Главная / Анализ / Мечтать не вредно

Как и многое в последнее время, идея пришла с Запада. «Культурная столица Европы» на целый год объявляет тот или иной город культурным центром, привлекая внимание к вековым традициям конкретного региона. Старушка Европа с достоинством напоминает миру, где зародилась современная цивилизация и кто хранитель вечных ценностей. У нас перенятое зачастую осмысливается на свой лад. Проект «Культурная столица Поволжья», прошедший уже в нескольких российских городах, тому подтверждение.


Фото - Анатолий Долматов


Поздней осенью в Перми подводили предварительные итоги, оставив на декабрьское послесловие фестиваль «Джаз-лихорадка» и мировую премьеру мюзикла «Доктор Живаго» в Пермской драме. Трехдневный марафон культурных событий включал огромное количество акций, а в органном зале филармонии состоялся творческий вечер с награждением авторов лучших проектов. Концерт транслировали в прямом эфире по одному из местных каналов и в режиме online в интернете. Праздник завершился символической акцией «Ночь посланий»: всем желающим на специальных открытках предлагалось написать послание в будущее, потом их красиво запаковали и под музыку и фейерверк отправили «в космос». Единственным «озвучившим» желание стал глава Перми Игорь Шубин, на пресс-конференции он заявил: «Хочу, чтобы наш город действительно стал столичным».

1 января 2006го на целый год этим званием наградили столицу Пермского края. В Перми к идее отнеслись со всей серьезностью: в течение года предстояло реализовать более сотни масштабных проектов, в том числе международного значения. Жанры — практически все: спектакли, выставки, форумы, концерты, смотры, фестивали, массовые празднества, конкурсы. Многие фестивали проведены впервые: университетский «Пермь — Европа», этнофутуристический «Камва», кинофестиваль N.I.C.E., международный органный… Наконецто доплыл до Перми международный фестиваль анимационного кино «КРОК2006», традиционно проводимый на борту теплохода. Чтото получило новый импульс: всероссийский «ROCKLINE», фестиваль воздухоплавателей «Небесная ярмарка Урала», праздник кузнечного мастерства «Огни Гефеста». Возникли инновационные творческие направления: малая архитектура, передвижные выставки, мультимедийные инсталляции. В документальном кино, театральных постановках, концертных программах столица Прикамья вспоминала знаменитые имена, причастные к краю, такие как святитель Стефан Великопермский, импресарио Сергей Дягилев, Борис Пастернак, запечатлевший в «Докторе Живаго» Пермь в облике города Юрятина, писатель Михаил Осоргин, высланный из России на «пароходе философов», композитор Генрих Терпиловский…

Так считает и министр культуры и молодежной политики правительства Пермского края Олег Ощепков.

Что ж, при ближайшем рассмотрении проект «Культурная столица Поволжья» действительно поражает столичным размахом и при этом удивительной человечностью, свойственной только российской периферии. Конкурсная составляющая и финансовый интерес не разобщили людей. Объединение личностей, консолидация сил, диалог разнонаправленных интересов — вероятно, в этом главный пафос случившегося.

— Олег Евгеньевич, как возникла идея проекта «Культурная столица» и кто автор его пермской версии?

В движеньи жизнь
Олег Ощепков: «Мы должны с помощью инструментов культурной политики информировать сообщество о том, что мы открыты к диалогу, мы — не глушь, не провинция, мы — активный столичный город»

— Насколько движение инициировано снизу, а насколько — сверху?

— Решение о том, что в 2006м Пермь будет культурной столицей, было принято два года назад. Это продукт коллективного творчества, работа Территориального совета, в который входят 25 человек — представители власти, бизнеса, проектные менеджеры. Многое привнесла куратор Анна Гор: с ее помощью подобные акции проведены в Ульяновске и Дмитровграде.

— Каков бюджет проекта, есть конкретная цифра?

