестало хватать специалистовсреднего звена — техников, механиков, производственных мастеров,технологов. Осознав проблему, мы заключили договор о подготовкес Пермским авиационным техникумом, составили список из 20 детейработников нашего предприятия. Мы оплачиваем учебу, взамен выпускникотрабатывает у нас не менее трех лет. Сегодня ощущается нехваткатокарей, слесарей, и мы заключаем такие же договоры, проводим ежегодныепрофессиональные конкурсы, победители получают премии, внеочередноеповышение зарплаты.

— Я веду к проблеме утечки кадров…

— Не могу с уверенностью говорить о Китае и США,но в нашей отрасли и конкретно на нашем предприятии специалистынаходятся в привилегированном положении. По западным меркам зарплатанизкая. Но только по западным. Мы ценим своих работников и стараемсяпомогать им с жильем, детскими садами, санаторно-курортным отдыхом и так далее.

Все свое— В отечественной космической отрасли есть конкуренция?

— Последние десять лет никакой утечки в космическойотрасли нет. Не потому, что специалисты не востребованы. Дело в том,что даже по нашей конструкторской документации за рубежом не сделатьни одного двигателя: там совершенно другое оборудование, стандарты,да и сами подходы к созданию двигателей. Возьмем хоть бы ракетноесопло. Казалось бы, простая деталь, а на самом деле — сложнейший паяныйузел, с которого начинается цикл изготовления двигателя. Внутриее проходят тысячи параллельно расположенных вертикальных каналов.В США, например, подобный узел состоит из тысяч трубок диаметром4 — 6 мм, обмотанных жаропрочным стекловолокном, и процесс обмоткиочень длительный (в три раза дольше, чем у нас), дорогой и сложный.

— А по проекту «Ангара»?

— Я бы не сказал. Делать ракетные двигатели — дорогоеудовольствие. Еще на заре ракетостроения сложилось так, что у каждогопредприятия — своя специализация. Такие двигатели, какие мы производим,не делает никто.

Предположим, я сделал трубу, отдал другому заводу, тамприварили еще десять деталей, а продукт не проходит испытания. Ктобудет в этом виноват? Неизвестно. Поэтому мы изготавливаем двигательпо замкнутому циклу — от получения листового материала до испытанийи отгрузки. У нас сквозная система планирования каждого двигателя.У главного диспетчера по каждому цеху составлены цикловые графики:в какой день какого месяца та или иная деталь должна пройтиопределенную технологическую стадию обработки. И все это поджесточайшим контролем: каждое утро проверки, каждый вечер — отчеты,доклады. Пришел рабочий к станку — у него уже написано, какую детальизготовить. Идет на склад, берет болванку. Ему дают маршрутную карту:марка материала, проверено тем-то и тогда-то,штамп ОТК. Получил болванку — распишись, укажи дату. Все так расписано,что через 30 лет можно найти, кто что делал. Наша документацияпо системе качества — вот что больше всего поразило специалистовкомпании Pratt and Whitney. В приватной беседе один из них сказал:«Если на российскую авиацию мы смотрим свысока, то на российскуюкосмическую отрасль — снизу вверх».

— Эту новую ракету-носительхотят делать многие. Она создается с нуля, и заказы, связанныес ее производством, смогли бы поставить на ноги не одно предприятие.ОАО «Протон-ПМ»отдали треть общего объема работ по двигателям. Остальное распределилипо другим предприятиям. Я считаю, что это, мягко говоря,нецелесообразно. В истории ракетостроения не было примера, чтобыдвигатель создавали несколько заводов. Собирать, испытывать и отгружатьдвигатель должно одно предприятие.

Только благодаря замкнутому циклу и строжайшемуконтролю за производственным процессом мы можем гарантироватьвысочайшее качество. В прошлом году у нас побывал генеральныйразработчик двигателя для «Ангары», главный конструктор НПО«Энергомаш», академик Борис Каторгин. Он на всех уровнях заявляли заявляет, что «Протон-ПМ» — единственное предприятие, способное выпускать жизнеспособный двигатель.

