Главная / Промышленность / Высший пилотаж






14 апреля корпорация «ВСМПО-Ависма» и американская компания Boeing подписали в Москве меморандум о договоренности по проекту совместного предприятия. Новое производство для переработки титановых штамповок разместится в Верхней Салде (Свердловская область), окончательную обработку изделия будут проходить на предприятиях Boeing в Портланде (США). Конечной продукцией — крупными деталями — планируется обеспечивать 120 — 140 самолетов в год.

Фото - Максим Бедолага

ВСМПО — давний партнер Boeing: первый контракт на поставку титана подписан еще в 1994 году. С 1997 года российская компания обеспечивает четверть потребностей в титане для производства гражданских самолетов Boeing. Корпорации ведут совместную разработку сплавов для авиационной и космической промышленности. По мнению сторон, альянс повысит эффективность производственной цепочки на 25 — 30%. «Boeing сможет сократить отходы, связанные с производством титановых узлов, а ВСМПО — увеличить мощности по производству титановых деталей», — отмечает президент компании Boeing по программам самолетостроения Майк Кейв.

СП создается на паритетных началах, окончательный контракт будет подписан до 15 мая. Как сообщается, стороны внесут по 30 млн долларов для приобретения оборудования и организации производства. Официальный представитель Boeing в России и СНГ Виктор Аношкин рассказал «Э-У», что СП заработает уже в текущем году. Предполагается, что в 2008м, когда производство выйдет на полную мощность, оборот совместного предприятия превысит 1 млрд долларов.

Аналитики рынка считают, что создание СП носит для Boeing стратегический характер. По мнению эксперта ИФК «Солид» Игоря Нуждина, американцы заранее подстраховались от рисков, связанных с возможным переходом «ВСМПОАвисмы» под контроль ФГУП «Рособоронэкспорт». Как отмечает Виктор Аношкин, сам факт подписания меморандума говорит о том, что Boeing не видит никаких препятствий в реализации своих планов в России:

Генеральный директор корпорации «ВСМПО-Ависма» Владислав Тетюхин уверен, что создание СП — это новый шаг в развитии и отличная возможность повышения компетенции предприятия в новой для него области — производства изделий, максимально приближенных к конечной форме. По его словам, «совместное предприятие будет работать по новейшим технологиям как с компанией Boeing и его субподрядчиками, так и с отечественными авиационными предприятиями, которые проявят интерес к сотрудничеству».

Аналитик USB Алексей Морозов считает, что у российской титановой корпорации есть скрытые резервы для увеличения производственных мощностей и при необходимости она сможет покрыть потребности как Boeing, так и отечественных авиастроителей: «Сейчас ВСМПО имеет избыточную долю производства. На “Ависме” после модернизации выпуск титановой губки можно увеличить с 28 до 33 тыс. тонн в год». Если у Boeing все-таки возникнут проблемы в России, компания всегда может переключиться на американских производителей, уверен аналитик.

«В ходе переговоров менеджеров Boeing с “Рособоронэкспортом” и российским правительством, мы получили заверение, что сотрудничество будет продолжено». По информации «ЭУ», одобрение российские власти дали с условием, что выпускаемая продукция будет ориентирована не только на программу производства самолетов Boeing 787 Dreamliner, но и на удовлетворение потребностей отечественного авиапрома.

В ближайшее время, как сообщил Владислав Тетюхин, стороны намерены обратиться в министерство экономического развития и торговли РФ с предложением о регистрации предприятия в особой экономической зоне (ОЭЗ). Напомним, что соответствующую заявку правительство Свердловской области направляло еще на первый конкурс по отбору ОЭЗ, который проводился в ноябре. Проект носил название «Титановая долина». Концепция СП аналогична тому, что предлагалось для размещения в промышленно-производственной зоне ОЭЗ. В число первых десяти зон «Титановая долина» не попала. Новый конкурс МЭРТ будет проводить в конце 2007 года. Интерес руководства «ВСМПО-Ависмы» к получению статуса резидента ОЭЗ прозрачен: для них установлен ряд налоговых преференций (см. «Зоны на равных», «Э-У» № 41 от 31.10.05). Теперь у верхнесалдинского проекта больше шансов на победу: руководство Федерального агентства по управлению ОЭЗ неоднократно заявляло, что будут приветствоваться уже реализуемые заявки.

Для «ВСМПОАвисмы» очевидны два плюса от создания СП. Во-первых, вся маржа от производства и продажи готовой продукции более высокого передела будет оставаться на предприятии. Во-вторых, титановая корпорация решит проблему сырья: при изготовлении деталей образуется титановый скрап (стружка), и его можно второй раз использовать в производстве. Сейчас «ВСМПОАвисма» покупает скрап на рынке, за последние несколько лет мировые цены на него выросли с 1 до 15 долларов за килограмм.


Тренд, он же — горизонталь Когда масштаб имеет значение Итоги 2005 года Центр притяжения Деньги — в землю Удар по липким ладоням На круги своя Равнение на центр Нужный неудачник

Главная / Промышленность