Главная / Анализ / Третий звонок

В Верхней Салде сложилась особая ситуация: несмотря на относительно высокий потребительский потенциал, в городе иногородние бренды практически не представлены. Почему?

Развивая крупный сетевой бизнес, собственники традиционно интересовались только региональными центрами-миллионниками. Сейчас, когда они в первом приближении освоены, планка снижается. Огромный потенциал для развития бизнеса компании видят во «вторых городах» с населением 300 — 500 тысяч. Многие регионалы и некоторые федералы (такие как «Эльдорадо», «Евросеть») уже пришли в 30 —50тысячники. Последние примеры: продовольственная сеть «Монетка» (Екатеринбург) в конце апреля открыла магазины в Качканаре и Реже (оба — Свердловская область, численность населения — до 50 тыс. человек), СКБбанк (Екатеринбург) недавно начал работать в Алапаевске (Свердловская область, около 40 тыс. жителей). Для крупнейших игроков российского рынка это, как правило, франчайзинговые проекты. По словам директора по связям с общественностью сети «Техносила» Надежды Сенюк, в 2007 году компания планирует открыть 100 объектов, из них не менее 65 франчайзинговых магазинов в региональных городах на 50 — 150 тыс. жителей.

Расширив базу исследования в этом году, мы оценили ситуацию в Верхней Салде. Результаты показали: город возглавил группу наименее привлекательных для ведения бизнеса. в городе слабо развита деловая инфраструктура, не хватает коммерческих площадей. К примеру, нет ни одного крупного торгового центра. Все магазины и офисы располагаются преимущественно на первых этажах жилых домов. При этом стоимость одного квадратного метра велика и превышает цены в таких городах, как Магнитогорск и Березники. Рынок складской недвижимости не сформирован.

Не в фавореВ прошлом году аналитический центр «Эксперт Урал» провел исследование «Вторые города Большого Урала» (методику и результаты см.«Посторонним вход», «Э-У» № 47 от 18.12.06). Мы сравнили потребительские возможности и условия ведения бизнеса в 15 малых городах региона. Определены лидеры по всем показателям — Магнитогорск, КаменскУральский, Нижний Тагил, Первоуральск, Стерлитамак. Это города первой волны экспансии: здесь давно работают многие сетевики. Отрицательный сигнал для новых игроков — деловая инфраструктура близка к максимальной загрузке, уровень конкуренции высок. Наибольшим потенциалом для приходящих компаний обладают Соликамск, Орск, Нефтекамск и Златоуст: бизнес выгодно развивать здесь и сейчас.

Ситуацию усугубляет плохая транспортная доступность. К примеру, прямое железнодорожное сообщение с крупными областными центрами и столицей отсутствует. По оценкам экспертов, этот фактор существенно влияет на принятие решения о выходе в тот или иной город (его вес — 10,4%).

Высоки издержки на поиск и привлечение персонала. За высшим образованием молодежь уезжает в областной центр, а средние специальные учебные заведения выпускают недостаточное количество специалистов: четыре на тысячу жителей (против девяти, например, в Глазове, входящем в ту же группу по привлекательности). Основные кадровые ресурсы сосредоточены на градообразующем предприятии. Высокие цены на жилье в Верхней Салде и большие зарплаты в областном центре делают привоз топ-менеджеров и менеджеров среднего звена дорогим удовольствием.

Быстро растет среднемесячная заработная плата — на 57,5% за последние два года. Оборот розничной торговли составил в 2005 году 36,1 тыс. рублей на одного жителя: примерно столько же, сколько в Чайковском и Первоуральске. За 2006 год показатель вырос на 21%. Хорошую динамику показал оборот общественного питания — 30,8% к 2005 году. Высока обеспеченность населения автомобилями.

В ожидании волны
Тем не менее Верхняя Салда имеет все шансы войти в группу наиболее перспективных. Город обладает чрезвычайно высоким потребительским потенциалом. Это определяющий фактор при выборе точки для экспансии: его вес — 48%.

А это значит, что сейчас как местным предпринимателям, так и иногородним компаниям выгодно вкладываться в развитие инфраструктуры. Свободные ниши для инвестиций существуют в недвижимости (коммерческой и жилой), банковской сфере, сегменте образования, страховом и лизинговом бизнесе. Интересно развивать сети интернеткафе, салоны сотовой связи, точки общественного питания с высоким качеством обслуживания в определенных районах города.

Большие потребительские возможности ставят Верхнюю Салду по этому показателю в один ряд с Орском, Нефтекамском, отчасти даже с Нижним Тагилом. Неизбежно город будет привлекать внимание иногородних сетевых компаний.


Региональные авиаперевозки возрождаются Развить основной инстинкт Рынок коммерческой недвижимости Бумага из железа Мощнее и современнее Выигрышная самоликвидация Кто заткнул пробку Кому прищепки? Индивидуальный подход для 110 тысяч клиентов

Главная / Анализ