Главная / Анализ / Крутой замес






Отечественный рынок сухих строительных смесей (ССС), как и многие другие, начал бурно развиваться после дефолта 1998 года. Объем рынка был тогда очень невелик, около 260 тыс. тонн, а ассортимент представлен в основном импортом или смесями под иностранными торговыми марками, выпущенными на производствах, расположенных в России. После обвала рубля импортные смеси тут же попали в высший ценовой сегмент (где и остаются). Внутреннее производство стало активно расширяться: до 2003 года ежегодные темпы прироста не опускались ниже 47 — 50%. Импорт отставал. В итоге его доля сократилась с 60% (по другим оценкам — 80%) до сегодняшних 15%. За восемь лет объем рынка ССС в России увеличился без малого в 13 раз, составляет 3,3 млн тонн и продолжает расти.

Фото - Максим Бедолага

Вторая причина роста потребления ССС в России объективна — это увеличение объемов строительства примерно на 10% в год. Компании-производители прогнозируют, что такие темпы как минимум сохранятся, а многие надеются, что они вырастут благодаря осуществлению национального жилищного проекта. Кроме того, надежды на сбыт производители связывают с реконструкцией жилищного фонда. Пока этот процесс не очень заметен, но, учитывая, что большая часть жилого фонда (хрущевки и сталинки) либо уже находится в ветхом аварийном состоянии, либо придет в него в течение 5 — 10 лет, реконструкция существующего жилья должна существенно расширить рынок сбыта ССС.

Бурное развитие обусловлено двумя основными причинами. Первая — повышение культуры производства в строительной отрасли и, как следствие, массовый переход на ССС с традиционных цементных растворов. К примеру, в программе развития стройиндустрии Свердловской области на 2005 — 2010 годы запланировано увеличение выпуска ССС более чем втрое при одновременном сокращении на 30% производства раствора. Сухие смеси дают лучшее качество готовой продукции, поднимают производительность труда, снижают трудозатраты, транспортные, складские и производственные издержки. Первые два преимущества порождают и основные ограничения распространения ССС. Как рассказала специалист по сбыту ССС Кировградского завода промышленных смесей Мария Селезнева, даже в тех странах, где сухие смеси стали применяться гораздо раньше, чем в России, они не вытеснили полностью растворы. Строители используют ССС только на ответственных объектах (участках) работ, где нужно гарантировать качество. На остальных — экономят, используя традиционные технологии. С производительностью труда — еще хуже. Как отмечает ряд экспертов, многие строительные компании применяют ССС в значительно меньшем объеме, чем могли бы, поскольку не имеют недостатка в низкоквалифицированной и дешевой рабочей силе. Это общая для многих современных высокотехнологичных стройматериалов проблема. Их производители отмечают: стоит только «компетентным» органам вплотную заняться вопросом трудовых отношений в строительных организациях, как у тех появится дополнительный стимул к использованию материалов и технологий, снижающих трудозатраты.

На территории Большого Урала работает 42 производителя ССС: в Челябинской и Свердловской областях — 13 и 12 соответственно; в Пермской — четыре; в Тюменской и Башкирии — по три; в Удмуртии и Оренбуржье — по два; в Курганской — один. Основное отличие уральского рынка, к примеру, от рынка Москвы — меньший размер игроков. На территории Большого Урала расположена примерно шестая часть российских производителей, но выпускают они всего около 7% общероссийского объема ССС. Это связано как с изначальными, заданными при строительстве параметрами заводов (значительная часть — малые производства), так и с низкой загрузкой некоторых предприятий. Так, один из крупных уральских заводов с проектной мощностью 150 тыс. тонн в год производит и реализует пока не больше 12 — 15 тыс. тонн.

