![]() |
Главная / Анализ / Место для местных «УФактория». Если центр открыто взял на себя коммерческую массовку, то провинция ориентировалась и на просветительские цели, и даже позволяла себе быть интеллектуальной. Брезжила надежда, что количество самостоятельных региональных издательств вырастет. ![]() Дорога не скажу кудаИздательство сумело громко прозвучать на уровне не только региона, но и всей России. На славу, тем более скандальную, не нарывалось: она явилась сама. Что ни книга — событие. Резонанс в специальной прессе (признание профессионалов), резонанс в массовых изданиях (признание тех, кто любит погорячее). Вроде бы просто работали в выбранном направлении — альтернативная литература. А получился феномен. Книги заставляли спорить, некоторые изымались из магазинов, подвергались аресту, судилищу. Последние разборки случились с «Клубной культурой» Фила Джексона. Издательство обвинили в пропаганде наркотиков, хотя речь шла о серьезном научном труде. (Вопрос, почему не обвиняется телевидение, где это понятие просто насаждается, и аудитория несравнима с рядами читателей интеллектуальной литературы, остался риторическим). То, что книгоиздатели попали в болевую точку общества, очевидно: когда еще книги вызывали подобную реакцию охранительных органов? Но развитие пошло по пути дальнейшей централизации. Судьба «УФактории» в этом смысле показательна. Зато началось обратное: столичные издания все активнее приходят в регионы. Два года назад в Екатеринбурге открылось представительство «Эксмо», шестое в России. «УФактория» оказалась поглощена издательством «АСТ», книжным гигантом. Наряду с «Эксмо» он держит лидерские позиции в книгоиздании страны — больше 10% российского рынка каждый. Издательство «Ультра Культура» задумывалось на Урале и возникло как дочернее «УФактории». Его вдохновители и организаторы, в том числе Илья Кормильцев, говорили тогда: политическая оппозиция в стране бесполезна, необходима интеллектуальная. Оказалось, для оппозиции не время, альтернатива не допускается. «Ультра Культура» прекратила существование. По словам руководителя «УФактории» Александра Бисерова, «Ультра Культуру» закрыли от усталости. Только-только наметившееся движение провинциальных издательств в центр оказалось перекрыто. Стоим и стоять будем?«УФактория» всегда стояла особняком на издательском поле Екатеринбурга. Большинство книжных издательств за последние годы не испытали серьезных перемен, наоборот, констатируют стабилизацию. Работают в прежних объемах. «Баско» выпускает около ста названий в год, как и Банк культурной информации (БКИ). Издательство Уральского университета — до 6 Тиражи тоже устоялись. Наиболее распространенный — до 2 тысяч: востребована мелкосерийка. Для учебной литературы тираж традиционно выше. Один из самых крупных — у Бажовской энциклопедии (издательский дом «Сократ» совместно с издательством Уральского университета, заказ министерства образования Свердловской области): 36 тыс. экземпляров, книга вручалась нынешним выпускникам школ в подарок. Что будет с «УФакторией» дальше? Друзьяконкуренты категоричны: ее больше нет. В самом же издательстве сотрудники разделились, как положено, на оптимистов и информированных оптимистов (слово «пессимист» сегодня вышло из употребления). Вот две внутренние точки зрения на ситуацию. Первая: работаем как работали. Стараемся держать художественную и интеллектуальную планку на прежнем уровне, продолжаем собственные проекты. Вторая: главное — сохранить имеющееся, редакторский состав, наши серии. Но той «УФактории», какой она была раньше, независимой, самостоятельно позиционирующейся, нет. Переход от интеллектуальной литературы к «массовке» очень возможен. Ориентация на заказную литературу не стимулирует издательства заниматься распространением: вручили готовые стопки книг автору, а продать или подарить — его забота. Впрочем, издательство Уральского университета планирует открыть свой киоск при учебном заведении. «Сократ» имеет собственных распространителей, дей-ствующих через оптовые и розничные сети, чем отличен от других. Возможно, поэтому в книжных магазинах это издательство называют первым среди местных. В «Баско» работает свой отдел продаж, занимающийся исследованием издательского рынка УрФО и продвижением продукции. Практически все местные издательства ориентируются на заказную литературу. Средне-Уральское книжное издательство и издательство Уральского университета — на 95%, БКИ — на 70%. С заказчиками тоже наступила определенность. Логично, что Банк культурной информации работает в тесном контакте с министерством культуры Свердловской области (крупный совместный проект последнего времени — собрание сочинений Мамина-Сибиряка), «Сократ» преуспевает