Главная / Анализ / Сливают воду

Главные цели объединения: вопервых, противостояние в конкурентной борьбе с международными корпорациями CocaCola (марка BonAqua), PepsiCo (Aqua Minerale) и Nestle (Pure Life), которые занимают примерно по 10% российского рынка питьевой бутилированной воды; вовторых, переход на единые высокие стандарты качества продукции для борьбы с мелкими производителями, которые их не придерживаются и сильно демпингуют. «Поставленная задача сложна, поскольку отечественный рынок в основном уже захвачен иностранными игроками, — признает исполнительный директор Национальной ассоциации бутилированных вод России Лидия Степанова. — Но я уверена, что в случае успеха к альянсу присоединятся многие другие отечественные производители, занимающие пока выжидательную позицию».



В июне семь региональных компанийпроизводителей питьевой бутилированной воды подписали соглашение о намерениях объединить бизнес. Четыре из них представляют Урал: ОАО «Живая вода» (Оренбург), ООО ПК «Ниагара» (Челябинск), ООО Компания «Экология Урала» (владелец бренда «Вода Новокурьинская», Екатеринбург) и ООО «Вода кристальная» (Уфа). Инициатор и координатор объединения генеральный директор «Живой воды» Эдуард Берлин сообщил нам: «На первом этапе предполагается перейти к единым стандартам качества и разработать бренд. Потом в течение примерно двух лет возможно объединение бизнесов, переход на единую акцию, проведение IPO. Для этого необходима независимая оценка стоимости наших компаний». По его словам, в объединении будут участвовать только крупные региональные игроки, они смогут занять до 20% уральского и до 4% общероссийского рынка питьевой бутилированной воды.

По мнению участников рынка, серьезные трудности могут возникнуть уже на первом этапе объединения, при выработке общего бренда. Местные производители, как правило, используют воду из артезианских источников с уже имеющимися природными компонентами. Химический состав такой воды различается в зависимости от территории ее происхождения. Унифицировать продукцию под общий бренд можно лишь путем полной очистки воды до уровня дистиллированной с последующим добавлением химических элементов согласно корпоративным стандартам. Именно так поступают международные корпорации, однако при этом вода теряет свои природные свойства. «Наша компания имеет в России одиннадцать заводов, на которых производится весь спектр продукции CocaCola, в том числе питьевая вода BonAqua, — рассказывает представитель по связям со СМИ компании CocaCola в России Владимир Кравцов. — На всех заводах применяется местная вода, она проходит шестиступенчатую систему водоочистки на запатентованных установках. Затем в воду добавляется необходимое количество солей и минералов. Таким образом, соблюдается единый для нашей компании стандарт питьевой воды, ее состав идентичен воде, произведенной на других заводах CocaCola».

Месяц назад в интервью «Э-У» Эдуард Берлин говорил о десяти участниках объединительного процесса. Теперь список сократился, идут активные переговоры, в ходе которых выявляются сторонники и скептики. Так, директор компании «Ниагара» Олег Толмачев не склонен форсировать события: «Пока об объединении говорить преждевременно. Есть идея, которая витает в воздухе. Отсутствуют конкретные договоренности, инструменты достижения цели».

Международные концерны пока отрицают намерение поглотить региональные компании. «На Урале CocaCola имеет только один завод в Екатеринбурге, — отметил Владимир Кравцов. — Но его мощностей хватает для удовлетворения запросов регионального рынка, поэтому планов строительства новых заводов или приобретения уральских производителей воды у нас нет».

Другая активно обсуждаемая участниками соглашения проблема — как поступать с собственными торговыми марками: в них вложены немалые средства, они достаточно узнаваемы потребителями в своих регионах. «Думаю, компании все равно будут производить и продавать часть воды под собственным брендом, но каждый из них сможет использовать и общенациональный, — говорит Лидия Степанова. — Общий бренд поможет компаниям не только расширить свое участие в общероссийском рынке, но и повысить капитализацию, избежать дешевой продажи международным концернам: стоимость объединенного бренда будет значительно выше».


Газ отправят в химию «Пермалко» попало в одни руки На пределе возможного Аморфный металл В поисках эффективности Нагрели и хватит От интраверта к экстраверту Без сюрпризов «Голландцы» с башкирской пропиской

Главная / Анализ