Главная / Анализ / От имени и по поручению






Не так давно мне позвонил знакомый страховой агент и предложил застраховать мой автомобиль. Я отказался — условия этой страховой компании меня не устраивали — и хотел было вежливо попрощаться, но собеседник начал предлагать мне на выбор услуги сразу десяти страховых фирм. Правда, предупредил: если я выберу одну из них, то должен буду заплатить ему комиссионные. «Я теперь работаю страховым брокером», — объяснил он.

Иллюстрация - Евгений Русин

Теоретически институт страховых брокеров должен придать новый импульс развитию страхового рынка, повысить страховую культуру в обществе. Однако практика пока противоречива.

Брокерство как посредничество в оказании услуг между страхователем и страховщиком появилось на региональном рынке относительно недавно. Это закономерное следствие развития рынка, превращение его в рынок страхователя. «Теперь решение принимают не продавцы, а покупатели. Клиенты, будь то физические или юридические лица, ожидают, что страховая услуга будет спроектирована под их потребности», — так характеризует этап эволюции, вызвавший к жизни институт страхового брокерства, директор ООО «Страховой брокер “СБС”» Юрий Квачёв (см. интервью с Юрием Квачёвым).

Цивилизованный брокер выбирает страховые компании, продукты которых будет предлагать клиентам, на свое усмотрение. Вознаграждение получает от клиента. При этом ему законодательно разрешено оказывать услуги, связанные не только с заключением, но и исполнением договора, то есть с урегулированием страхового случая. Естественно, в этой ситуации затраты на организацию процесса ложатся на самого брокера.

Уравнение со многими неизвестными
Организация системы продаж розничных страховых продуктов всегда строилась на взаимодействии с посредниками. До сих пор в их роли выступали в основном страховые агенты. Агент работал от имени, за счет и по поручению конкретного страховщика, то есть представлял интересы одной страховой компании. Но тенденция расширить круг компаний, услуги которых можно продать, складывалась объективно: всегда встречались агенты, предлагающие клиентам услуги сразу нескольких фирм. (Заметим, что «серые брокеры» — большая проблема для страховщика: затраты на их содержание несет одна структура, а прибыль получает другая. Компании, вычисляющие таких агентов, стараются от них избавиться.)

Сдержанный пессимизм
По закону страховым брокерам категорически запрещено предлагать клиентам услуги по поручению страховщика: брокеры могут действовать либо по поручению страхователя, либо оказывать услуги от своего имени. К сожалению, затягивание процедуры лицензирования и, как следствие, отсутствие контроля привели к тому, что подавляющее большинство брокеров фактически работают агентами: страховые компании попрежнему платят им комиссию. Это первый серьезный минус, дискредитирующий профессию. Минус второй — большинство брокеров, выросших из агентов, предпочитают накатанные рельсы: они работают преимущественно с физическими лицами и в основном в сфере наиболее востребованного страхования автотранспорта. Между тем, как считает директор страховой компании «Северная казна» Александр Меренков, брокеры нужнее в другой нише — страховании рисков малого и среднего бизнеса: «Это может быть помощь в выборе страхового продукта, производстве выплат, при решении спорных вопросов». Однако занять эту нишу многие не в состоянии в силу низкого профессионального уровня: одно дело — оценить риски при заключении договора страхования автомобиля и совсем другое — если речь идет о какой-нибудь технологической линии. «Поэтому брокеры часто приносят в страховую компанию не самые лучшие риски. Они не могут и не хотят проводить качественный андеррайтинг. Их главная задача — получить комиссию. Именно по этой причине мы сотрудничаем только с двумя брокерами, это люди, которых я лично знаю по работе в страховом бизнесе и уверен в их профессионализме и порядочности», — говорит Александр Меренков.

Деятельность страховых брокеров подлежит лицензированию: этого требуют изменения, внесенные в закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в декабре 2004 года. На первых этапах развития института страхового брокерства в России работал уведомительный порядок регистрации в Федеральной службе страхового надзора: в целом по России официально заявили о желании заниматься этим видом бизнеса полторы тысячи человек. Они должны были пройти процедуру лицензирования к июлю 2005 года. Но срок перенесли на 1 июля 2007 года. Сколько за это время пришло на рынок новых брокеров и сколько ушло, неизвестно. Точное число брокеров, действующих сегодня в регионе, специалисты Инспекции страхового надзора по УрФО назвать затрудняются.

Правда, есть объективные факторы, препятствующие развитию этого института. Во-первых, страхователи, сотрудничающие с брокерами, пока морально не дозрели: они не готовы платить за дополнительный сервис. Во-вторых, есть неотрегулированные вопросы налогового законодательства. В частности, брокеры, находящиеся на стандартной системе налогообложения, должны платить НДС. Но их добавленная стоимость — не что иное, как часть страховой премии, которая этим налогом не облагается. Естественно, все это ведет к удорожанию услуг брокеров.

Брокер должен обладать характеристиками, позволяющими на высоком уровне взаимодействовать как со страхователями, представляющими самые разнообразные секторы экономики (от промышленности до сельского хозяйства), так и со страховыми компаниями. Без подготовки и воспроизводства квалифицированных кадров говорить о развитии страхового брокерства невозможно.

Дополнительные материалы:

Страховой рынок в России развивается динамично. И появление нового вида посредничества необходимо для его дальнейшего роста. Поэтому устранение проблем и противоречий — дело рук не только самих брокеров: очевидно, что помощь должны оказывать как страховые компании, так и регулирующие органы.

Минусы

Основные плюсы и минусы сотрудничества страховой компании с брокером
Плюсы
Снижение трудозатрат
Повышение качества обслуживания клиентов
Ускорение вопросов урегулирования убытков
Помощь в поиске клиентов
Анализ рынка, выявление проблем и конкурентных преимуществ


Потребительский патриотизм С широко закрытыми глазами Стандарт Европы Жизненно важный орган Здоров как бы Лесорубы ХМАО выехали на экспорте Сливают воду Под слово президента Вариант спасения

Главная / Анализ