Главная / Анализ / Горят мартеновские печи






3адуматься о завтрашнем дне предприятие, занимающее в своем сегменте 20% рынка, заставила стагнация основного потребителя — черной металлургии. В структуре совокупного объема продаж группы «Магнезит», в состав которой входит саткинский комбинат, доля «черников» — свыше 70%. Магнезитные огнеупоры, основной вид продукции комбината, используются преимущественно в мартенах. И перспективы здесь не радужные: с начала 90х мартеновское производство планомерно сдает позиции современным технологиям — электросталеплавильным, кислородноконвертерным и другим. Сегодня в общем объеме выплавки стали в России на долю мартенов приходится всего 20%, а к 2010 году металлурги планируют отказаться от них полностью.

Фото - Мария Истомина


Время, однако, подпортило конъюнктуру. С середины 90х металлурги начали активно развивать собственные огнеупорные подразделения, а на НТМК, например, огнеупорное производство («Никомогнеупор») даже вывели в самостоятельное предприятие. А в начале 2000х годов на российский рынок хлынула продукция украинских огнеупорщиков: импорт из соседнего государства хоть и не выходил за рамки 5%, но в условиях сжатости огнеупорного рынка страны (не более 3 млн тонн продукции в год) оказался критичен. В этих условиях третьим козырем должна была стать политика предприятия.

Добавим жару
История сдала «Магнезиту» два козыря. Первый — мощная сырьевая база, основу которой сегодня составляют Саткинское месторождение (запасы 150 млн тонн магнезита) в Челябинской области и Голубое (более 15 млн тонн) в Красноярском крае. Второй — крепкие связи с основными потребителями, крупнейшими предприятиями цветной и черной металлургии (такими как Магнитогорский, Новолипецкий, Нижнетагильский комбинаты), а также машиностроительной, цементной, химической отраслей.


Глобальная реорганизация производства так или иначе коснется всех цехов «Магнезита». В начале февраля 2006 года введены в эксплуатацию шлифовальные станки Wassmer (Германия). Установка нового оборудования позволит свести к минимуму производственные отходы, уменьшить брак (к 2010 году планируется снизить его с 13% до 5%), рентабельность и конкурентоспособность всего производства.

В мае 2005 года, после того, как завершилось юридическое оформление группы, совет директоров «Магнезита» принял программу стратегического развития до 2010 года. Программа предусматривает инвестиции в размере 6 млрд рублей. Средства планируется привлечь в ходе IPO, которое, по информации «ЭУ», может состояться уже в следующем году. Основная часть запланированных вложений (4 млрд рублей) пойдет на модернизацию головного комбината группы.

Для освоения новых видов продукции группа «Магнезит» использовала не только производственные мощности саткинского комбината, но и запустила в сентябре 2005 года на территории Челябинской области вместе с германской компанией Intocast совместное предприятие «Магнезит-Интокаст-Сатка». Оно будет ежегодно выпускать около 30 тыс. тонн неформованных огнеупоров для использования на тепловых агрегатах в черной металлургии.

Обновление производства периклазоуглеродистых изделий (периклаз — плавленый магнезит) запланировано под расширение экспортных поставок: эта продукция востребована в Чехии, Румынии, Германии. Уже в 2006 году отгрузки зарубежным потребителям планируется увеличить до 22 тыс. тонн в год: это на 76% больше, чем в 2005 году.




На развитие сырьевой базы стратегическая программа группы «Магнезит» намерена направить 1,5 млрд рублей. По словам генерального директора группы Сергея Одегова, при ежегодном уровне добычи 2,6 — 2,8 млн тонн сырья компании хватит минимум на полвека. Здесь постоянно ищут оптимальные решения его использования: «В разработке саткинских месторождений от преимущественно карьерного способа добычи мы постепенно переходим к более технологичному шахтному способу».

Наш ответ Цзябао
По прогнозам отраслевых аналитиков, в 2006 году импорт огнеупорной продукции в Россию увеличится до 10%. Прирост обеспечат китайские производители: они уже в прошлом году практически дотянулись по объемам поставок до коллег из Украины. Оценив угрозу масштабной экспансии с Востока, группа «Магнезит» еще четыре года назад открыла в Поднебесной первое совместное предприятие с китайской компанией Nanfang — Yingkou Dalmond Refractories Co., Lspan. Мотивация железная — понять движущие силы конкурента. Российскокитайское СП производит углеродсодержащие огнеупоры для электродуговых печей, кислородных конвертеров и прочего оборудования в черной металлургии и машиностроении. В 2005 году выпущено более 44 тыс. тонн продукции.

