Главная / Промышленность / Внутренняя сторона медали

Отраслевые эксперты не исключают, что при таком развитии событий произойдет переориентация сбытовой политики титановой корпорации на удовлетворение в первую очередь нужд отечественных потребителей (сегодня корпорация около 70% продукции отправляет на экспорт). Это может пагубно сказаться на дальнейшем развитии «ВСМПО-Ависма»: добиться лидирующих позиций на мировом рынке компании удалось за счет тесного сотрудничества с мировыми авиастроительными холдингами Boeing и Airbus.



Титановая промышленность России на пороге перемен. До конца года должна решиться судьба крупнейшего отечественного и мирового производителя этой продукции — ОАО Корпорация «ВСМПОАвисма», пакет акций которого покупает государство в лице ФГУП «Рособоронэкспорт». Интерес властей к корпорации объясняется не только высокой рентабельностью бизнеса, но и стратегическим характером выпускаемой продукции: титан используется в авиастроении. «ВСМПОАвисма» в перспективе может составить костяк предприятий будущей российской Объединенной авиастроительной корпорации.

Дружба титанов
О необходимости развития титановой отрасли советские власти серьезно задумались в 50-х годах: тогда для повышения обороноспособности страны потребовался новый легкий, прочный, жаро и морозостойкий металл. Власти объявили создание титанового производства важнейшей политической и экономической задачей. Так появилась связка предприятий: сырье, губчатый титан, производит «Ависма» (Березники, Пермский край), а перерабатывает его в металл и прокат Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение — ВСМПО (Свердловская область). К концу 80-х годов мощности ВСМПО и «Ависмы» в разы превысили возможности предприятий всех зарубежных стран вместе взятых. Титан в огромных количествах использовался не только в оборонке (для изготовления оружия), но и в мирных целях — в энергетике и металлургии.

Но возможен и другой вариант — невмешательство нового акционера «Рособоронэкспорта» в отношения с зарубежными партнерами и сохранение достигнутых ранее договоренностей. Тогда «ВСМПОАвисма» получит в лице ФГУП сильного лоббиста интересов корпорации.

Идея объединения двух «титанов» лежала на поверхности. В 1998 году ВСМПО под руководством генерального директора Владислава Тетюхина выкупило контрольный пакет акций «Ависмы». Компании получили дополнительное конкурентное преимущество: объединение двух стадий металлургического передела позволило снизить цену продукции на 10 — 12%.

Однако в первой половине 90-х внутрироссийское потребление титана и его проката сократилось в 30 раз. Ключом к выживанию стало освоение производства экспортной продукции. Переориентировав поставки на мировые рынки, наши титановые гиганты безболезненно включились в правила игры глобального рынка и сохранили лидирующие позиции. Для этого были все возможности. С одной стороны, продукция ВСМПО и «Ависмы» отличалась от дешевой китайской и индийской высоким качеством. С другой — россияне могли продавать свой титан значительно дешевле, чем японцы и американцы: себестоимость производства у нас ниже.

Закончив с юридическими процедурами, компании смогли приступить к реализации совместной инвестиционной программы модернизации производства. В ближайшие четыре года (до 2010 года) «ВСМПОАвисма» планирует увеличить выпуск титановой губки с нынешних 20 до 44 тыс. тонн, а титановой продукции до 35,5 тыс. тонн. На эти цели до 2007 года корпорация направит в общей сложности 650 млн долларов. В результате модернизации «Ависма» сможет выпускать титановую губку класса hitech, которая используются при производстве авиалайнеров Boeing и Airbus. Сейчас ее изготавливают только американцы (TIMET, Allegheny Technologies, Honeywell) и японцы (Sumitomo Titanium, Toho Titanium). На ВСМПО также намерены сосредоточиться на выпуске продукции более высоких переделов: проката, штамповок и даже готовых узлов сложных изделий.

Но окончательное слияние комбинатов произошло лишь спустя семь лет. В марте 2004 года акционеры предприятий приняли решение об объединении, в августе определили параметры перехода на единую акцию (одна обыкновенная акция «Ависмы» обменивалась на две акции ВСМПО, а привилегированная — на одну). В декабре 2004го акционеры ВСМПО и «Ависмы» объявили о завершении слияния, новая компания получила название ОАО Корпорация «ВСМПОАвисма». Процесс чуть затянула Федеральная антимонопольная служба: она дала согласие на создание титанового монополиста только в конце июня 2005 года. По оценкам аналитиков, рынок получил гиганта с капитализацией 2,2 млрд долларов.

