Главная / Промышленность / Рецепты роста

По словам председателя правления Райффайзенбанка Йоханна Йонаха,сегодня в розничном бизнесе банка доля региональных филиалов составляетуже 35%. Это один из факторов, который позволяет банку опережатьсреднерыночные темпы: если весь банковский бизнес России в 2005 годувырос на 12%, то Раффайзенбанк — на 56%. Доля Райффайзенбанкана российском рынке составляет 7%. Недавно международный журнал GlobalFinance признал его «Лучшим иностранным банком» 2005 года в России.Опытом построения региональной сети делится Йоханн Йонах.



Йоханн Йонах: «Райффайзенбанк динамично идет по России»
Райффайзенбанк снова пришелна Урал — в Челябинск: здесь открылось пятое по счету региональноеподразделение. Прошел год с момента, когда ЗАО «Райффайзенбанк Австрия»первым из дочерних банков, работающих в России, начало реализациюмасштабной программы построения региональной сети на территории страны.До этого дочерние иностранные банки предпочитали работать в Москве илив лучшем случае в Питере. И Райффайзенбанк — не исключение: его первыйфилиал появился в Санкт-Петербурге еще в 2001 году. В марте 2005-го банк открыл филиал в Екатеринбурге, а в течение года — в Самаре и Новосибирске.

— Да, мы выполняем намеченную программу. ПослеЧелябинска придем в Нижний Новгород, Пермь, Красноярск, Тюмень,Краснодар. И с каждым разом время на открытие точки сокращается:сегодня это примерно полгода. Основная причина — усовершенствованиепроцесса логистики. Компании, с которыми мы работаем над созданиемфилиалов, более четко понимают задачи, быстрее их решают.

Об исполнении планов — Господин Йонах, в прошлом году руководствоРайффайзенбанка заявило о построении региональной сети из десяти точекв России. Все идет по плану?

— Конечно, мы пересмотрим дальнейшие планы экспансии.У Импэксбанка — 45 региональных филиалов, и непокрытых интересныхтерриторий в России наверняка больше нет. Поэтому мы сосредоточимсяна расширении инфраструктуры там, где уже работают наши подразделения.Пока этот процесс активно идет в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Москве в этом году мы открываем 20 новых дополнительных офисов.

— В начале февраля холдинг RaiffeisenInternational объявил о покупке российского Импэксбанка.Но у Импэксбанка достаточно развита инфраструктура: в Челябинскойобласти, например, два филиала. Это изменит планы развития сети?

— Три года. Но есть города, где этот процесс идетбыстрее. Судя по темпам, которые сейчас показывает Новосибирскийфилиал, там вложения окупятся через полтора года.

— Сколько времени вы закладываете на окупаемость филиала?

— Это и особенности рынка, и определенные усилия с нашей стороны. В общем, комплексный подход.

— С чем вы это связываете?

— Мы всегда серьезно подходим к выбору руководителейнаших региональных филиалов. Для нас очень важно, чтобы этот человекмог управлять филиалом, используя помимо профессионального опытапроцедуры и технологии Группы Raiffeisen.

О кадрах— А может, просто личностный фактор? По каким критериям вы подбираете людей на должность руководителя филиала?

— Большинство сотрудников, которые пришли к намв 1996 и 1997 годах, — просто выпускники вузов, которых мы обучилис нуля. Тогда это было возможно, поскольку рынок только развивался. Нашуровень заработной платы не сильно отличается от среднерыночного, но все-такивозможностей для развития и профессионального роста у нас больше.Особое значение в Райффайзенбанке имеет система ротации персонала:в 2005 году 254 сотрудника (15% от общей численности) смоглипопробовать свои силы в новых бизнес-направленияхи в новом качестве. Когда не получается найти тех специалистов, которыенам нужны, мы вынуждены сами их выращивать. На это уходит немаловремени: на обучение хорошего банковского работника, которыйзанимается, например, кредитованием, требуется не меньше двух лет.Когда рынок растет быстро, это довольно большой срок.

— Растущий банковский бизнес России сегоднясталкивается с серьезной кадровой проблемой. Вы ощущаете недостатокквалифицированных специалистов?

— В целом она присутствует везде, но для России более остра. Специфическое образование для банковского бизнеса все-таки пока развито слабо. Хотя мы наблюдаем положительные тенденции.

