Главная / Анализ / В очередь за деньгами

Ритейл — один из наиболее динамичных секторов экономики Урала: темпы роста в 2005 году составили 53% (для сравнения: средний показатель прироста по компаниям рейтинга — 35%). Эта тенденция характерна для всей России: предприятия розничной торговли в рейтинге «Эксперт 400» (№ 37 от 09.10.06) выросли за год на 52%. Основные сегменты ритейла, в которых работают гиганты отрасли, — продовольственная розница, бытовая техника и электроника, автомобили.





При этом прочные рыночные позиции сохранили все крупнейшие ритейлеры региона. К экспансии они начали готовиться еще в 2003 году, когда появились первые слухи об интересе инорегиональных компаний к Уралу. 2005-й не стал исключением. В предвкушении прихода таких гигантов, как IKEA и Auchan, местные сетевики весь год быстро осваивали новые территории и форматы. Основной прирост оборотов обеспечило открытие новых точек.

Для сетевого ритейла 2005 год прошел под знаменем крупномасштабной региональной экспансии. Начало ей положено еще в 2004м. На тюменском рынке заработала сеть «Эльдорадо», в Челябинске и Уфе — сеть универсамов «Патэрсон», в Екатеринбурге — гипермаркет «Гроссмарт». «Пятерочка» приняла решение о консолидации уральских активов, начав с выкупа франчайзинговых магазинов в Екатеринбурге. Впервые на уральский рынок вышел западный игрок: центры мелкооптовой торговли Mespano Cash & Carry появились в Уфе и Екатеринбурге.

Наиболее динамично уральские сетевики развивали формат гипермаркетов: в этом новом для себя качестве попробовались сети «СемьЯ», «Незабудка», «Ижтрейдинг». Значительно усилилась конкуренция в формате дискаунтеров.


Если в 2004 году практически все сетевики работали только в рамках своего города или области, то в 2005м они массированно пошли в соседние регионы. Так, «Купец» открыл магазин в Кургане, «Монетка» — в Челябинске и Уфе, «Мегамарт» — в Тюмени. Расширяли присутствие и в «домашних» областях, преимущественно в городах с населением более 100 тыс. жителей. Некоторые компании рискнули пробиться на высококонкурентные столичные рынки: гипермаркет «Матрица» начал работу в Москве, алкогольные супермаркеты «НормаН» — в СанктПетербурге.

В круг интересов инвесторов попали и автоцентры: вложения на молодом динамично развивающемся рынке обещали высокие дивиденды. Только за восемь месяцев прошлого года в регионе открылось 25 автосалонов. Многие автомобильные компании, выбрав мультибрендовую стратегию развития, должны были выстроить отдельные здания для каждой представляемой марки. Так появились новые автосалоны Hyundai, Mitsubishi, Ford, Chevrolet и Kia автохолдингов «УралАвтоИмпорт», «Машинный двор», «Автоленд». В итоге дилеры иномарок существенно укрепили позиции: объемы продаж машин на Урале выросли за год в среднем вдвое. Екатеринбург стал первым региональным городом, где начались официальные продажи Porsche. Свои силы на рынке опробовали китайские производители: с региональными компаниями заключены первые официальные дилерские соглашения.

Заметно более привлекательным стало строительство торговых центров. Так, в 2005 году введены в эксплуатацию такие крупные объекты, как «Парк Хаус» и «Гермес-Плаза» в Екатеринбурге (общая площадь — 55 и 17 тыс. кв. метров соответственно); вторая очередь «Премьера» и первая очередь «Гудвина» в Тюмени (23 и 21 тыс. кв. метров); «Алмаз», вторая очередь «Колизея» и «7 пятниц» в Перми (36, 25 и 21 тыс. кв. метров); «Незабудка» в Челябинске (18 тыс. кв. метров торговой площади).

Во-вторых, в ущербе логистика. Складские мощности перегружены. По различным оценкам, дефицит складов класса А только в Екатеринбурге составляет от 300 до 500 тыс. кв. метров. Понимание проблемы есть, а вот средств для ее решения — нет.