— Движение происходит на встречных полосах. Инициатива принадлежит нам, власти, нашей задачей было консолидировать бюджет и объединить людей, которые стали бы «локомотивом» проекта. Благодаря конкурсу социально-культурных проектов мы хотели увидеть новые силы, новых людей, дать им деньги, теорию, площадки и получить новые группы, которые станут самостоятельными в проектном творчестве.

— Кто искал средства для реализации проекта?

— Шесть миллионов рублей, выделенных на 25 масштабных проектов, победивших в конкурсе: три — из краевого бюджета, два дал городской, один — привлеченные средства.

— Даже Нижний Новгород, который тоже числится в «культурных столицах»?

— Мы сами и проектанты. В условиях конкурса было оговорено, что 25% финансирования — привлеченные средства, и все справлялись. А вообще можно говорить о десятках миллионов рублей привлеченных средств, ими профинансировано около сотни проектов. На мой взгляд, это беспрецедентная кампания, ни одна другая «культурная столица» таким объемом средств похвастать не могла.

— Почему именно в Перми власть заинтересовалась этим проектом и что она хотела бы получить в итоге?

—Там интерес власти к этому гораздо ниж, чем у нас. И цифры бюджета меньше, и количество проектов.
Все сундуки фламандских богачей

— Очевидно, для этих целей вы еженедельно проводите встречи-презентации в кафе «Валида»?

— Нам показалось, что это хорошая платформа для консолидации наших усилий: власти, бизнеса и гражданского общества. Мы выделяем деньги под социально значимые проекты в самых разных областях: это театры, малые архитектурные формы, социальные практики, молодежное движение, мода, кино… Дается финансовый старт, мы показываем вектор усилий, а проектное сообщество, сознавая, что есть системный интерес, точно так же, на системной основе, начинает отвечать нам взаимностью. Так в рамках длинного годового проекта мы смогли привлечь бизнеспартнеров. Мы не говорили: дайте деньги на благотворительные проекты. Мы говорили иначе: есть десятки проектов, в том числе международного статуса, у каждого из них очень серьезная аудитория потребления, эти аудитории могут быть интересны вашим торговым маркам. И предложили обширную программу паблисити для тех, кто стал нашими партнерами, а среди наших стратегических партнеров компании Лукойл и Utel.

Я хочу, чтобы и после завершения проекта привычка к этим встречам осталась.

— Это регулярные, с начала апреля, встречи власти, бизнеса, массмедиа (20 изданий и телеканалов) и проектных менеджеров. Менеджеры представляют ближайшие проекты, таким образом, начиная их PRсопровождение. За чашкой хорошего кофе происходит неформальное общение, все получают максимум удовольствия. Мы же имеем еще одну коммуникационную площадку для выстраивания диалога.

— Мы задались целью трансформировать нашу окружающую среду. Например, для Европы это норма, когда в поездах или электричках транслируется классика или «правильная» современная музыка. Мы решили сделать это впервые: несколько трамваев одеть в цвета культурной столицы, одни назвать «Городклассика», другие — «Городджаз». На открытии в них звучала живая музыка, а потом уже трансляции.

Ехали медведи
— Как горожане могли заметить возросшую интенсивность культурной жизни в Перми?

У нас в гербе тоже есть мишка, и мы захотели сделать нашего медведя элементом городской среды.

Точно так же разглядели потрясающую идею Берлина: его символ, медведь, представлен в различных вариантах — от сантиметрового до полутораметрового, там возникла целая сувенирная индустрия.

— Поверьте, эти мишки совершенно не походили на медведей «Единой России»…

— Вам не говорили, что это «Единая Россия» проводит рекламную акцию?

В рамках «Культурной столицы» возник и памятник «Пермяк — соленое ухо». Он очень живой, отличается от традиционных: есть уши, но нет головы — необходимо ваше участие. Такой «интерактивный» памятник… Провели конкурс на памятник водопроводчику, тоже очень весело.
Вниз по лестнице, ведущей вверх


Я хотел бы, чтобы у этого проекта была дальнейшая жизнь, вторая часть его — международная. Есть города, где в гербах тоже медведи, можно наладить «творческий обмен».

