Главная / Анализ / Давно бы так






Двухпалатный региональный парламент — уникальное для России явление. Еще недавно таких насчитывалось восемь, теперь — только два: в Свердловской области да в Чечне. Уральское двухпалатное законодательное собрание, первое такое в российской истории, в этом году празднует 10-летний юбилей. Все это время критики политической системы Среднего Урала, как в регионе, так и за его пределами, указывали на тяжеловесность и декоративность этой парламентской конструкции. Юрий Осинцев, председатель верхнего «этажа» заксобрания, убежден: именно такое устройство, кстати, успешно апробированное на Западе, способствует развитию политической конкуренции и защите интересов граждан.

Юрий Осинцев
Фото - Андрей Порубов


— Нижняя палата, областная дума, всегда политизирована, так как ее депутаты избираются по спискам политических партий и выражают в своей деятельности их интересы. А наша, верхняя, формируется по одномандатным округам и, соответственно, представляет интересы жителей территорий.

Совет директоров
— Юрий Валерьевич, у всех вокруг однопалатные парламенты, а в Свердловской области — двухпалатный. Действительно, зачем?

— В первые годы, когда в Совете Федерации заседали губернаторы, в вашей палате по аналогии работали мэры: тогда они могли избираться в представительные органы власти. Теперь больше половины состава — руководители крупных энергетических, металлургических, машиностроительных, торговых предприятий, предприниматели. Палата представителей — своеобразный совет директоров Свердловской области?

Это было особенно актуально, когда партийная система в стране только начинала складываться: партии, в том числе местечковые, создавались, исчезали, и спросить избирателю порой было не с кого. В 90-х годах случалось, что облдума, войдя в политический кризис, не могла работать по полгода. У нас такого по определению быть не могло: депутаты взаимодействовали с территориями. Сейчас, когда мы уже прошли период политических кризисов, преимущества двухпалатной структуры заключаются в другом: у депутатов верхней палаты есть дополнительно 21 день, чтоб довести законы «до ума». Не секрет: жесткий регламент облдумы приводит к тому, что порой второе и третье чтения проходят в один день, и у нас возникают вопросы к качеству проработки законов. Создаем согласительную комиссию, разбираемся.

Считаю, что в условиях, когда некоторые партии еще недостаточно четко оформили экономическую доктрину, вхождение в депутатство директорского корпуса сослужило хорошую службу. С одной стороны, руководители многих предприятий еще не до конца сделали политический выбор, но им необходимо активно участвовать в политике для решения наболевших вопросов — за ними стоят немалые коллективы с проблемами и чаяниями. С другой стороны, директорский корпус — высоко профессиональные управленцы и экономисты, которые грамотно бюджетируют, ведут через целевые программы инвестиционную политику и проверяют бюджет. В итоге, как показывает практика, это способствует решению одной из главнейших задач, которые ставит перед нами президент России: эффективному расходованию бюджетных средств и контролю за ними.

— Если вообразить регион корпорацией — да. У нас представлены практически все основные отрасли областного хозяйства. Наши директора прекрасно разбираются во многих сферах, даже в сельском хозяйстве, поскольку возглавляемые ими машиностроительные и металлургические предприятия имеют весьма крупные по уральским меркам подсобные сельскохозяйственные предприятия.

— Мы воспользовались правом выступать с законодательной инициативой и вышли на Федеральное собрание с законопроектом о добровольных народных дружинах: общественная безопасность — одно из главных условий экономического развития. Законопроект был принят к рассмотрению Государственной думой. Сейчас разрабатываем систему непрерывного образования, когда ПТУ, техникумы и вузы объединяются в цепочку для подготовки кадров в промышленности: рабочих, мастеров, инженеров.

— Какие проблемы приоритетны для депутатов палаты с учетом их профессиональной специфики?

Кроме этого, депутаты палаты активно участвуют в разработке и реализации специализированных программ развития школьных спортивных сооружений и пропаганды здорового образа жизни.

Нас очень тревожит состояние ЖКХ: износ коммуникаций доходит до 80%, коммунальные предприятия накапливают миллионные долги, в определенный момент резко вверх поползли тарифы. При таком положении нельзя перекладывать на муниципальные бюджеты расходы по модернизации отрасли: местные власти останутся один на один с обозленным населением. На муниципальном уровне сосредоточена жизнь человека, а как он живет, так и работает, так функционирует и экономика страны. Необходимо участие в решении проблем ЖКХ федерального и регионального бюджетов.

— Кое с кем проблемы есть, но в общем директора — люди ответственные, осознают, что за спиной каждого из них по 150 — 170 тыс. избирателей. Не могу похвастать стопроцентной явкой, но кворум собираем всегда.

— Вот проявления пресловутой социальной ответственности бизнеса. А как обстоят дела с дисциплиной депутатов-бизнесменов?