В мае этого года титановая корпорация подписала соглашение с Boeing о создании в Верхней Салде совместного предприятия. ВСМПО будет использовать технологии американцев: до сих пор мировой авиастроительный гигант ни с кем ими не делился. К этому прорыву на предприятии шли без малого пятнадцать лет. Высокие требования западных авиастроителей к точности исполнения деталей вынуждали отечественных производителей экспортировать продукцию не сложнее слитков, проката или прутков. К 2008 году, когда совместное предприятие с Boeing выйдет на проектную мощность (продукцией планируется обеспечить 120 — 140 самолетов в год), из России пойдут не заготовки, а готовые детали — штамповки для комплектации нового гражданского самолета Boeing 78 Их цена будет на 10 — 15% ниже, чем у конкурентов. Экономии удастся достигнуть в том числе за счет использования в качестве сырья титановой стружки (скрапа), образующейся при изготовлении деталей. Сейчас «ВСМПОАвисма» покупает скрап на рынке, за последние несколько лет мировые цены на него выросли с 1 до 15 долларов за килограмм.

Рывок на Запад и обратно
В последние годы корпорация «ВСМПОАвисма» развила бурную деятельность, нацеленную на расширение присутствия на западных рынках. Сегодня российская компания обеспечивает 30% потребностей в титане американской авиастроительной корпорации Boeing, около 60% — европейского концерна Airbus, до 90% — крупнейшего мирового производителя шасси для самолетов Goodrich. Также «ВСМПО-Ависма» поставляет титан для авиадвигателей RollsRoyce и Snecma.

В мае контракт стоимостью свыше 1 млрд долларов заключил с «ВСМПО-Ависмой» концерн Airbus. Срок действия — до 2011 года. Соглашение предусматривает ежегодное наращивание объема поставок в соответствии с потребностями Airbus. По мнению аналитика ИФК «Солид» Игоря Нуждина, подобный контракт при равномерном его распределении на пять лет позволит «ВСМПО-Ависме» с учетом сохранения текущих договоров наращивать выручку на 10 — 15% в год: «Это положительно отразится на результатах финансово-хозяйственной деятельности корпорации, будет способствовать росту ее стоимости».

СП с Boeing создается на паритетных началах. Стороны внесут по 30 млн долларов для приобретения оборудования и организации производства. Оборот совместного предприятия превысит 1 млрд долларов в год. Это самый крупный инвестиционный проект Boeing в России (см. «Высший пилотаж», «Э-У» № 16 от 24.04.06). Кстати, не дожидаясь запуска СП с американцами, на ВСМПО создают цех производства готовых титановых изделий для отечественного и западного авиастроения. Наладка и испытание оборудования уже идут.

Решив объединить ВСМПО и «Ависму», три акционера (Тетюхин, Брешт и «Ренова») подстраховались и применили популярную в России договорную схему. Принадлежащие им пакеты акций («Ренова» получила 13,4% акций в объединенной компании) были переданы в управление оффшорному трасту, с 2005 года любой из трех участников мог предложить свой пакет остальным акционерам по произвольной цене, двое других должны были купить акции третьего партнера либо по этой же цене продать ему свои пакеты. Принцип получил название «русская рулетка».

Привет от миноритария
Интересу государства к корпорации «ВСМПО-Ависма» предшествовал корпоративный конфликт основных акционеров компании Владислава Тетюхина и Вячеслава Брешта (по 30% акций) с группой компаний «Ренова», подконтрольной совладельцу ТНКBP и «СУАЛ-Холдинга» Виктору Вексельбергу. Еще в 2003 году «Ренова» скупила небольшие пакеты акций двух титановых предприятий у миноритарных акционеров и попыталась провести недружественное поглощение. Воплотить план в жизнь не удалось. Однако в советы директоров ВСМПО и «Ависмы» были введены по одному представителю «Реновы».