Конкурентный на вид

На российском рынке ССС присутствует около 230 игроков. При этом львиная доля и потребления, и производства приходится на Москву, СанктПетербург и Ленинградскую область. УрФО по объемам рынка ССС стоит на третьем месте после Центрального и Северо-Западного округов. По оценке директора ООО «Завод сухих строительных смесей Brozex» Дмитрия Гуреева (Свердловская область), последние три года рынок большинства городов Урала рос темпами не менее 25 — 35% в натуральном выражении. Однако, как отмечает генеральный директор ООО «Уральские строительные смеси» Алексей Бай (Свердловская область), «уральский рынок еще не насыщен в той мере, как московский или питерский. Реально ожидать нового скачка потребления в частном секторе в связи с подъемом благосостояния населения, увеличением строительства жилья, введением новых технологий, которые позволят сухим смесям стать выгоднее самодельных растворов».

— Потенциал дальнейшего роста рынка за счет увеличения использования смесей на единицу строительных работ близок к исчерпанию и полностью иссякнет через год-два, — уверен Дмитрий Гуреев. — Раньше всего это произойдет в Москве и СанктПетербурге, где расположено большинство производств ССС. Тамошним компаниям придется еще более активно осваивать региональные рынки.

Конкурентный по сути
Очевидно: в ближайшее время уральский рынок ССС ждет всплеск конкуренции.

Рост рынка сохранится, но темпы упадут. Они сравняются с темпами увеличения потребления других строительных материалов: 10 — 15% в год. В Москве это произойдет раньше, в регионах — чуть позже. Как отмечает Мария Селезнева, по мере замедления роста рынка неизбежно будет усиливаться конкуренция. «При поверхностном взгляде на российский рынок ССС его можно было признать высококонкурентным уже несколько лет назад: на нем работают около двухсот российских предприятий, изза пределов страны ввозится продукция еще не менее трех десятков производителей. Тем не менее на фоне очень быстрого роста рынка реальная конкуренция была не слишком жесткой, места хватало всем. Теперь ситуация меняется: обеспечить динамику можно лишь отвоевывая рыночную долю у конкурентов».



Наращивают собственные производства и местные игроки. При этом, как отмечает первый заместитель генерального директора по коммерции ОАО «Сода» Эдуард Мавлиханов (Башкортостан), существующие производства способны полностью обеспечить спрос на данную продукцию, и объемы их продаж постоянно растут вместе с объемом потребления, причем не только за счет Уральского региона. Более того, рынок смесей в регионах расширяется значительно быстрее уже сформировавшегося и насыщенного рынка Центрального и Северо-Западного округов.

Наши — не наши

Конкуренция на рынке ССС будет разворачиваться в двух плоскостях: между федеральными и крупнейшими региональными игроками с одной стороны; между отечественными и иностранными — с другой.

Внутренний фактор усиления конкуренции — снижение рентабельности производства и доходности бизнеса. В то время как основные составляющие (особенно цемент) и энергоносители за последние два-три года подорожали существенно, динамика цен на ССС отвечала росту индекса потребительских цен.

Тем не менее чистый импорт постепенно сокращается. Позиции российской продукции под транснациональными торговыми марками стабильны (на общероссийском рынке — до 28%, на уральском — до 18%) и скорее всего будут укрепляться, причем в большей степени за счет местных игроков, в меньшей — федеральных.

В натуральном выражении доля импортной продукции не превышает 15%, но в стоимостном она пока достаточно высока — до трети рынка. Позиции иностранных производителей сильны в сегменте высокотехнологичных дорогих смесей и смесей, предназначенных для розничных (бытовых) продаж. «Потребление дорогих импортных смесей будет снижаться с каждым годом, — прогнозирует Алексей Бай. — У крупных застройщиков оно практически сведется к нулю, разве что иностранцы по старой привычке отдадут предпочтение брендам западным или с западными корнями. В частном секторе доля импортных смесей составит около 3 — 5%. Во-первых, цена смеси крайне чувствительна к транспортным издержкам, вовторых, ряд марок отечественных ССС нисколько не уступает по качеству западным аналогам». Эдуард Мавлиханов добавляет: «Рынок станет полностью российским уже в ближайшие год-два. Оставался один крупный игрок, производство смесей которого находилось за пределами страны, — концерн Maxit. Но в прошлом году компания запустила завод в Нижегородской области. Остальные иностранные компании, имеющие значимую долю рынка, уже разместили производство на территории России». А вот Дмитрий Гуреев не столь оптимистичен: «Вытеснить высокотехнологичные импортные смеси с рынка едва ли удастся».