— В конце июня по инициативе Сергея Миронова руководителей заксобраний впервые собрали в Москве для обсуждения основных параметров бюджета-2007 и трехлетних перспектив. Министр финансов Алексей Кудрин, выступавший перед нами, сообщил, что в следующем году субъектам федерации выделят дополнительно 35 млрд рублей на строительство дорог, почти в два раза больше, чем в этом году. И это здорово, потому что без совершенствования транспортной инфраструктуры никакое экономическое развитие невозможно. Финансирование непрограммной части федеральных адресных инвестиционных программ также передадут регионам. Таким образом, в бюджетах субъектов впервые появится инвестиционная составляющая. По проблемам ЖКХ Кудрин от имени правительства обещал помогать тем территориям, где своими силами осуществляется адресная поддержка. В этом году на нужды коммуналки федерацией выделяется 9 млрд рублей. Правда, объективности ради нужно отметить, что это капля в море: общая цена вопроса — около 250 миллиардов. Но нас радует, что в федеральном правительстве по крайней мере начинают понимать всю важность задачи. Надеемся, до внесения в Госдуму проекта бюджета-2007 Минрегиоразвития выдвинет свои соображения, как разгребать эти завалы.

Говори Москва, разговаривай Россия
— Ваш «старший коллега», председатель Совета Федерации Сергей Миронов, во время майского визита в Екатеринбург указывал на необходимость передачи в регионы и на места не только дополнительных полномочий, но и обеспечивающих их ресурсов. Когда, по вашим ощущениям, этот механизм придет в движение?

— Со вступлением в силу 131-го федерального закона местное самоуправление наделяется дополнительными функциями. И мы говорили Кудрину о том, что местным властям недостаточно налогов для обеспечения самофинансирования, задавали вопрос. Министр ответил: «Ничего менять не будем. За три года выровняем межбюджетные отношения между федерацией и субъектами. Тогда уже будет видно, чего недостает на уровне местного самоуправления».

— Но выделение субвенций — это иной путь по сравнению с пересмотром схем расщепления налогов. Помню, тому же Миронову свердловское руководство передало предложение закрепить за муниципальным уровнем какой-то процент налога на прибыль. Выступая в июне с бюджетным посланием, губернатор Россель призывал передать регионам конкретно 3,5% федеральной ставки налога на прибыль — на развитие транспортной инфраструктуры. Выходит, эти предложения преждевременны?

— Местное самоуправление не загнется за эти три года?

Эта позиция совпадает с моими личными прогнозами. Как известно, сроки реализации 131-го закона растянуты на три года. Пока в закон «вошло» меньше половины муниципальных образований России. Думаю, в апреле — мае следующего года будут подведены первые итоги, регионы дадут свои предложения. Но о системном перераспределении налогов можно будет говорить только после анализа всех территорий по истечении трехлетнего переходного периода. Думаю, три года для масштабов России и такой сложной реформы — вполне приемлемо.

— Вы говорите: научиться взаимодействовать. Но в общении с главами исполнительной власти регионов и муниципалитетов мне часто приходится слышать: федеральный центр не восприимчив к нашим предложениям.

— Почему оно должно загнуться? Приоритетные национальные проекты реализуются на всех уровнях. В следующем году бюджетные вложения в здравоохранение увеличатся на 70%, в образование — на 80%, в жилье — на 30%, в село — на 60%. За три года, что отведены на выполнение нацпроектов (эти сроки совпадают со сроками реализации 131-го закона), мы должны качественно изменить жизнь людей. И для этого необходимо скоординировать деятельность всех уровней власти, научиться взаимодействовать, решая масштабные задачи. Возьмите жилищное строительство — проблем море. Законодательство несовершенно. Муниципалитеты жалуются: не хватает денег. Но в то же время сами сдерживают развитие рынка доступного жилья: земли под застройку не выделяют, генпланов не разрабатывают, инвестиционных проектов модернизации инженерной инфраструктуры не готовят.

Но сегодня я бы не сказал, что не прислушиваются. Начинают слушать. С региональными законодателями регулярно, два раза в год, совещается президент, таким образом, поднимая наш статус. На окружном уровне с нами активно стал работать полпред президента Петр Латышев. Главы региональной исполнительной власти постоянно участвуют в заседаниях федерального правительства. В Госдуме регионалов приглашают на депутатские слушания, дают высказаться и принимают их замечания. К примеру, по 131-му закону мы через своего представителя в Совете Федерации Андрея Шмелева отправили в общей сложности 72 поправки, из них 47 (в том числе по вопросам определения состава территории городского поселения и административного центра муниципального района) прошли.

— Раньше так и было. Пример — 122-й ФЗ о монетизации социальных льгот. Не прислушавшись к советам с мест, исполнительная власть впоследствии затыкала дыры в законодательстве деньгами. Негоже. Я считаю, ошибся — уйди.

— Не скажу, что динамика действий правительства нас устраивает, но раскачка пошла. Кудрин, к примеру, сообщил о том, что с 2007 года налог на прибыль будет уменьшен на расходы предприятий на НИОКР. Мы давно говорили об острой необходимости такой меры. И она полностью соответствует духу последнего послания президента и его выступления на Совете безопасности 20 июня, где глава государства поставил задачу модернизации основных производственных фондов и создания конкурентоспособных технологий, прежде всего в энергетике, машиностроении, авиакосмической отрасли.