По мнению отраслевых аналитиков, Виктор Вексельберг в этой истории действовал в интересах российских властей. В пользу версии говорит тот факт, что «Ренова» отозвала иск уже после того, как глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов заявил о переговорах по покупке акций «ВСМПОАвисмы».

В апреле 2005 года «рулетку» запустила «Ренова», выставив свой пакет за 148 млн долларов. Тандем Брешт — Тетюхин смог его выкупить. «Ренова», не ожидавшая такого исхода, пыталась оспорить сделку в судебном порядке: 10 октября прошлого года арбитражный суд Свердловской области наложил по ее иску арест на 73,4% акций «ВСМПО-Ависмы». Девять месяцев спустя арест с акций компании был снят. «Ренова» сама отозвала иск из суда.

Плюсы и минусы
Приобретение блокирующего или контрольного пакета акций «ВСМПО-Ависмы» «Рособоронэкспортом» остается главным поводом для беспокойства. Зарубежные партнеры компании опасаются, что поставки титана в их адрес будут сокращены. Поскольку «ВСМПО-Ависма» держит 30% мирового титанового рынка, быстро найти ей альтернативу не удастся. Кроме того, любое снижение поставок титана на зарубежный рынок чревато резким повышением цен. Негативно может отразиться вхождение государства и на капитализации самой «ВСМПОАвисмы». «По завершении сделки государство может объединить корпорацию со слабой с финансовой точки зрения Объединенной авиастроительной компанией», — прогнозирует аналитик ФК «Уралсиб» Дмитрий Смолин.

Корни конфликта между совладельцами «ВСМПО-Ависмы» Владиславом Тетюхиным, Вячеславом Брештом и «Реновой» (теперь уже бывшим акционером) лежат в разных взглядах на будущее российского титанового гиганта. Компания Вексельберга видела развитие корпорации в интеграции с отечественным авиапромом. Брешт и Тетюхин связывали будущее «ВСМПО-Ависмы» с выходом в мировое экономическое пространство: в 2006 году планировалось провести IPO. «В связи со сменой владельцев “ВСМПО-Ависмы” и переходе компании под контроль государства проведение в ближайшей перспективе анонсированного IPO компании проблематично», — считает аналитик ИК «Финам» Наталья Кочешкова. Получается, дальнейшая стратегия развития титанового производителя так и не определена.

У руководства «ВСМПО-Ависмы» есть глобальные планы, которые могут быть реализованы лишь в тесном контакте с государством. Речь идет о предложениях по реформированию титановой отрасли, подготовленном совладельцами «ВСМПО-Ависмы». Одно из них касается организаций разработок месторождений ильменита — природного минерала, из которого при переработке получают титан. Сегодня до 90% потребностей «Ависмы» в сырье, необходимом для производства губчатого титана, попрежнему закрывают украинские горно-обогатительные комбинаты. Ежегодно компания покупает около 150 тыс. тонн ильменита у Вольногорского (Днепропетровская область) и Иршинского (Житомирская область) ГОКов. Импортируется ильменит и из Индии. Если минерал начнут добывать на территории России, «ВСМПО-Ависма» получит более дешевое сырье, а если добывающее производство будет включено в структуру холдинга, корпорация сможет достроить полный цикл производства от добычи руды до выпуска готовых изделий.

Руководство «Рособоронэкспорта» заверяет, что процесс вхождения в уставный капитал «ВСМПО-Ависмы» будет для титановой корпорации безболезненным: ФГУП пообещало не влиять на ранее принятые решения о сотрудничестве с зарубежными партнерами. Напротив, новый акционер готов оказывать компании всестороннюю поддержку.

Заручившись поддержкой госструктур, «ВСМПО-Ависма» получает все шансы для реализации своих идей. Если это произойдет, и без того успешное предприятие обеспечит дополнительные гарантии для дальнейшего экономического роста — и себе, и всей стране.

Кроме того, государство может помочь в создании особой экономической зоны (ОЭЗ) на базе «ВСМПО-Ависмы» в Верхней Салде. Напомним, что соответствующую заявку правительство Свердловской области направляло еще на первый конкурс по отбору ОЭЗ, который проводился в ноябре 2005 года. Проект под названием «Титановая долина» предполагает организацию выпуска авиатехники, медицинского оборудования и оборудования для судостроения. Статус резидента ОЭЗ даст титановой корпорации ряд налоговых преференций (см. «Зоны на равных», «Э-У» № 41 от 31.10.05).