на ниве научнопопулярной и учебной литературы. Все екатеринбургские книжные издательства имеют региональную направленность, сотрудничая с Челябинской, Курганской и особенно Тюменской областью, ее северными округами. Отсюда идут постоянные заказы: Большая Тюменская энциклопедия, Энциклопедия ХантыМансийского автономного округа, «Природа Ямало-Ненецкого автономного округа», и так далее. Причина — не устраивает качество работы «своих» издательств. Поле общее, ниша свояВ 1991 году команда туристов Уральского политехнического института, к тому времени уже чемпионы области и страны, основала малое предприятие «Баско» («баско» в словаре Даля — «красиво, хорошо») с конкретной целью: издать фотоальбом «Неизвестный Урал». С того момента судьба туристов переплелась с издательской деятельностью. Путешествия и спорт остаются любимыми темами, а собственные туристические проекты часто получают полиграфическое продолжение (один из самых громких проектов — Сотый меридиан, один из последних — вулкан Килиманджаро). Стабильность, однако, имеет тенденцию трансформироваться в застой. Директор Средне-Уральского книжного издательства Валерий Куценко считает, что процесс монополизации и укрупнения продолжится, мелкие участники рынка будут поглощены. Директор «Сократа» Андрей Мороз также говорит о продолжении централизации (столичные издательства претендуют уже на региональный компонент учебной литературы, не говоря о федеральных учебниках, которые «грифуются» в Москве), но отмечает и положительные явления: накопление сил творческих, кадровых. Новые издательства продолжают появляться. Краеведение — общее поле провинциальных издательств. Слово комуто может показаться устаревшим, но спрос отмечает такую литературу как современную и остро востребованную. Издательства с разных сторон и разными инструментами вспахивают эту ниву. И «удобрения» используют по собственному выбору. «Сократ» уделяет большое внимание содержательной чистоте, смысловой и стилистической выверенности текстов, подчеркивает главный редактор Евгений Зашихин. Издательство Уральского университета вкладывается в техническую базу: приобретено новое оборудование, полностью укомплектована собственная типография. «Баско» приступило к созданию Уральской электронной библиотеки, способной сделать редкие книги доступными. Тему спорта выделяет для себя и издательский дом «Пакрус», представитель Ассоциации книгоиздателей России в Уральском регионе: им сделана редкая работа по истории шахмат на Урале. Банк культурной информации гордится собственной серией «Очерки истории Урала» (вышло 45 книг), «Сократ» — серией «История в ликах городов». Средне-Уральское книжное издательство, одно из старейших, существует с 20го года XX века, ориентируется на местных писателей, издает Павла Бажова, Николая Никонова. Издательство Уральского университета старается узкопрофильные темы делать интересными для широкого круга читателей. Тираж «Книги о воде» (исследование водоемов Свердловской области) разошелся так быстро, что теперь решили его увеличить. Дополнительные материалы: История, география, культура региона — ниша, по мнению специалистов книжного рынка, еще далеко не заполненная. К тому же это та сфера, где местные издательства всегда будут сильнее, чем самые крутые пришлые. На вопрос, читаете ли вы художественную литературу, 62% респондентов ответили «да, регулярно»; 23% — «редко». 15% вообще не читают. (Для сравнения: телевизор не смотрят лишь 5%.) Емкость книжного рынка России составляет около 2 млрд долларов. Прогнозируемые темпы роста 30 — 50%. Что и сколько читают россиянеПо данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, наибольшей популярностью сегодня, как и три-пять лет назад, пользуются такие жанры, как детектив, исторический и любовный роман. Молодое поколение выбирает фэнтэзи. Среди конкретных писателей попрежнему лидируют Дарья Донцова, Татьяна Устинова, Александра Маринина и Борис Акунин. Русская и зарубежная классика пребывает в аутсайдерах, серьезно уступая Виктору Пелевину и Владимиру Сорокину. Книга — товар — книга В период зарождения рыночных отношений актуален был перевод в сознании понятия книга из объекта чисто интеллектуального в объект продаж. Сегодня, похоже, актуально возвращение книге ее первичного значения. Да, товар, но особый, специфический. О том, какие книги востребованы, разговор с издателями и книготорговцами. — Кто определяет, что публиковать и сколько? Несмотря на возрастающую власть TV, DVD, интернета и прочих примет современности, мы продолжаем оставаться много читающей нацией. — Во-первых, владелец издательства. Во-вторых, редакторы. Каждый редактор — это прежде всего профессиональный читатель. Он специалист в определенной