Симптомы и рецепты

Бурный экстенсивный рост сетевого ритейла, продолжившийся в 2006 году, выявил ключевую проблему: за его развитием не успевает инфраструктура. Во-первых, несмотря на бум строительства торговых центров, качественных торговых площадей не хватает. Все стремятся быстро занять пустующие ниши, поэтому выбор помещения не всегда оптимален. В итоге страдает формат сети: позиционирование размывается, риски потери управляемости разнородными объектами возрастают.

— Чтобы построить хорошую логистику, обеспечивающую высокую эффективность и низкую себестоимость, нужно как минимум 50 — 60 млн евро. Распределительный центр должен обеспечивать несколько городов региона: связываться с меньшим проектом вряд ли есть смысл. Для этого нужны дешевые длинные деньги и преференции чиновников. Процессы строительства и реконструкции складских мощностей класса С и D будут идти параллельно: с нуля строиться выгоднее новым приходящим игрокам, уже работающие логисты будут также строить или «поднимать» старые помещения, — считает исполнительный директор НП «Альянс» Алексей Подоляко.

К тому же, если инвестиции в строительство торгового центра могут окупиться за парутройку лет, то для складского комплекса и четыре года — не срок.

Хорошее решение в условиях необходимости реализации больших инвестиционных проектов — выход на рынок ценных бумаг. По данным cbonds.ru, объем облигаций в обращении, выпущенных российскими торговыми компаниями, составляет 2,1 млрд долларов: это примерно 8% от общего номинального объема бумаг. Планируется еще 2,5 млрд долларов. Среди уральских ритейлеров инструмент корпоративных заимствований использовали только «Машинный двор» (векселя на сумму 300 млн рублей), «Матрица» и «Монетка» (облигации на сумму 1,2 и 1 млрд рублей соответственно); «СемьЯ» уже погасила облигационный заем в 50 млн рублей, а «Незабудка» — векселя на сумму 275 млн рублей.

Среди крупнейших компаний региона особое внимание вопросам логистики уделяют «Юниленд», «Монетка», «Матрица». Одной из основных целей создания «Пятерочки Урал» заявлена централизация закупочной политики и оптимизации логистики (на днях к объединенным магазинам сети в Екатеринбурге и Челябинске примкнули и пермские точки).

На нас идет цунами
Наиболее вероятный сценарий развития событий в розничной торговле региона — волна слияний и поглощений, уже охватившая компании федерального масштаба (последняя крупнейшая сделка — слияние торговых сетей «Пятерочка» и «Перекресток»). Крупнейшие уральские ритейлеры с целью продать в конечном счете бизнес федеральным или зарубежным игрокам начнут поглощать мелкие и средние сети.

— Интерес к выпуску ценных бумаг у федеральных ритейлеров — от продовольственных сетей и бытовиков до металлотрейдеров — высокий. Многим компаниям, таким как «Копейка», «Перекресток», «Карусель», «Магнит», «Мир», «Техносила», удалось разместить бумаги под достаточно низкий процент, менее 10% годовых. Это показатель большой популярности вложений в динамично развивающуюся отрасль среди инвесторов. Местные лидеры розничной торговли также понимают: для дальнейшего развития, выхода за пределы региона, необходимо прибегать к внешнему заимствованию. Однако конкретных действий пока мало. Основная проблема — большинство из них закрыты: инвестору трудно оценить, что фактически представляет собой компания. IPO для уральского ритейла пока не актуально, но, возможно, в скором времени некоторые игроки проведут частное размещение акций — пакет или полностью бизнес будет продан стратегическому инвестору, — считает начальник отдела корпоративных финансов ИФК «Еврогрин» Антон Джуган.


Не бойся данайцев Заурядная победа Ижнефтемаш ищет хозяина По-взрослому При слове «культура» я хватаюсь за кошелек Чтоб не свернулось Французский десант Не пей, Вася, козочкой станешь Пара козырей

Главная / Анализ