Главная / Анализ / В очередь за мечтой






… Ура! Решение принято, деньги на руках: берем новый Ford Focus II. Однако звонок в первый же автосалон поверг в шок: заявки на автомобиль в базовой комплектации с механической коробкой передач оформляются только на июнь 2007 года…

Фото - Андрей Порубов

При этом совокупные продажи иномарок низшей и средней ценовой категории только увеличивались. По данным участников исследования рынка новых иномарок, проведенного АЦ «Эксперт Урал» в июле этого года, прирост в первом полугодии-2006 составил 85% против 52% за первое полугодие 2005-го. Динамику обеспечили другие модели того же ценового уровня: очереди в автосалонах на самые востребованные авто спровоцировали миграцию покупателей в сторону марок Renault, Kia, Cispanoen. Они — новые лидеры по темпам увеличения продаж: 194%, 186% и 113% соответственно (напомним, летом прошлого года началась сборка Kia Specspana на ижевском заводе «Иж-Авто» и Renault Logan на московском «Автофрамосе».) «В нашем салоне спрос на все модели устойчивый, и на большинство из них он поднимается. Наименьший срок ожидания приходится на модели Chevrolet Spark и Lacetti –– три месяца, а вот Chevrolet Aveo и Lanos придется ждать от пяти до семи месяцев. Клиенты предпочитают машины, которые есть в наличии, а не находятся в пути», — отмечает специалист по рекламе салона «Автобан» (Екатеринбург) Наталия Остроумова.

Подобная ситуация складывается и с другими представителями сегмента бюджетных авто — Hyundai Getz, Chevrolet Aveo, Honda Civic, Toyota Corolla. Ждать заказанную машину приходится в среднем полгода (см. таблицу «Сроки ожидания самых дефицитных моделей иномарок в автосалонах Урала»). Приемлемая цена (от 9 до 15 тыс. долларов) и неплохие технические характеристики вывели эти модели в прошлом году в лидеры рейтинга потребительских предпочтений с наибольшей динамикой продаж. Темпы роста того же Ford на Урале в 2005 году составили 229%. Теперь предложение стало отставать от спроса, как следствие, кривая прироста пошла вниз: итог первого полугодия — 81% к соответствующему периоду прошлого года.

В последнее время добавился еще один фактор — ситуация на рынке недвижимости. Темпы подъема цен на жилье, к примеру, в Екатеринбурге (по данным Уральской палаты недвижимости) составляют 9% в месяц, средняя стоимость 1 кв. метра достигла уже 41 тыс. рублей (см. «Как в сказке», «Э-У» № 29 от 14.08.06). При такой динамике накопленные средства быстро обесцениваются. Сбережения, которые планировалось пустить на приобретение квартиры, теперь направляются на покупку иномарки. Следствие — резкий скачок спроса.

Откуда звон

Традиционных факторов роста спроса два. Во-первых, поднимается уровень благосостояния граждан: доходы россиян за отчетный период увеличились на 10,5% по сравнению с первым полугодием 2005-го. «Платежеспособность населения, требования к комфорту и безопасности, а с ними — спрос на автомобили иностранного производства — повышаются. Предложение отвечает: на рынке появляются качественные и недорогие авто, в том числе российской сборки», — обозначает тенденцию менеджер по рекламе и связям с общественностью автоцентра «Лада-Березовский» (Березовский) Анна Хованова. Во-вторых, расширяется сотрудничество банков и автосалонов: спецпрограммы, льготные схемы, снижение процентов по кредиту и лизингу делают покупку авто более доступной.


Кроме того, существует проблема транспортировки до дилерского центра: не хватает автовозов. По оценкам специалистов транспортных компаний, их количество в целом по России составляет 5 тыс. единиц, а требуется вдвое больше. Решив эту задачу, дилеры столкнутся с другим препятствием — низкой пропускной способностью автодорог. Некоторые компании рассматривают альтернативные способы доставки — морские и железнодорожные перевозки. «Вариант доставки иномарок по железной дороге не исключается. Но здесь та же беда, что и с автовозами: для транспортировки машин требуются специализированные вагоны, а их не так много. Поэтому доставить очередную партию авто широкой сети дилеров также проблематично», — делится начальник отдела продаж «Автоленд Север» (Екатеринбург) Вероника Заговалко.

Ни производители, ни дилеры к автобуму оказались не готовы. В очередной раз не хватило квот, установленных на Россию: они ограничены производственными возможностями заводов. С товарными потоками не справляется логистика: складская инфраструктура в Финляндии, через которую идут поставки всех иномарок в Россию, перегружена. Проект терминала для обслуживания ввозимых в Россию иномарок в Санкт-Петербурге планируется, его ввод позволит снизить стоимость хранения новых авто и сократить очереди, но это далекая перспектива.

Из-под полы
Найти объявление о продаже очереди несложно: форумы автомобильных сайтов пестрят переписками между продавцами и покупателями на этом рынке услуг. К примеру, очередь на Ford Focus II выпуска 2006 года можно купить за 500 — 650 долларов, место за Honda Civic, Mazda 3 и Nissan Tiana дороже, от тысячи.

Пока дилеры ищут пути выхода, на рынке появилась новая услуга. Чтобы ускорить покупку иномарки, люди готовы купить очередь на авто: заплатить за меньшее время ожидания.



До конца года дополнительных машин не предвидится. В условиях дефицита новая услуга будет востребована. «По итогам года рост продаж в среднем по России составит 50 — 60%. В 2007 году дефицит на иномарки сохранится, но будет не столь острым: объем квот увеличится, производители завершат формирование каналов поставки и продажи стабилизируются», — оценивает перспективу PR-менеджер автохолдинга «Машинный двор» (Пермь) Вадим Напарьин. «Продажи иномарок, особенно стоимостью до 15 тыс. долларов, будут только расти. Конкуренция внутри сегмента усилится», — подтверждает Наталия Остроумова.

Из приватной беседы со счастливым обладателем нового авто напрашивается вывод: по-видимому, продавцы очередей в большинстве случаев — менеджеры салонов. Схема проста: продаются «отказные машины». Прежний заказчик передумал покупать, а может, банк отказал в кредите. Сам салон ничего не теряет: при оформлении заявки на автомобиль вносится залог, который в случае отказа возвращается лишь частично. Но машина поступила и ее можно досрочно реализовать. Сами участники рынка информацию не подтверждают. «Я слышал о подобных случаях в Москве, но не в наших салонах. Возможно, существует определенная договоренность непосредственно между клиентами», — предполагает исполнительный директор ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский.

Дополнительные материалы:

Громких скандалов с продажей очередей на покупку авто на Урале еще не было. Но закрывать глаза на тенденцию не стоит. Даже слухи будут означать для дилера потерю репутации и доверия клиентов. Чтобы избежать проблемы, нужна грамотная работа с персоналом.

В качестве основного показателя при составлении рейтинга использован объем продаж автосалона в натуральном выражении на территории Уральского региона. Вспомогательные показатели — структура продаж по моделям и классам автомобилей, а также динамика объемов продаж.

Методы и информация
Исследование уральского рынка иномарок проведено АЦ «Эксперт Урал» в августе 2006 года. Опрошено более 130 автосалонов, 64 из них приняли участие в рейтинге.


Своевременная тема Лишь бы не плакало Поговорим о веревке Развязать бы мой язык Как в сказке Совсем другой Урал Железные перспективы Непрофильный актив «Образцовый» поселок

Главная / Анализ