Главная / Анализ / Дутые выгоды






Тема аутсорсинга в ИТ стала чрезвычайно популярной: конференции, круглые столы, статьи в журналах. Вот и в недавнем номере «Э-У» (см. «Маленький и быстрый») большая публикация посвящена все тому же ИТ аутсорсингу. И отзывы о нем почти сплошь — положительные. Между тем удачные аутсорсинговые проекты, известные мне, можно пересчитать по пальцам. Откуда такая вдохновленность идеей при минимальных практических результатах?

Иван Израйлев

Выход из такой ситуации есть: заключить договор с внешним поставщиком ИТ с фиксированной суммой расходов. Директора, приехав не солоно хлебавши во второй раз, вызывают начальника ИТ отдела и говорят: уважаемый, у тебя есть ровно месяц, чтобы вывести отдел в новое юрлицо. Заметьте: цели повысить эффективность ИТ не ставят. Вся каша с аутсорсингом заваривалась только чтобы привлечь инвестиции.

Вспомним историю появления ИТ аутсорсинга в России. В конце 90-х и особенно в начале 2000-х среди российских предприятий стала чрезвычайно популярной идея привлечения длинных и дешевых иностранных денег. Директора компаний потянулись на Запад, но вернулись ни с чем: тамошние инвесторы «слезам не верили». Они верили только отчетности по международным стандартам, составленной в солидной ERPсистеме, проверенной и завизированной аудиторской компанией. Предприятия внедрили системы, наладили учет, провели аудит — и директора поехали в Европу во второй раз. А составленная по мировым стандартам отчетность очень прозрачна. И вот инвесторы смотрят: в 2001м расходы ИТотдела — 50 млн рублей, а в 2002м —150 миллионов. «Это что за троекратный рост?» — спрашивают. «А это мы ERPсистему внедряли», — отвечают директора. «Но ведь получается, что это подразделение у вас финансово нестабильно, — говорят инвесторы, — где гарантия, что в следующем году вы не потратите 550? Как же мы вам денег дадим?». И не дают.

Естественно, все начальники ИТ отделов тут же сделались истовыми сторонниками аутсорсинга. И заработала PRмашина: конференции, статьи в журналах, доклады и аналитические записки…Менеджменту предприятий вдалбливали в подсознание: аутсорсинг — это хорошо. Началась вторая волна выведения ИТподразделений на аутсорсинг, на этот раз обусловленная модой.

Помимо директоров предприятий, получивших доступ к западным деньгам, в плюсе (и очень существенном) осталась еще одна категория людей — бывшие начальники ИТотделов, которые в одночасье стали директорами «самостоятельных» предприятий. Для ИТ-директоров аутсорсинг — это счастье: собственное юрлицо и счет в банке, высокая должность и соответствующий оклад, престижное авто с водителем, право принятия самостоятельных управленческих и кадровых решений… Но главное: если раньше нужно было обосновывать и согласовывать с руководством покупку каждой железки, сейчас достаточно выставить «материнскому» предприятию счет раз в месяц. Свобода!

Миф второй — прозрачность аутсорсинга. И это явное лукавство. Да, с точки зрения финансового учета, затраты более управляемы. Есть договор с внешней компанией, и предприятие будет стабильно платить за ИТуслуги, допустим 3 миллиона. Но что это за 3 миллиона? Непонятно. Стоят наши услуги столько и все тут. Менеджмент уже не знает, как формируется цена этой услуги. Как проверить, не завышена ли ее стоимость? Да никак.

Попутно вокруг темы аутсорсинга наплодилась масса на редкость устойчивых мифов. Миф первый — аутсорсинг позволяет экономить. На самом деле даже если вновь созданное ИТ предприятие станет продавать услуги по себестоимости, все равно выйдет дороже, чем когда оно было внутренним отделом: нужно же содержать на что-то бухгалтерию, юристов, административный аппарат. А если еще прибавить к себестоимости прибыль…

Может быть, поэтому на практике задача зарабатывать и не ставится. Не так давно я опросил около дюжины топ-менеджеров предприятий, выведших ИТподразделения на аутсорсинг. Задавал очень простой вопрос: а вы у тех, кто станет директорами самостоятельных ИТпредприятий, бизнесплан спрашивали? Те чуть не по лбу себя хлопали: точно, ведь это же бизнес организуется! Нам же бизнесплан надо было посмотреть! Но и пожелай они того, ничего б не вышло: свежеиспеченные «генеральные директора» его писать не умеют.

Наконец миф из мифов — подразделение, выведенное на аутсорсинг, будет не только обслуживать головное предприятие, но и работать на рынке и приносить акционерам дополнительные деньги. Блеф: бывший начальник ИТ отдела может быть прекрасным специалистом в программах и железе, съесть собаку на внедрении сложных систем, легко управляться с ИТ проектами. Но он не топ-менеджер. Он не разбирается в управлении и финансах, не знает рынка, не умеет руководить бизнесом. То же можно сказать о его команде. Они априори будут работать хуже, чем изначально самостоятельные ИТкомпании. В условиях конкуренции у них нет шансов.

А в остальных случаях нужно просчитывать все варианты и выбирать те, которые наиболее соответствуют бизнеспроцессам. Считать экономику. Я что-то сказал про юридическое лицо? И не скажу. Потому что значение имеет только то, какие услуги готов предоставить поставщик, их цена и качество. А будет он отделом внутри компании или самостоятельным предприятием — дело десятое. Аутсорсинг ради аутсорсинга — глупость.

Все сказанное не значит, что я противник аутсорсинга как такового. Иногда его и впрямь очень нужно использовать. Например, когда в банке та или иная система критична для бизнеса — стоит отдать ее на аутсорсинг одной из профессиональных крупных компаний (только учтите, что их в стране всего несколько). Выйдет дорого, зато надежно.


Ферросплавная вертикаль По мотивам Сальвадора Дали Тактический план захвата Тайны чайна-тауна Ford SMax: неожиданный поворот Lexus GS 450h: идеальный баланс Назад к звездам Налегке Разбор полетов

Главная / Анализ