— В течение столетней истории российского парламентаризма депутаты, как правило, находились в подчиненном положении, в зависимости от правительств. Да и сейчас большинство законов, как на федеральном, так и на региональном уровне, разрабатываются и вносятся исполнительной властью. В то же время в Екатеринбурге Сергей Миронов напомнил, что еще совсем недавно политика правительства РФ не просто не соответствовала, а даже противоречила тезисам ежегодных посланий президента…

— В свою очередь власти Свердловской области приняли долгожданный закон о поддержке субъектов инвестиционной деятельности. Средний Урал был едва ли не единственным регионом в округе, обходившимся без такого закона. Какие меры поддержки инвестиций, прежде всего в реконструкцию и строитель-ство новых промышленных фондов, он предусматривает?

Но мы — не парламентская республика. И не думаю, что надо к ней переходить. Мы делаем только первые шаги к созданию устойчивой политической системы. Считаю, на это уйдет еще немало времени.

— Не может появиться на свет еще один остро необходимый области закон — о поддержке инновационной деятельности. Какова его судьба?

— Это рамочный закон, сигнализирующий инвесторам: мы заинтересованы в вас. Условия, льготы по конкретным проектам и объектам будут определяться конкурсной комиссией областного правительства, исходя из учета приоритетов социально-экономического развития области, оценки эффективности инвестиционных проектов. Этим законом приняты конкретные формы поддержки предпринимательства: предоставление областных государственных гарантий, бюджетных субсидий, субвенций, кредитов и иных видов материальной, организационной и информационной помощи. Уже в этом году на государственные гарантии выделяется фактически 1,5 млрд рублей. Считаю, что принятие данного закона особенно важно для успешной реализации одного из наиболее масштабных и сложных приоритетных национальных проектов — «Доступное жилье». Закон простимулирует как дальнейшее развитие строительной отрасли, так и разработку и внедрение новых современных строительных материалов, технологий. Это в итоге позволит нам рыночными механизмами повлиять на понижение стоимости жилья.

Будем укрупняться
— Юрий Валерьевич, в Госдуме ликвидирован институт депутатов-одномандатников, отменены всенародные выборы глав субъектов, обсуждается перспектива назначаемости мэров областных центров. Каково оптимальное, с вашей точки зрения, устройство нашей демократии?


— Он рождается в муках. К сожалению, его не удалось принять на весенней сессии. А в октябре — перевыборы областной думы. Так что его утверждение откладывается на конец года. Но наработано много. Мы пошли по опыту Чехии: там инновации распространяются на уровне технопарков. Изучили опыт коллег из других регионов России, особенно Татарстана, где в развитие бизнес-инкубаторов закачивают колоссальные средства. Предусмотрели бюджетные ассигнования, налоговые льготы.

— В отношении губернаторов такие возможности уже предусмотрены. Не далее как в июне президент отстранил от должности губернатора Ненецкого автономного округа Алексея Баринова. Но руководители субъектов фактически назначаются. Это менее прозрачная процедура, нежели всенародные выборы. Как считаете: надолго ли такой порядок?

— Уверен: главы местного самоуправления должны избираться. Другое дело, что следует предусмотреть процедуру их досрочного отстранения при определенных условиях. Сегодня в городских уставах она повсеместно отсутствует. Невозможно терпеть, когда волею случая в главы избирается неопытный, необразованный человек, который ничего не делает, ни перед кем не отчитывается, уходить не хочет и снять его никто не может. Люди-то от этого страдать не должны. Нужны страховочные механизмы. Следовательно, верхний эшелон власти должен обладать механизмами инициирования таких отставок.

Что касается сроков… Сегодня идет объективный процесс укрупнения субъектов Российской Федерации. Период укрупнения будет небыстрым, возможно, он растянется лет на десять и больше. На этот срок нынешняя схема избрания губернаторов с государственной точки зрения совершенно оправдана. А там будет видно.

— Это системное решение на достаточно долгую перспективу. Здесь два мотива. Во-первых, во власть продолжают проходить недобропорядочные люди. И сегодня у президента и регионального депутатского корпуса есть возможности избавляться от них. Во-вторых, я бы не называл назначением выборы губернаторов региональными представительными органами. Когда в ноябре прошлого года президент представил нам кандидатуру Росселя, происходило реальное голосование. Каждый депутат сверял свои часы с часами, которые тикают у него за спиной, то есть с настроением избирателей. Я уж не говорю о том, что купить депутатов, особенно нашей палаты, невозможно: они самодостаточны.


Никому не кабельность Пространство, в которое никто не заходит Выше среднего Не входить! Идет конкуренция Нефть и кредиты Близкие соседи лучше дальних родственников Авто для бизнеса Птичьи бега Спасительный цезий

Главная / Анализ