сфере, знает, к кому обратиться за консультацией и выбирает для публикации те книги, которые считает достойными. Инна Харитонова, ведущий специалист отдела гуманитарной литературы «УФактории»: — Безусловно. При выборе не только книги, но и формы ее подачи. Например, «Мифы Древнего Египта» имели несколько изданий, и наше стало одним из лучших. Потому что книга включена в серию, потому что ее оформление тщательно продумано. — Знание рынка необходимо? — Ее нужно выпускать на дешевой бумаге и огромным тиражом, экономя на корректуре. «УФактория» подобного себе не позволяла. — Чтобы книга стала коммерчески успешной, какие составляющие нужны? — Редкое сочетание. Вы же не имеете в виду Донцову? Беда современного книгоиздания, на мой взгляд, в том, что превалирует развлекательный подход. Понятно, такие книги легче продать. Они стоят в супермаркетах среди йогуртов и сосисок. Раньше мы отказывались от такого рода литературы. Не могу быть уверена, что так будет и дальше. — Я ждала, вы скажете об авторе. Разве не мечта издателя — автор, который и хорошо пишет, и нравится читателям? Светлана Мухаметдинова, ведущий специалист отдела прикладной и эзотерической литературы «УФактории»: — Какие сегменты литературы вызывают растущий интерес? Галина Меринова, старший товаровед магазина «Дом книги»: — Стабильно растет интерес к эзотерике. Особенно популярны произведения практического характера, рассчитанные на неподготовленного, но ищущего истину человека. Эта литература преследует добрые цели, люди ее покупают. Развивающие детские пособия также всегда востребованы. Издательству необходима четкая бизнесстратегия — убежден генеральный директор «Баско» Сергей Симаков — Огромным и все еще не удовлетворенным спросом пользуется краеведческая литература, особенно фотоальбомы по Уралу. Иногда говорят, что художественная литература не популярна. Это не так: люди приходят, спрашивают, часто узнают о новинках раньше сотрудников. Из местных авторов устойчиво популярны Владислав Крапивин, Николай Коляда. Нравятся читателям книги Владимира Бабенко. Программу деятельности мы определяем на три года. В 2006м закончился очередной цикл, задачей которого было улучшение бизнесструктуры: выстроена система управления, четко разделены функции между отделами. Задача следующей трехлетки — прирастание новыми площадями (территория для развития — чрезвычайно актуальная тема для бизнеса); а также прирастание новыми идеями. — Работать, полагаясь только на стихийный приток заказов, нецелесообразно. Имидж издательства формируют собственные проекты. Любой новый проект начинается с улавливания потребности общества. Когда потребность «поймана», понята, начинается поиск ресурсов для ее удовлетворения. Если первоначальная идея убедительна, под нее удается найти деньги. Мы должны быть специалистами в области идей, маркетологами читательского рынка. Затем следует стадия воплощения, поиск оптимальных условий для печати. Я считаю, полиграфическая и издательская база не должны быть структурно связаны, для каждого издания нужно подбирать наиболее подходящую типографию. Есть у нас проект, коммерчески вряд ли многообещающий, но важный почеловечески. Будучи рыночной структурой, мы хотим чувствовать одобрение общественности. Речь идет о книге «Карафуто. Альбом неизвестной семьи из Оодомари», связанный с находкой фотографий начала XX века. Мы не знаем, кто эти японцы на снимках; узнать хотим с помощью публикации архива. После издания альбома была проведена выставкапоиск. Историю можно будет считать законченной, если удастся найти потомков семьи и передать им фотографии. Проект вызвал большой резонанс и в России, и в Японии. «Баско» всегда тяготело к техническим новшествам. В прошлом году мы приступили к созданию Уральской электронной библиотеки. Партнером в новом проекте стала областная библиотека имени Белинского. За книгами на цифровых носителях — не только будущее, но и настоящее. Они облегчают доступ читателей к раритетным источникам информации, они удобны и экономичны. Литература на компакт-дисках востребована слабовидящими людьми: текст можно не читать, а слушать. Уже выпущено 25 электронных книг. Кроме того, электронная библиотека способствует сохранности редких изданий. По совместному решению издателей и музейщиков (проект поддержан Государственным музеем природы и человека в ХантыМансийске) новую жизнь на цифровых носителях обретет коллекция старопечатных книг XVII — XVIII веков. Плюс-минус результат «Трансглобал» не разошелся с «Миром» Дефолт по умолчанию Минприроды предупреждает Грядет похолодание, однако Никто не застрахован К импортозамещению готовы, но его не будет Свой рынок ближе к телу Зима тревоги нашей Главная / Анализ |
||
![]() |