Главная / Промышленность / Требуется свой пророк

Недавно был нам путь в Нижний Новгород, где пришлось побывать на «Шоу
бизнес-идей»,организованном местной консалтинговой компанией. Восьмичасовое действопрерывалось сценками трудовых будней среднего предпринимательствав постановке местного драмтеатра, неспешным кулуарным общениемнескольких сотен участников и торговлей книгами самых модных мировыхавторов по цене либо 190 евро за кг, либо 30 — за экземпляр. Жадныхотваживали неутешительным объявлением: «Ночью — дешевле. Потомупо ночам не торгуем». Основное таинство — трехчасовое выступление шведскогогуру управления Кьелла Нордстрема, автора нашумевшего «Бизнеса в стилефанк». Разогревая восприимчивость публики, Нордстрем с десяток разкряду размашисто бросал голову взад-вперед, так что даже на задних рядах понимали: именно так в жизни все и устроено. Опровергая тезис, Кьелл столь же убедительно маячил влево-вправо.За три часа выступления было показано с десяток слайдов абстрактногосвойства, в навигации по которым Кьелл смущенно, но очень органично длягуру, путался. Как и всякие благодарные ученики, наши люди внималимудрому слову, затаив дух, и даже смеялись, не дожидаясь перевода,в тех местах, где и было задумано.



Олег Банных


По идее, у каждого из миллиардов мигрирующих миров (разуж он стал отдельным фрагментом, не признающим даже танцев под одинмотив) должно быть свое мировидение: иначе как бы он определял путисвоей миграции? Это необходимо если не для мира-потребителя, то уж для мира-бизнеса точно. Раньше общее представление о мире и путях в нем давала церковь или партия. На худой конец — какая-нибудьобщепризнанная философская школа. Вне зависимости от истинности этихпредставлений и путей (будь то Царство небесное или коммунизм) ониимели неоспоримое преимущество: каждый из людей в целом понимал, какустроен мир и как в этом мире человек должен жить. Нынче ни церковь,ни партия — не указ. Потому в мире появились гуру, индивидуальныеи коллективные (вроде широко распространяющихся «фабрик мысли»).

Словом, было весело, мило, интересно и сытно. Но былов речи гуру нечто, что погрузило нас в глубокую думу. Мир, по мыслиНордстрема, стал фрагментарным, и главный фрагмент в нем — сам человек,точнее, отдельная человеческая особь. В пример Кьелл привел случай,когда он, танцуя в клубе с девушкой, никак не мог объяснитьрассогласованность ее движений с общим музыкальным ритмом. Покане обнаружил в ее ушах наушники от плеера, по всей видимости, подающеготуда совсем другие ноты. Этот феномен Кьелл назвал «боулингв одиночку». По планете передвигаются несколько миллиардов отдельныхмиров, каждый из которых одинок. Каждый одинокий мир — это отдельныйрынок, подающий импульс производителям, которые должны сочинить длякаждого одинокого мира если не новый товар, то оригинальный фасон.И каждый одинокий мир — это отдельный бизнес, где средства производства(руки, сердце, голова) уже неотчуждаемы капитализмом от их владельца.

Но мельтешение гуру по миру не отменяет пристальногои основательного взгляда на этот феномен. Научная мощь серьезныхинтеллектуальных центров, владеющих мощными технологиями системногоанализа и прогнозирования, широкой публике ни к чему. Ей нуженинтеллектуальный стереотип для быстрого объяснения устройства этогосложного мира и происходящих в нем событий. (Точно так же любомупотребителю для спокойствия духа нужно чувственное клише, формируемоеиндустрией бренда, иначе можно свихнуться от проблемы постоянноговыбора между различными способами удовлетворения одной и тойже потребности товарами разных мануфактур. И именно гуру поставляютпублике готовые для усвоения мировоззренческие стандарты. Наш известныйинтеллектуал Александр Неклесса назвал все семейство современныхпророков новым классом мировой элиты «людьми воздуха — магистрамисвободных искусств, управляющими смыслами и целеполаганием общества,образами его будущего, кодексами поведения, информационно-финансовыми потоками».

При смене обычными людьми личных обстоятельстви желаний можно поменять гуру и мировоззрение. Пророчества гуру могутбыть прекрасными до восторга в сердце, этически выверенными до слезв глазах, но они могут нравиться и только потому, что проповедник куриттабак той же марки, что и внимающий его мудрости ученик. Самосодержание всякого нового пророчества не имеет большого значения хотябы потому, что это просто товар на удивительном интеллектуальном рынке.Характерно недавнее появление книжки «Как стать гуру за 60 дней»:с такими темпами пророков вскоре будет вполне достаточно, чтобумиротворить даже самые мятежные, требовательные внутренние мирыво всем их многообразии.

«Вслушайтесь в Россию! — обращаемся мы к чиновничеству,взявшемуся доминировать над бизнесом и гражданским обществом. — В нейвыросло целое поколение опытных и честных людей, которые не лезутв пророки, но которым есть что сказать о будущем страны и мира».

К чему мы все это нагородили? К тому, что в спискеавторитетных гуру планеты вы не отыщите российских имен. Россия,в прошлом обогатившая мир гением величайших ученых и мыслителей,сегодня импортирует продукты не только промышленного, но, что ещеобиднее и тревожнее, — интеллектуального производства, причем, какправило, не только не первой свежести, но и просто дурного духа.Не предлагая взамен ничего равноценного, не участвуя в строительствеи разделении глобального рынка социогуманитарных идей. «Очевидно, чтов России нет “смыслового строительства”, отсутствует стратегическоепроектирование ее исторической судьбы», — невесело фиксирует Неклесса.Поэтому сведения о том, «что будет?» и «как быть?», мы, по-младенчески раскрыв рот, усваиваем из содержания стандартов, разработанных и «отлитых» на «тамошних» фабриках мысли.


Соразмерно обстановке От зрителя к потребителю Газа много не бывает Создает языки, улучшает имидж Малая земля За сырьем в Китай Кризис-менеджер Большое плавание Лучше меньше да лучше

Главная / Промышленность