Дополнительные материалы:

В подготовке материала принимала участие Василиса Поташева, Пермь

1941 год — с начала второй мировой войны резко возросли потребности СССР в артиллерийских орудиях, танках и боевых самолетах, а значит, в магнии. Мощностей существующих Соликамского и Днепропетровского магниевых заводов не хватало. Было решено построить еще один комбинат в городе Березники (Пермский край) мощностью 11 тыс. тонн магния ежегодно. К строительству завода в Березниках подключилось все мирное население.

ВСМПО и «Ависма»: история до объединения
ОАО Титано-магниевый комбинат «Ависма»


1950-е годы — расширение производства, строительство новых цехов.

1943 год — запуск первой очереди Березниковского магниевого завода.

1992 год — комбинат акционирован и преобразован в ОАО Титано-магниевый комбинат «Ависма».

1960 год — начат выпуск губчатого титана. Завод переименован в Березниковский титаномагниевый комбинат (БТМК). Мощность — 2,77 тыс. тонн в год титановой губки и 17,5 тыс. тонн магния.

ОАО «Верхне-салдинское металлургическое производственное объединение»

1994 год — компания стала полноправным членом Международной Магниевой Ассоциации (IMA).

Октябрь 1941 года — эвакуация завода в город Верхняя Салда Свердловской области.

1 июля 1933 года — пуск в Подмосковье завода № 45, которому отводилась роль основного поставщика полуфабрикатов из алюминия и его сплавов для развивающегося советского самолетостроения.

Февраль 1957 года — получен первый титановый слиток диаметром 100 мм и весом 4 кг.

1956 год — перед заводом поставлена историческая задача: начать крупносерийное производство слитков и полуфабрикатов из титановых сплавов.

1966 год — запуск нового прокатного цеха, производящего листы и плиты из титана и нержавеющей стали.

1959 год — ввод в строй кузнечнопрессового корпуса, оснащенного уникальными горизонтальными и вертикальными прессами.

1976 год — выплавлен крупнейший в мире титановый слиток массой 15 тонн.

1968 год — ввод в эксплуатацию литейного цеха по выплавке крупногабаритных титановых слитков, предназначенных для создания нового поколения атомных подводных лодок.

1992 год — генеральным директором ВСМПО избран Владислав Тетюхин. Он разработал концепцию интеграции предприятия в мировую экономику, способствующую сохранению уникального производства в крайне нестабильной отечественной экономической системе.

Конец 80-х годов — ВСМПО стало крупнейшим поставщиком титановых полуфабрикатов не только в стране, но и в мире. Объединение выплавляет слитков в 1,5 раза больше, чем все производители в мире, вместе взятые.

Аналитики Deutsche UFG не исключают, что «предъявление налоговых претензий может быть еще одним способом убедить основных владельцев “ВСМПОАвисмы” Вячеслава Брешта и Владислава Тетюхина продать принадлежащие им доли “Рособоронэкспорту”. Аналитики ФК «УралСиб» также полагают, что налоговые претензии могут облегчить «Рособоронэкспорту» задачу приобретения пакета акций компании по невысокой цене.

Своевременные претензии
Когда верстался номер, стало известно: в арбитражном суде Москвы началось рассмотрение иска ОАО Корпорация «ВСМПОАвисма» к межрегиональной инспекции № 5 по крупнейшим налогоплательщикам ФНС. Корпорация требует признать недействительным решение налоговиков, обязывающее ее выплатить недоимки за 2005 год в размере 2,656 млрд рублей. В эту сумму входит недоимка по налогу на прибыль (2,2 млрд рублей) и штрафные санкции, сообщил «Интерфаксу» директор по правовым вопросам и связям с общественностью «ВСМПОАвисма» Артем Кисличенко. По его словам, «решение налоговыми органами принято странное: по всем налогам компания заплатила в 2005 году 1,1 млрд рублей, а недоимки вдвое превышают эту сумму», — добавил он.


— Майкл, в чем суть концепции системы Lean Manufacturing?