И тут ключевую роль сыграет организация производства: у российских компаний она существенно ниже. Так, выручка одного работника в год в компании Scanmix — 270 тыс. долларов, в Optiroc — 190 тысяч, в наших — не более 50 тыс. долларов.

У компаний, работающих под международными марками, есть свои конкурентные преимущества: большая известность международных брендов (Кнауф, Церезит, Ветонит) и высокая производительность труда. По оценке представителя одной из компаний, производящих ССС, основной фактор конкурентоспособности российской продукции — цена. В течение двухтрех лет рост стоимости ресурсов и затрат на заработную плату сведут его на нет.

Таблица Сравнение работ с использованием сухих строительных смесей и двухкомпонентного раствора.

Еще одно преимущество «наших ненаших» — наличие всех необходимых компонентов для изготовления высокотехнологичных дорогих смесей. Главный компонент таких смесей (не по массе и объему, а по важности и стоимости) — химические добавки, задающие им конкретные свойства. Отечественная химическая промышленность некоторые из них не производит, а если производит — то зачастую ненадлежащего качества. Российские производители вынуждены покупать компоненты за рубежом. Транснациональные корпорации либо приобретают их у соотечественников дешевле, либо делают сами. Таким образом, отечественные производители не по своей вине, но упускают шанс повышения конкурентоспособности. «Как только отечественные химические предприятия освоят производство качественных добавок, появится возможность для снижения цен на смеси», — подчеркивает Эдуард Мавлиханов.

200

ПараметрыДвухкомпонентный растворСухие смеси ААБ Площадь поверхности, м2

200

200

3

Число работников

3

3

1,5

Продуктивность, м2/чел./час

6,6

2,4

22

Расход материала, кг/ м2/см

14,5

18

44,44

Общее время работы, час

10,101

27,78

100%

Сравнительная эффективность

400%

150%

Региональным игрокам следует заниматься скорее продвижением продукции, нежели открытием новых производств: их мощности зачастую недозагружены, а продукция гораздо менее заметна (совокупная доля не более 20%), чем у федералов.

Местные — не местные
Посмотрим на перспективы регионального рынка. Федеральные компании, скорее всего, будут стремиться размещать производства на местах, чтобы снизить транспортную составляющую и предложить конкурентные цены. Другой возможный вариант — оптимизация логистических цепочек, создание эффективных сетей дистрибуции.

Производители, еще не озаботившиеся проблемой собственных источников сырья, займутся ее решением. Наличие собственного сырья позволяет быть независимым от поставщиков, что выгодно отличает такие предприятия от заводов, специализирующихся только на смешивании компонентов.

Вне зависимости от того, какие из игроков (местные, федеральные, международные) будут задавать тон на рынке, можно обозначить несколько основных тенденций его развития. На Урале будет расти производство ССС (в большей степени за счет загрузки существующих мощностей, в меньшей — за счет открытия новых). Смеси — относительно тяжелый и дорогой продукт, и возить его из одного федерального округа в другой нелогично. В конце концов, объем производства должен сравняться с объемом потребления.

Наконец, сами игроки при любом раскладе будут укрупняться, а их количество сокращаться. К 2010 году, по прогнозу Алексея Бая, три крупнейших игрока федерального масштаба с сетью производственных мощностей по всей стране займут до 70 — 75% рынка. Не сильно будет отличаться ситуация на региональных рынках: здесь в число лидеров могут войти и крупнейшие местные производители. Остальные эксперты не столь категоричны, но подтверждают: игроков на рынке останется меньше и сформируется более выраженный, чем сейчас, пул лидеров. n

Пропорция между ценовой и рекламномаркетинговой конкуренцией существенно изменится в пользу последней: рекламные и маркетинговые кампании игроков активизируются.



Дополнительные материалы:


Таблица Рынок поделен большим количеством игроков, которые скоро начнут укрупняться


Небесное гостеприимство Бунт нефтяников Истории в деталях Парк скульптуры и отдыха Игра в наперстки Кредит без заложников Строго по Гоголю Прагматизм превыше всего Кому достанется ВИЗ-Сталь

Главная / Анализ