Но вообще мы стараемся не допускать на предприятиепосторонних людей не только потому, что боимся за свои секреты (к ниммы близко никого не допустим): надежность наших двигателей зависитв первую очередь от чистоты внутренних полостей двигателя. В обвязкеракеты стоит шесть двигателей, и если с ними что-тослучится, может возникнуть внештатная ситуация вплоть до взрыва.Суммарная мощность двигателей при старте ракеты равняется мощностиБратской ГЭС. Думаю, не стоит объяснять масштабы возможного ущерба.Поэтому мы очень строго следим за чистотой. Получив халаты, срезаемс них все пуговицы и пришиваем завязки. С пуговицами работать нельзя:не дай бог допустить попадание в какой-нибудь узел двигателя.

— Угроза нависала над нами не раз, творилось что-тоневообразимое. Последний пример — группа компаний «Гута». Пришли,кричали в прессе: «Мы поднимем предприятие, обеспечим его техническоеперевооружение, новые инвестиционные программы, масштабныекапиталовложения». Я тогда говорил, что они явились со спекулятивныминамерениями и пользы от них не будет. Так и получилось. Продержалисьполтора года и сбросили свои акции Внешторгбанку.

Не мешайте работать— С 1995 года «Протон-ПМ» прошел приватизацию, сменил пять собственников, пережил акционерные войны. Как это сказалось на предприятии?

Два года назад 59% акций «Протон-ПМ» консолидировал Государственный космический научно-производственныйцентр им. Хруничева. Это наше головное предприятие, собирающее ракетыи готовящее их к запуску в космос. В 2005 году впервые за десятилетиемы с собственником утвердили бизнес-планна 2006 — 2010 годы, сформировали пакет заказов на пять лет вперед.И сегодня я уже могу определить, какие станки, какая техника нам нужна,чтобы его выполнить. На основании бизнес-плана составлен план технического развития.

Все эти годы я утверждал: мы справимся с любойконкуренцией, только не мешайте работать. И мечтал, что придетдолгосрочный собственник, неважно, частный или государственный,и скажет: «Я не лезу на предприятие, но при этом должен быть уверен,что оно работает с прибылью. Половину прибыли тратим на дивиденды,остальные средства идут на развитие».

— Центр Хруничева определил нам стабильный объемзаказов на все пять лет без увеличения объемов. Но сегодня мы работаемуже на 2007 год.

— В советские времена вы изготавливали16 комплектов по шесть двигателей в каждом. Сегодня — вполовину меньше.Каковы дальнейшие перспективы?

ОАО «Протон-Пермские моторы»

Дополнительные материалы:

«Протону» доверяют свои спутники Российское космическое агентство, ГКНПЦ им. Хруничева, военно-космическиесилы, РАО «Газпром», министерство финансов РФ, иностранные государстваи компании, в числе последних Motorola, Hughes, Loral, Lockheed Martin.Ракетные двигатели составляют 72 — 75% общего объема производства.C 90-х годов предприятие приступило к изготовлению газоперекачивающихагрегатов и газотурбинных электростанций. Их основной заказчик — РАО«Газпром»


Со дня основания в 1958 году предприятие выпускало ракетныедвигатели различного назначения, агрегаты для крылатых ракет, пусковыеустройства для старта ракет. Сегодня это единственный производительжидкостных ракетных двигателей РД-275, используемых в качестве энергетической установки первой ступени ракеты-носителя тяжелого класса «Протон». С 1965-го по декабрь 2005 года осуществлено 313 запусков ракеты-носителя ;«Протон». Это основная транспортная система в федеральной космическойпрограмме, признанная самой надежной в мире. «Протон» выводил на орбитуаппараты «Луна», «Венера», «Марс», «Радуга», «Экран», «Горизонт»,«Алмаз», пилотируемые орбитальные станции «Салют», «Мир». С 1998 годадвигатели «Протон-ПМ» выводят на орбиту модули Международной космической станции. «Протон-ПМ» участвует в разработке двигателя РД-191, предназначенного для ракеты-носителя нового поколения «Ангара».


Курганская рапсодия Излечение сценой Бросок в Китай Первый квартал 2006 года продемонстрировал резкий скачок цен на вторичное жилье. Традиционного зимнего затишья не было Против лома нет закона Им не жить друг без друга Дайте городу шанс Спасаешь планету — делаешь бизнес Громкая заявка

Главная / Промышленность