— Да, мы серьезно думаем над 2007 годом. В этом году — уже все получилось. Возникли инициативы, у истоков которых — наш замечательный коллектив «КВНПарма». Идея такова: Пермский край — территория рекордов. Поэтому мы водим самые большие хороводы, сажаем самое большое количество деревьев, у нас больше всего людей участвует в субботнике, у нас же — самый массовый поцелуй на площади. Каждый из этих проектов — попытка консолидировать общество, подвинуть на очень теплые, эмоциональные поступки, нужные городу. Наша цель — расширить круг людей, интегрированных в эти процессы.

— Как считаете, творческий дух останется?



Дополнительные материалы:

— Общее число культурных акций — 150

Факты
— Всего в течение года реализуется 53 базовых проекта, включая традиционные, новые и грантовые, еще около десятка появилось в ходе проведения программы

— В Перми побывало около 300 зарубежных гостей, для работы с иностранными партнерами открыто представительство программы в Берлине

— В качестве участников и зрителей в программе приняло участие более 100 тысяч жителей и гостей Перми

Пять уроков проекта «Культурная столица»
— Отрабатываются новые технологии в сфере культуры: взаимодействие власти, бизнеса и гражданского общества


— Консолидированный бюджет превысил 60 млн рублей

— Бизнес охотно идет на сотрудничество, реагируя на альянс власти, культуры и активных массмедиа

— Культуртрегеры меняют выжидательнопросительное положение на активную позицию, авторы идей становятся проектными менеджерами

— В соревновании проектов равные шансы возникают как у признанных, академических жанров, так и у новейших, актуальных видов творчества

— Общество из роли пассивного потребителя культуры смещается в сферу интерактивности, сотворчества

Способность жить в огромном предложении возможностей — это и есть качество столичной жизни, считает куратор проекта «Культурная столица» Анна Гор:

Все только начинается
Анна Гор

Подготовила Лариса Барыкина

— Главное ощущение от проекта: все только начинается. Механизм запущен, и многое зависит от того, как он разовьется. «Культурная столица» — это метафора, образ, к которому нужно стремиться, его не нужно понимать с полной и окончательной серьезностью. В дни осеннего культурного марафона меня порадовала фраза, услышанная не один раз: так много всего происходит, что невозможно выбрать. Ведь что такое столица? Это множественный выбор, возможности, которые каждый использует так, как считает нужным. Научиться жить в огромном предложении возможностей — это и есть качество столичного жителя и столичной культуры. Так вы сами формируете свои критерии, оценки, вкусы. Человек в такой ситуации развивается как личность, а не это ли основная цель культуры?

Георгий Исаакян

По газонам не ходить



— Когда культурными столицами назначали территории, не известные с точки зрения культурной инфраструктуры, целью было — придать им импульс к развитию, и тому есть примеры. Когда культурной столицей стала Пермь, это было скорее признание некоего факта жизни, желание зафиксировать особое положение Перми на культурной карте страны. По количеству инициатив снизу, по интенсивному отбору проектов абсолютно ясно, что программа пытается «срастить» культурную территорию. После 15 лет «выжигания» культуры во всей стране сохранились только островки, тела не осталось. Если ситуацию сравнить с газоном, то на нем огромные проплешины и прогалины, вытоптанные, выжженные… Все это надо восстанавливать.

«Культурная столица» сращивает российское пространство, убежден художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета Георгий Исаакян:


Подготовила Лариса Барыкина

Новое время заставляет жить и работать поновому, в новой структуре общества искать новые типы связей, новые способы воздействия разных частей социума друг на друга. Если человек не идет к искусству, оно само должно выходить на улицы, оказываться в витринах магазинов, настигать вас в самых неожиданных местах, чтобы напомнить, что оно есть. Не знаю, можно ли растянуть это на долгие годы, но «Культурная столица» — красивая акция.