— Кадры — проблема во всем банковском бизнесе или особенность не совсем зрелого российского рынка?

— Сложно назвать точную цифру, поскольку размерыфилиалов разные. Но в целом, конечно, объемы значительны. Каквы заметили, внешне филиал в Челябинске очень схож с екатеринбургским.При проектировании и оборудовании каждого филиала мы используемстандартный для всей группы Райффайзен подход и довольно многоимпортных материалов, которые нужно доставить до места. Понятно, чтона их транспортировку уходят серьезные средства.

О конкуренции— Какой средний объем инвестиций идет на открытие одного филиала?

— Россия развивается очень динамично, что немаловажнодля банков. Это открывает большие возможности. Наша цель — справитьсясо спросом на финансовые услуги. На данный момент у нас с этим проблемнет. Да, конкуренция существует. Но пока нам мешают лишь нашисобственные ограничения, прежде всего недостаток инфраструктуры.Поэтому мы и пытаемся расширяться, и не только путем созданиясобственной сети, но и через приобретение Импэксбанка.

— Регионы, в которые уже пришел Райффайзенбанк,отличаются высокой конкуренцией, прежде всего — со стороны региональныхбанков. Вам не тесно?

— Во-первых, у нас работает действительно сильная и профессиональная команда. Во-вторых, надежная репутация: ни один клиент никогда не терял деньги в банках группы Raiffeisen International. В-третьих,у нас существует доступ к международным финансовым ресурсам. Этопозволяет нам предоставлять длинные кредиты, не увеличиваяих стоимости. Ну, и конечно, очень важно, что в России мы нашлипартнеров, например, автосалоны, которые помогают нам продвигатьавтокредитование.

— И каковы ваши конкурентные преимущества?

— При выходе в любой регион мы тщательно изучаемместный рынок и спрос на банковские услуги. В случае необходимостиадаптируем их под требования локальных клиентов. Так, наши клиентыв регионах проявляют больше интереса к потребительским кредитамв рублях, а не в валюте. Тогда как в Москве и Санкт-Петербургепопулярностью пользуются именно кредиты, номинированные в долларах.Мы внимательно слушаем клиентов и реагируем на их просьбы и пожелания,поэтому в первом полугодии этого года предложим рублевые кредиты.

— А как же местный менталитет? Считается, что личные связи в регионах имеют большое значение.

— Собственно, он уже ее начал. Многие крупныепредприятия области давно обслуживаются через московский офис. Сейчасв работе 11 проектов на общую сумму 90 млн долларов. Мы уверены, чторабота офиса будет идти по намеченному плану.

— С чего начнет работу Челябинский филиал?

— Я работал здесь в разные времена, в том числе менеепростые, чем теперь, как для жизни, так и для бизнеса.С 1990 по 1995 год я занимал должность главы представительствав странах СНГ и руководил работой представительства РайффайзенЦентральбанка (РЦБ) в Москве. В 1995-м году уехал в Украину и вернулсяв конце 2005-го. Руководство Raiffeisen International предложило мневозглавить Райффайзенбанк. Российский рынок, безусловно, самыйинтересный для нашей группы, самый объемный. Поэтому просто нельзя былоотказаться.

О личном — Господин Йонах, вы давно работаете в России?

— В 1995-м был совершенно другой мир. Банки сталигораздо профессиональнее, они совершенно иначе оценивают риски. Еслисравнивать с другими странами, то доля государственных банков оченьвелика. Но при этом они прошли длительный путь и достигли высокогоуровня профессионализма. Плюс — частные банки динамично развиваются.Большинство из них сейчас смотрит в основном в сторону розничногобизнеса, и, на мой взгляд, это тоже правильно. И все больше банковпредлагает банковские услуги на уровне мировых стандартов. Так чтоработать на этом рынке стало гораздо интереснее.

— Как вы оцениваете его развитие?

— Очень нравится: интересные люди, профессиональные коллеги, богатая история и культурная жизнь.

— А как вам нравится жить в России?


Партия и правительство Будь энергичней Осторожно: рейдер! Показатель конкурентоспособности Время собирать собственность Рим — четвертый, информационный Примеряясь к премиуму Докатилась Gott mit Ihnen?

Главная / Промышленность