А стратегическим ноу-хау для «Магнезита» станет развитие сервисной составляющей в применении огнеупорной продукции. Предполагается развивать комплексное обслуживание тепловых агрегатов (Total Refractory Management). Речь идет о футеровке — внутренней огнеупорной обкладке металлургических печей. Сервис будет включать проектирование, поставку материалов и работу, гарантийное обслуживание и дальнейший контроль за целостностью обкладки. В России подобная практика не распространена, что даст группе «Магнезит» дополнительное конкурентное преимущество.

Главной целью «Магнезита» декларировано сохранение лидирующих позиций на рынке России и стран СНГ. «Мы должны всеми мыслимыми и немыслимыми способами сохранить за собой традиционные рынки сбыта, буквально вгрызаться в них, — говорит генеральный директор комбината Игорь Аникиевич. — Если Китай сюда зайдет, значит, мы что-то делаем неправильно. При этом тот же Китай и Европу (выход на европейский рынок группе обеспечила покупка немецкого завода Feuerfest Siegburg. — Ред.) держать в уме как перспективные».


В мае текущего года открыт второй завод в Китае в рамках того же СП — Wuxi Nanfang Dalmond Refractories Co. Lspan. Предприятие выпускает огнеупоры для машин непрерывного литья заготовок, применяемых в черной металлургии. Планируемый объем — 5 тыс. тонн изделий в год, 90% продукции предполагается реализовывать на рынке России и стран СНГ, 10% — экспортировать в страны Евросоюза.

Игорь Аникиевич тоже возлагает большие надежды на прирост в цементной промышленности. По его прогнозам, потребление продукции огнеупорщиков в этой отрасли будет ежегодно увеличиваться на 20% за счет расширения строительства. При таком развитии событий в «Магнезите» планируют «расти» как минимум на 5%.

Диверсифицируя отраслевые рынки сбыта, «Магнезит» вполне покроет снижение продаж, связанное с сокращением использования мартенов, считает аналитик ИК «Финам» Дмитрий Кипа: «Потенциально магнезитные огнеупоры могут иметь более широкую сферу применения. В частности, спрос на них есть в цементной и стекольной промышленности. Оба этих сегмента активно развиваются. так, производители цемента модернизируют и наращивают производственные мощности. Эти игроки могут сформировать дополнительный спрос на огнеупоры “Магнезита”».

Таким образом, переориентация «Магнезита» на рынок потребления огнеупоров в растущих сегментах в сочетании с расширением экспортных поставок должна помочь группе преодолеть сложности, связанные с сокращением производства мартеновской стали.




«Магнезит»: сто лет огнеупорства
Венчурные инвесторы XIX века — так сегодня можно было бы назвать российских промышленников Михаила Маркусона, Александра Шуппе и Александра Немировского: в 1900 году они приступили к добыче на Саткинском месторождении (Челябинская область) магнезита — огнеупорного минерала, ранее не известного в России. Позже, объединив капитал, создали «товарищество на вере». Так появилось предприятие по производству магнезитовых огнеупоров и каустического порошка. Первая партия магнезиальной продукции (порошка и кирпича из магнезита) выпущена в 1901 году.

Дополнительные материалы:

В предвоенном 1940 году челябинское предприятие было уже крупнейшим в стране производителем огнеупоров. В 1977 году «Магнезит» преобразован в комбинат: к нему присоединили Кыштымский огнеупорный завод и Челябинское рудоуправление. В частную собственность предприятие вернулось в феврале 1992 года.

Национализация предприятия совпала с началом гражданской войны. Большинство заводов-потребителей было разрушено или остановлено, спрос на огнеупоры резко упал. Вернуться к прежним объемам выпуска продукции заводу удалось в течение первых двух советских пятилеток.


Каменный гость, или Малахитовая шкатулка Khondro Samand: незнакомец с Востока Завоевание Севера Третьим будет Заметки принцессы на горошине Замкнутый круг банкрота Новое русло молочной реки «Лекс Электа» купила титан для друга Одна заветная

Главная / Анализ