Главная / Анализ / Стандарт Европы






Чтобы соответствовать европейским образовательным стандартам, Россия должна серьезно трансформировать национальную систему образования. Об основных идеях и перспективах Болонского процесса рассказывает известный в Европе эксперт, глава международного отдела брюссельской Erasmus Hogeschool Жан-Пьер Рус.

Жан-Пьер Рус
Фото - Борис Барышников


— Прежде всего повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей. Мы стремимся способствовать этому именно на административном уровне: решать визовые проблемы, адаптировать национальные законодательные акты в области трудоустройства иностранцев. Кроме того, мы работаем над созданием транснациональных сетей университетов и общих критериев оценки качества образования.

— Жан-Пьер, какие задачи возложены на Болонский процесс?

— Но Болонскую декларацию подписали только 35 из 45 стран-членов европей-ского сообщества…

Результатом Болонского процесса, по нашему замыслу, станет возможность получать совместные ученые степени и интернациональные дипломы сразу нескольких университетов. Мы сможем в рамках общих критериев сравнивать уровень качества дипломов разных стран, скажем, новосибирского и мадридского вузов. Будут учреждены независимые от национальных правительств и международных организаций агентства аккредитации. Надеемся, зона европейского образования будет привлекать студентов всех стран мира.

— Согласно Болонской декларации, конкретных результатов вы ожидаете уже к 2010 году. Это достаточный срок?

— Географически Европа простирается от западных границ Евразии до Уральских гор. Определить зону европейского высшего образования в пределах этой территории мы должны сами, и это весьма проблематично: есть страны с чрезвычайно низким уровнем высшего образования. Поэтому в поле нашего зрения попадают только те государства, на которые распространяются общие принципы программы трансъевропейского сотрудничества в области высшего образования Tempus.

— В чем заключается основная идея европейской системы перевода кредитов?

— Это deadline внедрения Лиссабонской стратегии. Идея заключается в том, чтобы создать на европейской территории конкурентоспособное интеллектуальное общество. И для ее воплощения надо еще работать и работать. Так что какие-то из запланированных задач к 2010 году мы, очевидно, решить не успеем.

— Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году. Насколько активно наша система образования вовлечена в Болонский процесс? Что нужно в ней поменять, чтобы соответствовать европейскому формату?

— European Credit spanansfer System (ECTS) вводилась с целью облегчить мобильность студентов и сделать содержание курсов для всех членов сообщества более прозрачным. К тому же система позволит документально закрепить и выразить в кредитных единицах, которые получает студент, количество учебных часов, затраченное на какой-либо курс. Сейчас ECTS превращается из системы простого перевода кредитов в систему их накопления. Учебный год больше не служит единицей измерения учебного процесса и качества образования. Например, 60 кредитов, необходимых для получения диплома магистра, или 180 — 240 — для диплома бакалавра, студент может реализовать за год-два, а может набирать в течение всей жизни. Система учитывает человеческий фактор, естественным образом согласуя процесс обучения с ритмом жизни студента, его индивидуальными особенностями в отношении способа и темпов усвоения учебного материала.

— Многие российские студенты стремятся учиться и работать за рубежом, немало вузов уже активно участвуют в Болонском процессе. Это значит, что обмен студентами в рамках программы может и должен осуществляться. Есть ли спрос на наши вузы среди европейского академического мира?

— Государственное регулирование в отношении высшей школы должно стать более гибким, чтобы университеты получили большую самостоятельность и свободу действий. Необходимо разрабатывать прозрачную систему качества образовательных программ, не только основанную на академических стандартах, но и учитывающую мнения и потребности неакадемического мира. Система кредитных накоплений требует сокращения количества учебных часов и, соответственно, смягчения подхода к построению программы учебного курса. В связи с этим придется пересмотреть и содержание курсов, и структуру учебного плана в целом. Такая модернизация нужна вузу не для того, чтобы обзавестись спектром модных специальностей, а для своевременной и адекватной реакции на потребности современного общества. Россия поэтапно идет по этому пути, хотя и закрывает глаза на многие необходимые детали.

В вашу страну студенты (в основном из славянских государств) приезжают изучать российское общество, славистику, русский язык, а также многие точные науки. В этом плане их интересуют прежде всего культурно-исторические центры — Москва и Санкт-Петербург. Регионы в силу географической удаленности в менее выгодном положении. Но правильные маркетинговые шаги, в частности PR-кампании продвижения регионов, способны помочь в привлечении студентов.

— В принципе студенты из Европы проявляют интерес к российскому образованию. Но есть проблема недостаточной информированности. Российская система образования отличается хорошим качеством, а также высоким уровнем исследовательской школы. И если иностранцы об этом узнают, они будут стремиться в Россию. Хотя студенческая мобильность направлена в сторону более развитых стран. Экономический аспект мобильности существовал везде и всегда: и из Европы большая часть уезжает в США, а не в Южную Африку. Мы стараемся объяснять студентам, что богатая страна совсем не обязательно предполагает высокое качество образования.
В определенных сферах можно продуктивно работать во Вьетнаме, в Южной Африке или той же России.


Не забыть про косвенные эффекты Посторонним «В» Банк на каждой улице Грустный праздник На войне как на войне Пошел на посадку Против ВАС Забыть «Незабудку» Привлечь к социальной ответственности

Главная / Анализ