Все очень просто
Внедрение системы Lean позволит ВСМПО на прежних производственных мощностях в разы увеличить выпуск продукции, уверен президент американской компании Lean Plus Майкл Вэйдер

годах. Автором основополагающих принципов Lean был Генри Форд. Лидеры японского индустриального бизнеса тех лет Эйджи Тойода, Таиши Оно, Масаки Имаи привнесли эти идеи в Японию. Принципы Lean Manufacturing представляют собой методику поиска простых решений, направленных на устранение скрытых потерь на производстве. Эти принципы должны реализовываться в цехах и в офисах работниками, их цель помочь избавиться от рутинных каждодневных проблем.

— Эта концепция зародилась в Америке в 1920х

— Сегодня мы работаем с «Евраз-Холдингом», автомобильным заводом «Урал» и компанией «Русал».

— С какими компаниями вы сотрудничаете в России?

— Для вашей страны время еще не пришло. Пока российские предприятия имеют другие конкурентные преимущества (дешевую рабочую силу, сравнительно низкие затраты на электроэнергию и прочее), они не будут заниматься совершенствованием производственного процесса. Но уже сейчас России «наступает на пятки» Китай. Я думаю, через пять лет в вашей стране начнется бум реализации системы Lean. Эти изменения необходимы, если российские производители хотят стать конкурентоспособными на мировом и внутреннем рынках.

— Почему эта практика не нашла широкого применения?

— В Верхнюю Салду мы впервые приехали в январе 2005 года. Нас пригласил генеральный директор ВСМПО Владислав Тетюхин. Мы обсудили, какие проблемы стоят перед предприятием, как их можно решить. В октябре того же года стартовала шестимесячная программа внедрения Lean, нацеленная в первую очередь на обучение персонала предприятия. Вплоть до января 2006 года я каждый месяц приезжал на ВСМПО.

— Когда внедрение Lean началось на «ВСМПОАвисма»?

— На ВСМПО был создан специальный отдел, где работают люди, занимающиеся только внедрением системы Lean. К сожалению, у них мало полномочий. Они могут только выдвигать определенные идеи. Но не всегда получается все внедрять так, как было задумано.

— Каков был первый результат?

— Они есть, но пока не так очевидны. Например, в цехах ВСМПО работа велась в три смены, и каждая из бригад выполняла производственные операции посвоему. В итоге качественные характеристики продукции менялись от раза к разу. Мы провели стандартизацию операций, и теперь они выполняются одинаково во все смены.

— Изменения уже появились?

— Есть прямая зависимость. От заинтересованности человека будет зависеть конечный результат. К сожалению, с мотивацией простых рабочих у нас чаще всего возникают проблемы. На ВСМПО сдельная оплата труда: зарплата работников цехов зависит от объема выпущенной продукции. Тратить время на посторонние дела — учет, систематизацию работы, обустройство своего места — они не хотят. Многие рассматривают систему Lean как нечто несущее дополнительные проблемы. Это не так. Контроль рабочего процесса позволит свести к минимуму сбои производства. Отслеживая все этапы, можно предвидеть поломку оборудования, не допустить его. Ведь когда оборудование простаивает, зарплата рабочих снижается. Все это мы им объясняем.

— Человеческий фактор играет роль в реализации системы Lean?

— Все очень просто. При сохранении производственных мощностей на прежнем уровне, предприятие сможет увеличить выпуск продукции в разы. Спрос на продукцию ВСМПО на мировом рынке сейчас превышает предложение. Увеличение производства даст предприятию дополнительную прибыль.

— Насколько мне известно, система Lean успешно внедряется на депрессивных предприятиях. Но ВСМПО — ведущее предприятие отрасли. Каких результатов стоит ждать здесь?

— Чиновник этим заниматься не будет, поскольку у него нет мотивации. Ему же не платят больше денег, если результаты улучшаются. Но, думаю, если Владислав Тетюхин не устранится от оперативного управления предприятия, внедрение продолжится.

— В ближайшее время ВСМПО может перейти под контроль государства. Будет ли в этом случае продолжено внедрение системы Lean?


Показательный мозговой штурм Тревожная стабильность Телега без лошади Матрица Максимова Обустроить Клондайк Управление мифами Сто один в поле воин Выкручивают руки — выкручивайся Город гипермаркетов

Главная / Промышленность