Сергей Тетерин


Удивлять или удивляться
Эксперименты подскажут, способна ли Пермь производить культурные инновации или она только их потребитель, полагает медиахудожник Сергей Тетерин:

Подготовила Лариса Барыкина

— Возникла поразительная ситуация, которая поставила все с ног на голову. Например, в финансовом отношении. Я свободный, независимый художник, который всегда жил скромно и испытывал недостаток средств. А в последние полгода… Нет, речь не идет о безумных деньгах, просто все это время я имел работу, делал одну или две выставки в неделю: представляете, какой это объем? Мне больно думать, что все это может закончиться. Конечно, Пермь поставила большой культурный эксперимент, деньги здесь есть, это богатый ресурсами край: нефть, газ… Пермь живет в чем-то богаче Петербурга. Но у нас привыкли тратить на традиционное, консервативное, а сейчас вдруг повернулись к инновациям в культуре, к современному искусству. Когда весной все только начиналось, я смотрел критично, многое было непонятно: где чья ответственность, как будет происходить взаимодействие с властями, грантодателями? После западных фондов все это казалось неуклюжим, неправильным. Но сейчас, когда так «прозвучали» 25 — 30 проектов, город взбудоражен. Если будет продолжение, возникнет среда, которая научится не только удивляться, но и оценивать: что хорошо, что плохо. А пока Пермь находится в состоянии удивления: мы поражены, мы такого никогда не видели! До сих пор культурной «сцены» в Перми не было. Возможно, у нас какой-то свой путь. Как художник я должен быть адекватен обществу, в котором нахожусь, нет смысла тупо проецировать на Пермь образцы Вены или Берлина. Важнее понять, в чем душа этого города. Может, мы потребители культуры, а не производители? Программа «Культурная столица» подняла из маргинальных глубин много интересных имен, надеюсь, это не пропадет даром.


Юлия Баталина


Полдела сделано
«Культурная столица» расшевелила пермяков, но не продвинула Пермь во всероссийском информационном пространстве, подчеркивает Юлия Баталина, заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон», член территориального совета программы «Культурная столица Поволжья»:



Программа «Пермь — культурная столица Поволжья» имела две цели. Во-первых, разнообразить культурную жизнь самой Перми, обогатить ее новыми формами, вовлечь в культурный процесс возможно большее число жителей. Во-вторых, «продвинуть» Пермь в информационном пространстве России, повысить узнаваемость, создать благоприятный имидж города, про который москвичи думают: «Это где-то в Сибири, и там сплошные концлагеря». С первой задачей в целом справились, со второй — нет.Благодаря программе новый размах получили уже привычные мероприятия, фестивали и конкурсы. Если балетный конкурс «Арабеск», несмотря на лейбл «Культурной столицы», в целом не отличался от предыдущих, то фестиваль документального кино «Флаэртиана» прошел как никогда блестяще. Программа была понастоящему представительной, а жюри — не «бутафорское», приехали действительно мэтры документалистики. Произошли и совершенно новые события, имеющие шанс стать «цикловыми»: фестиваль этнофутуризма «Камва», студенческий фестиваль «Пермь — Европа». Особенно важно, что программа поддержала те виды искусства, за которые в России никто никогда не платит: всевозможные виды городского пабликарта. Все лето в сквере Уральских добровольцев проходили перформансы, которые повергали в шок случайных прохожих. Отношение к ним было неоднозначное, но то, что городская среда стала разнообразнее — факт. Программа позволила «легализоваться» и развернуться в полную силу «непризнанным гениям» андеграунда, вроде Натальи Шостиной (фестиваль «Камва»). Отрабатывались новые формы взаимодействия со СМИ, наружной рекламы. Но на российском уровне пока это не сработало. Подготовила Лариса Барыкина


Железные перспективы Тормоз экономики превратили в локомотив Деньги на ветер Даешь десять процентов Энергетика: есть контакт Машиностроение: чужие среди своих Что есть Урал для России Кто топчет лыжню

Главная / Анализ